Автоспорт всегда был полем для технологических экспериментов. Формула 1 десятилетиями задавала стандарты скорости и инноваций, а появившаяся Формула E предложила альтернативное видение гонок — полностью электрическое. Формула E — это чемпионат по гонкам на электромобилях, который придумал испанский бизнесмен Алехандро Агаг. Он хотел показать, что электрические машины могут быть быстрыми и зрелищными, а заодно продвигать экологичные технологии. Соревнования начали проводиться с 2014 года под руководством Международной автомобильной федерации. Может ли Формула E когда-нибудь заменить королеву автоспорта, Формулу 1, или же они будут сосуществовать, дополняя друг друга?
Разница в технологиях: мощность против экологии
Главное отличие двух серий — силовые установки. Формула 1 использует гибридные турбированные двигатели V6, развивающие мощность более 1000 лошадиных сил. Эти моторы сочетают мощность и передовые технологии рекуперации — возвращения энергии для повторного использования, но остаются бензиновыми.
Формула E, напротив, с самого начала выбрала путь полной электрификации и экологичности. Современные болиды серии Gen3 развивают мощность до 350 кВт (около 470 л.с.), что значительно меньше, чем у Формулы 1. Однако электрические автомобили быстрее разгоняются благодаря мгновенному крутящему моменту, а в последних сезонах гонок в них внедрили технологии рекуперации, позволяющие возвращать энергию в батарею при торможении. Гонки проводятся в городах, чтобы минимизировать углеродный след от поездок зрителей, а команды стремятся свести к нулю выбросы парниковых газов. В Формуле 1 также есть планы по переходу на синтетическое топливо к 2030 году, но пока она остаётся менее экологичной.
Бюджеты и инвестиции: кто зарабатывает больше?
Формула 1 — это многомиллиардный бизнес. Команды, такие как Mercedes, Ferrari и Red Bull, тратят сотни миллионов долларов на разработку машин, персонал и исследования. После введения бюджетного потолка в 2021 году расходы ограничены $135 млн в год, но даже с этим ограничением F1 остаётся дорогостоящей серией. В 2023 году её выручка превысила $3 млрд.
Формула E, напротив, изначально создавалась как более доступный чемпионат. Бюджеты команд значительно ниже — в среднем от $20 до $50 млн в год. Большую часть затрат покрывают спонсоры, среди которых крупные автоконцерны: Porsche, Nissan, Jaguar, Maserati.
Кто в лидерах? Состав участников
Формула 1 славится звёздами мирового автоспорта: Льюис Хэмилтон, Макс Ферстаппен, Фернандо Алонсо. Формула E пока не может похвастаться столь громкими именами, но в ней выступают бывшие пилоты F1, такие как Себастьен Буэми, Паскаль Верляйн и Жан-Эрик Вернь.
Молодые гонщики чаще выбирают Формулу 1, так как она предлагает больше возможностей для карьеры, славы и финансового успеха. В Формулу E чаще переходят пилоты, которые не смогли закрепиться в F1 или ищут новые возможности.
Аудитория: кто смотрит гонки?
Формула 1 привлекает более 1,5 миллиарда зрителей за сезон, среди которых любители скорости и инженерных достижений, а её глобальная популярность только растёт. Формула E пока отстаёт: её аудитория оценивается в 300–400 миллионов зрителей в год, ориентирована на молодое поколение и экологически сознательную аудиторию, а дешёвые, по сравнению с Формулой 1, билеты делают их более доступными.
Может ли Формула E заменить Формулу 1?
Пока Формула 1 остаётся главной серией в автоспорте, но становится очевидным, что будущее за электрическими технологиями. Возможно, через 20–30 лет мы увидим переход F1 на электричество или объединение этих серий.
Формула E не сможет заменить F1 в ближайшем будущем, но она уже доказала, что может сосуществовать с ней, предлагая альтернативу для производителей, спонсоров и зрителей. Пока это не конкуренты, а два разных взгляда на автоспорт: скорость и престиж против инноваций и экологичности.