1 октября Санкт-Петербург отметил 115-летие петербургского трамвая. 29 сентября 1907 года в городе началось регулярное движение электрического транспорта, которое продолжается несмотря ни на какие трудности и события прошлого и настоящего.
И в честь этого события на Кронверкском проспекте состоялась выставка городского электрического транспорта былых времён и нашего времени. Конечно, программа была более насыщенная, от традиционного полуденного выстрела из пушки на Петропавловской крепости в честь этого события, до праздничного концерта совсем неподалеку от упоминаемого нами события, возле театра Балтийский дом.
Но мы предлагаем вам сейчас вместе с нашей «бродячей камерой» прогуляться по Кронверкскому проспекту и взглянуть на раритетные (и не очень) трамваи.
Экспозиция начинается с трамвая «Brush», который закупали для столицы Российской империи в Англии на одноимённом заводе. Именно эти трамваи и открывали трамвайное движение в нашем городе. Кстати, у пассажиров эти трамвайчики получили ласковое народное название «Брешка». Но он и вправду заслуживает уменьшительно-ласкательного имени. Кстати, первоначально трамвай был разделен перегородкой на две части, на «первый» и «второй» класс (который стоил подешевле). И ещё любопытный факт, «Брешки» эксплуатировались и в Ленинграде, вплоть до 30х годов.
Жаль, что в этом любопытнейшем трамвае так и не удалось посидеть, так как он был оккупирован целиком и полностью малыми детишками. Которые как куча муравьев ползали везде где можно и дергали всё что можно и нельзя. Ну на то они и дети.
Также детишками оккупирована была и конка – этакий прародитель трамвая на конной тяге. Конечно лошадки, которые были запряжены в конку на самом деле были несколько помощнее, но не будем придираться, это всё чисто символически. Скорость этого транспорта была совсем невысокой – максимум 8 км/час, поэтому горожане часто упоминали такую шутливую поговорку: «Конка, конка, догони цыплёнка». Ну что ещё сказать, это конечно реплика с символическим номером 114. Именно конка №114 стала первым в мире электрическим трамваем, запущенным 22 августа 1880 года инженером Фёдором Аполлоновичем Пироцким в Петербурге.
МС-1, вагоны этой серии эксплуатировались в Ленинграде с 1927 года по 1968й. Выпускались ленинградским заводом «Красный путиловец» и отличались невероятной живучестью. Ведь даже когда в 1968 году прекратилась их эксплуатация в нашем городе, то они были отремонтированы и направлены в Минск и другие города Советского союза, где продолжили свою трудовую деятельность.
МС-2, моторный стальной трамвай образца 1931 года. Это премьера, новый экспонат музея городского электрического транспорта. Его отреставрировали специально к празднику и представили широкой публике. Этот вагон долгие годы работал буксиром на Петербургском трамвайно-механическом заводе, где и заработал своё весьма громкое прозвище «Хозяин». Кстати, его цвет морской волны неспроста, именно в такой цвет в период 80х годов красили служебные трамваи, коим он и являлся.
«Американка», трамвай ЛМ-33 Ленинградский моторный образца 1933 года вместе с ЛП-33 Ленинградский прицепной того же года. Эти гиганты, собранные по образу и подобию американских вагонов фирмы Peter Witt работали в городе дольше, чем какие-либо другие пассажирские вагоны – целых 45 лет! Как говорится, моё уважение!
А это «Слон» или ЛМ-49. Такое интересное прозвище трамваю подарили ленинградцы за внушительный вес, характерную окраску и округлые формы. Цифра 49 в наименовании модели означает 1949 год, год начала выпуска этого трамвая. При его постройке был впервые применён металлический кузов, что явилось принципиально новым и важным техническим решением.
Интересно, что в процессе эксплуатации «Слонов» произошёл курьёзный случай, который как бы подтверждает его народное название. Однажды с этим трамваем при выезде из ворот Кировского завода столкнулся трейлер с новым танком. Как гласит городская легенда, в результате аварии трейлер был смят и не подлежал восстановлению, упавший танк отправился обратно на завод для ремонта, а трамвайный поезд ушёл в парк на осмотр с разбитой передней частью, но своим ходом.
Праздничный ЛМ-57. Вагон имеет обтекаемые формы, по моде конца пятидесятых, времени освоения космоса. Интересно, что эти трамваи получили новую окраску, по Ленинграду ходили жёлто-синие, жёлто-зелёные и оранжево-алые вагоны, за что впоследствии трамвай получил прозвище «Стиляга». Ну и плюс ко всему в трамвае впервые появились мягкие сиденья, отопление а также за счет подрезиненных колёс значительно была снижена шумность. Комфорт и красота! Представленный на выставке трамвай проработал на линии до 1983 года.
И вновь, трамвай получивший интересное народное название. ЛМ-68 «Аквариум». Конструкторы отказались от округлых и плавных линий, которые были модными в конце 1940-х-1950-х гг. Внешний вид вагона отвечал дизайну того времени. ЛМ-68 имел угловатые формы и отличался большой площадью остекления. Окна появились даже на крыше вагона, вот отсюда и пошло название «Аквариум». Ну а лично мне спереди этот трамвай напоминает робота с планеты Железяка, ну если кто понимает, о чем я говорю:)
Представленный на выставке вагон №6249 проработал в городе до 1993 года, а впоследствии передан в музей.
ЛМ-68М или «Машка». Модернизированный вариант трамвая ЛМ-68. В этой модели были учтены ряд конструктивных недостатков, присущих ЛМ-68, усилена жесткость кузова, но значительно упрощён дизайн. К середине 80-х годов, ЛМ-68М практически вытеснили все иные модели трамваев в Ленинграде, пережили лихие 90-е и эксплуатировались вплоть до 2017 года.
Грузовой вагон ГМу, что означает «Грузовой моторный усиленный» 1940 года выпуска. Эти вагоны использовались для доставки сырья к предприятиям, не имевшим своего соединения с железной дорогой, а также вывоза с них готовой продукции. Во время Великой Отечественной войны участвовали в перевозке материалов для постройки оборонительных укреплений, эвакуации предприятий и даже ценностей Эрмитажа, подвозе боеприпасов и продовольствия, вывозе снега и мусора. Последние такие "электро-грузовички" эксплуатировались вплоть до 2008 года.
Ещё один трудяга - Трамвайный самоходный кран завода «Красный Путиловец» 1927 года. Такой трамвай был выпущен только в единственном экземпляре, и предназначался для ремонта путей и прочих работ с этим связанных. Правда с 1927 года он претерпел три модернизации, в ходе которых не раз менялась кабина, а также было полностью заменено грузоподъёмное оборудование. Эксплуатировался в Службе пути по прямому назначению до 2012 года.
Далее идут современные трамваи, которые сейчас эксплуатируются в Санкт-Петербурге. ЛМ-99АВН, ЛВС-2005 и ЛМ-2008, изготовлены на Петербургском трамвайно-механическом заводе, но некоторые из них эксплуатируются не только в нашем городе.
71-631.02.02 – Трехсекционный трамвайный вагон производства «Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М. Кирова». В данной модификации 71-631-02 трамвайный вагон оборудован двумя кабинами водителя и двусторонним расположением дверей.
71-801 (Трам-Рус, он же т.н. «Альстом»). 4 таких трамвая эксплуатируются в Санкт-Петербурге, ещё один такой трамвай в Москве, но, насколько мы поняли, не эксплуатируется. Очень классный дизайн, комфорт и приличная скорость. Вот что можно сказать об этом вагоне.
71-623-02 (КТМ-23) Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М.Кирова. Эксплуатируется в Петербурге с 2014 года. Но трамваи данной модели работают не только в нашем городе, но и во многих городах России, и не только.
«Витязь-М» - трехсекционный трамвай производства «ПК Транспортные системы». эксплуатируются в Горэлектротрансе с 2017 года.
«Богатырь-М» - Петербург стал первым городом в мире, который начал регулярную эксплуатацию трамваев с комплексом активной помощи водителю. Таких систем нет ещё нигде в России. Комплекс активной помощи водителю от Cognitive Pilot включает в себя систему активной безопасности и систему контроля бодрствования водителя. При отсутствии адекватной реакции водителя на подсказки системы, она самостоятельно снижает скорость трамвая вплоть до полной остановки.
«Витязь-Ленинград» - новинка 2021 года. Первый российский алюминиевый трамвай "Витязь-Ленинград" - с середины апреля 2021 года работает на маршруте № 60. Всего в город поступили 2 трамвайных вагона данной модели. В отличии от «Витязя» он легче, меньше нагружает пути, тише и дешевле в обслуживании. Отличает его от своих «братьев» острый нос, полагаю, что впоследствии благодаря этой индивидуальной черте он ещё получит своё настоящее народное название.
Учебный вагон ЛМ-99АВ. С виду неказистый, но внутри оснащен всем необходимым для обучения будущих водителей трамвая. Кстати, он имеет небольшой запас автономного хода, чтобы водитель не растерялся в нестандартной ситуации. Ну а если растеряется, то наставник, чьё рабочее место расположено рядом, поможет. Также водитель-инструктор может со своего места имитировать неисправности подвижного состава.
Вагон-лаборатория контактной сети эксплуатрируется в Горэлектротрансе с 2014 года. Вагон выполнен на базе обычного пассажирского трамвая типа ЛМ-68М, который ранее эксплуатировался в Службе пути Горэлектротранса, но внутри обладает «внушительной начинкой», позволяющей выполнять свою специфическую работу в любое время года, а также дня и ночи. Обслуживает вагон-лабораторию экипаж всего из 2х человек.
Поливомоечный вагон ПМ-21 Службы пути. В городе сейчас три поливомоечных машин, переоборудованных из отслуживших своё обычных пассажирских трамваев. Этот вагон сделан на базе трамвая КТМ-5м3 и рассчитан на мойку не менее 6 километров пути на одной заправке, при ширине обрабатываемой зоны не менее 6 метров.
Ну и замыкал праздничную колонну очень вкусный трамвай. Вагон-кафе 5000. Построен Горэлектротрансом в 2015 году, внутри мягкие сиденья, столики и уютная обстановка. Теперь очень захотелось прокатиться на таком трамвайчике по городу, попивая кружечку кофе.
Ну что ж, надеюсь наша прогулка была интересной. Поздравляем любимый город и Горэлектротранс с праздником, и надеемся, что встретим также интересно и следующие юбилеи открытия трамвайного движения в Петербурге.
Хочется также выразить огромную благодарность пресс-службе СПб ГУП Горэлектротранс за помощь в подготовке сюжета!
Спасибо друзья за просмотр, оставайтесь с нами и никуда не уходите, ведь мы приготовим для вас ещё что-нибудь интересненькое. Заглядывайте в нашу группу в ВК, а также на YouTube!
С большим приветом из Города-Героя Ленинграда, до новых встреч друзья-товарищи!