Найти в Дзене
Nikita Cherenkov

Машина смерти на Кубани во время ВОВ

Для того чтобы быстрее и более скрытно уничтожать советских патриотов, гитлеровцы с осени 1942 года стали использовать специально изобретенное для этого машины, получившие известность среди населения под наименованием «душегубки». В них силой вталкивали советских людей и отравляли их отработанными газами дизель-мотора, содержавшими окись углерода высокой концентрации.

Именно в столице Кубани впервые были применены «душегубки». Появление «машин смерти» в городе - один из самых страшных эпизодов оккупации Краснодара. Историки отмечают, что ранее их опробовали в Польше, но так массово начали применять уже в Краснодаре.
«Душегубками» называли немецко-фашистский газовый автомобиль «Газваген», представлявший собой мобильную газовую камеру, которую нацисты применяли для массового истребления гражданского населения на оккупированной территории СССР и Восточной Европы и военнопленных. Выпуская в камеру угарный и выхлопной газ, фашисты отправляли жертв в последний путь.
Кузов имел форму вагона без окон, внутри обит оцинкованным железом. Пол тоже был железным и на нем лежала деревянная решетка. Дверь кузова обита резиной, с помощью автоматического замка плотно закрывалась. На полу автомашины под решеткой находились две металлические трубы, в которых были частые полусантиметровые отверстия; от поперечной трубы вниз через отверстие оцинкованного пола выходила резиновый шланг, на конце которого шестигранная гайка с резьбой, соответствующей резьбе на конечности выхлопной трубы мотора. Этот шланг навинчивался на выхлопную трубу, и при работающем моторе все выхлопные газы идут во внутрь кузова этой герметически закрытой машины. В результате скопления газов находящийся в кузове человек через непродолжительное время умирал.

Машины эти находились в распоряжении оберштурмбанфюрера (это звание соответствовало званию подполковника, Курта Кристмана, начальника зондеркоманды СС 10-А. Но сколько их «работало» в городе точно неизвестно. Сначала они выезжали в рейс по пятницам, а потом несколько раз в неделю. По словам очевидцев, газенвагены были неудобны в эксплуатации: после выгрузки трупов приходилось убирать человеческие экскременты и выделения. А вот загрузка душегубок считалась работенкой почище: одно дело - затолкать человек по шестьдесят в каждую из машин, и совсем другое - вытаскивать из них трупы, закапывать их, а потом мыть фургоны. Немцы рук не марали, и, как правило, обслуживанием душегубок занимались предатели, переметнувшиеся на сторону фашистов. Один из русских полицаев зондеркоманды СС 10-А жаловался: «Всегда в грязи, в дерьме, халатов не давали, рукавиц не давали, мыла не хватало, а убирать требовали аккуратно!» В общем, жадничали немцы, не обеспечивали помощников спецодеждой и моющими средствами.

По несколько раз в неделю, а иногда по 2-3 раза в день «душегубки» загружались арестованными из подвалов гестапо и направлялись в район завода измерительных приборов, где ни в чем неповинные советские граждане отравленные газами сбрасывались в большой противотанковый ров. В «душегубках» уничтожались не только намеренно арестованные, но и лица, случайно схваченные на улицах при массовых облавах.

-2

Загоняли в машину по 40-60 человек, а потом в ров просто сбрасывали людей. Закапывать было запрещено. Известью гашенной посыпали для того, чтобы заразы было меньше. Это было в назидание всем остальным, чтобы видели — будет вот так, не сопротивляйтесь

-3

Всего в Краснодарском крае в «душегубках» хладнокровно убито около 6700 человек. Фашисты же считали, будто в машинах смерти умирать легко. Практически благое дело совершают, «не мучают, дают заснуть».
Отмечаются случаи, когда из «душегубок» людям удавалось спастись.

Авто
5,66 млн интересуются