Найти в Дзене
КруиЗеро

Метаморфозы слова «катер»

Оглавление

Сергей Балакин

Катер – штатное плавсредство корвета «Стерегущий». Фото автора
Катер – штатное плавсредство корвета «Стерегущий». Фото автора

Катер – слово обрусевшее

В отечественном ВМФ большинство терминов имеют иностранное происхождение. Это относится и к классам кораблей. Крейсер, фрегат, корвет – всё это производные от аналогичных английских, немецких и голландских слов, сохранившихся до наших дней. Но среди них несколько особняком стоит слово «катер». Оно тоже иностранного происхождения, но у нас прижилось и применяется повсеместно. Возможно, кого-то удивит тот факт, что в зарубежных военных флотах аналогов этому слову практически нет: вместо них применяются слова boat, craft, launch и их производные. За пределами бывшего СССР термин «катер» встречается в ВМС только одной страны – Польши (например, торпедный катер по-польски – kuter torpedowy). Правда, ещё есть катера (cutters) в составе Береговой охраны США, но они имеют мало общего с катерами в нашем понимании. Поскольку выглядят вот так:

Корабль береговой охраны США «Kimball» официально именуется катером (cutter). Фото автора
Корабль береговой охраны США «Kimball» официально именуется катером (cutter). Фото автора

Попробуем разобраться, откуда взялось слово «катер».

Катер и клипер

Слово «катер» происходит от английского «каттер» (cutter). Так назывались небольшие парусные суда, появившиеся в XVII веке у контрабандистов южного побережья Англии. Вскоре подобные парусники стали строить немцы (kutter), французы (cotre), шведы (cotter). Кстати, у нас по сей день для обозначения английских прародителей используется термин «куттер» - вероятно, либо от немецкого слова, либо от искажённого прочтения английского.

Этимология слова «cutter» понятна. Глагол «cut» в переводе означает «срезать», а cutter – «резак». Подразумевается, что cutter - судно быстроходное, с острыми обводами, позволяющими резать волны.

Поначалу куттер был прозвищем, которое применяли к разным быстроходным судам – яхтам, шлюпам, кечам и др. Но со временем куттер сформировался как особый тип (в современном понимании - класс) одномачтовых военных парусников.

Невольно возникает аналогия с термином «клипер», появившимся два века спустя. Слово «clipper» происходит от глагола «clip» - срезать, стричь. Куттер резал волну, а клипер срезал – ну абсолютная идентичность!

Как и куттер, клипер тоже появился как прозвище для небольших быстроходных балтиморских шхун, и лишь позже стал применяться для обозначения торговых судов с корабельным парусным вооружением. Причём чётких критериев, какое судно может считаться клипером, а какое нет, не существовало. Официальным же классом кораблей он стал только в одной стране – в России. Речь идёт о винтовых клиперах Российского Императорского флота. Правда, чем они отличались от парусно-паровых корветов, существовавших и у нас, и в других странах, так и осталось неясным. Скорее всего, это была своего рода «пиар-акция»: мол, само слово «клипер» говорит, что он быстроходнее корвета. Хотя на самом деле клипера преимущества в скорости по сравнению с зарубежными корветами не имели.

Английский военный куттер. Гравюра Жан-Жерома Божана, 1817 г.
Английский военный куттер. Гравюра Жан-Жерома Божана, 1817 г.

Парусные, вёсельные, паровые и… ракетные

Итак, что же из себя представляли парусные куттеры? Первоначально это были небольшие суда с одной или двумя мачтами, несущими косые паруса. По конструкции и размерам они могли быть совершенно разными. Но в XVIII веке класс куттеров появился в составе Ройял Нэйви, и параметры судов стали чётко регламентироваться. Отныне это были одномачтовые суда с батареей из 10-12 орудий на верхней палубе. Помимо косых парусов они обычно несли и прямые – марсель, брамсель и иногда брифок. Особенностями корпуса куттера стали острые обводы и наклонная, в корму, линия киля, уменьшавшая риск получить серьёзные повреждения при посадке на мель. В составе флота парусники использовались для посыльной и разведывательной службы.

В первой четверти XIX века преемниками куттеров стали тендеры. По сути это были те же самые суда; авторитетный автор К.Х.Марквардт в книге «Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века» не разделяет их и пишет: тендеры (куттеры).

Модель английского военного куттера «Alert», 1777 г.
Модель английского военного куттера «Alert», 1777 г.
Чертёж корпуса куттера «Skylark», 1821 г.
Чертёж корпуса куттера «Skylark», 1821 г.

В Российском флоте катера появились в 1782 году как класс боевых судов. Любопытно, что само слово существовало в двух написаниях – собственно катер (производная от английского) и коттер (от шведского). Поначалу катерами (коттерами) у нас называли все военные парусники размером меньше шнявы, за исключением разве что парусно-гребных судов. Например, в классической книге А.Я.Глотова «Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля» (1816 г.) говорится, что катера «различаются между собою наиболее их оснасткой, по которой называются: бригами, люггерами, галетами, тендерами или просто одномачтовыми катерами». Так, знаменитый двухмачтовый катер «Меркурий», купленный в 1788 году в Англии (позже он взял в плен шведский фрегат «Венус»), был типичным бригом. Но класса бригов в русском флоте тогда ещё не существовало (он появился в 1793-м), поэтому «Меркурий» числился катером.

Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 г. Худ. А.П.Боголюбов
Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 г. Худ. А.П.Боголюбов

Но постепенно в Российском флоте, как и в британском, катера превратились в самостоятельный класс военных одномачтовых судов. И они стали очень похожи на «англичан». Обычно их вооружение состояло из 8-14 орудий и лёгких фальконетов, число которых иногда превышало два десятка. Последние такие катера были построены для Черноморского флота в 1826 году; следующие аналогичные суда уже именовались тендерами.

Российский 14-пушечный катер «Дрозд», 1808 г.
Российский 14-пушечный катер «Дрозд», 1808 г.

Тем временем понятие «катер» существенно расширилось. Вероятно, одна из причин, почему англичане переименовали куттеры в тендеры, это то, что термин «cutter» стал применяться для обозначения определённого типа корабельных шлюпок. В британском Королевском флоте комплект рабочих и спасательных лодок на большом корабле был строго регламентирован. Типов шлюпок насчитывалось много: ялы, вельботы, пиннасы, гиги… Были среди них и куттеры – довольно большие парусно-гребные суда длиной до 30 футов и одной-двумя съёмными мачтами. Они уже не были быстроходными, скорее наоборот. И название «резак» сохранилось за ними просто по традиции.

Чертёж английской корабельной шлюпки - парусно-гребного куттера, 1896 г.
Чертёж английской корабельной шлюпки - парусно-гребного куттера, 1896 г.

Российский флот позаимствовал конструкцию шлюпок у англичан, и в комплекте спасательных средств на наших кораблях тоже появились аналоги куттеров, способные ходить на вёслах и под парусом. У нас их опять же назвали катерами.

Когда в XIX веке крупные шлюпки стали оснащать паровыми двигателями, то поначалу они сохранили свои названия: steam cutter, steam pinnace и т.п. Но постепенно их вытеснили термины steam boat и steam launch. Примерно так же поступили и другие флоты, во многом бравшие пример с «владычицы морей». И cutter как тип шлюпок повсеместно исчез. Но только не в России.

Чертёж английского 25-футового парового куттера, 1888 г.
Чертёж английского 25-футового парового куттера, 1888 г.

В отечественном флоте слово «катер» не только не исчезло, а наоборот стало приобретать всё большую популярность. На смену гребным катерам пришли паровые, потом моторные. В составе ВМФ появилось несколько классов и подклассов боевых единиц: противолодочные катера, торпедные, ракетные, бронекатера, катера-тральщики…

14-вёсельный моторный катер на крейсере «Киров», 1950-е гг. Фото из коллекции автора
14-вёсельный моторный катер на крейсере «Киров», 1950-е гг. Фото из коллекции автора
Ракетный катер «Чувашия» на параде в Кронштадте, 2019 г. Фото автора
Ракетный катер «Чувашия» на параде в Кронштадте, 2019 г. Фото автора

Заметим, что в годы Второй мировой войны аналоги наших торпедных катеров в Англии и США именовались fast attack craft - дословно «быстрое штурмовое изделие», а в Германии schnellboote – «быстрая лодка». Что же касается упомянутой Польши, то следует иметь в виду, что первые торпедные катера в составе польских ВМС появились лишь в послевоенные годы, и они были переданы Советским Союзом. Вполне объяснимо, почему их назвали kutrami, то есть катерами…

Такие книги когда-то можно было купить в Москве в магазине «Дружба» на улице Горького…
Такие книги когда-то можно было купить в Москве в магазине «Дружба» на улице Горького…

Лоцманские и гоночные

В то время как в военных флотах суда, именуемые катерами/куттерами, сильно трансформировались, то в мире яхтинга и малых парусников они долгое время сохранялись в первозданном виде. Куттерами, то есть «резаками», по-прежнему именовали быстроходные одномачтовые парусники. В первую очередь это относилось к гоночным яхтам и лоцманским судам. В Англии, к примеру, даже появился подкласс парусников Bristol Channel pilot cutter – лоцманские катера Бристольского канала. В XIX веке государственной лоцманской службы ещё не было, и лоцманы работали индивидуально как частные предприниматели. Конкуренция вынуждала их иметь быстроходные суда с хорошей мореходностью, чтобы обогнать соперников и первым достичь приближающегося судна, которому требовалась проводка по сложному фарватеру. Собственно, на лоцманских судах линия развития классических парусных куттеров и закончилась.

Участник знаменитой регаты America's Cup куттер «Valkirie», 1893 г.
Участник знаменитой регаты America's Cup куттер «Valkirie», 1893 г.
Изящный английский парусник «Lizzie May» - реплика лоцманского куттера, построенная в 1998 г. по чертежам XIX века. Фото автора
Изящный английский парусник «Lizzie May» - реплика лоцманского куттера, построенная в 1998 г. по чертежам XIX века. Фото автора

Таможенные и рыбацкие

Помимо лоцманов быстроходные парусные куттеры оказались востребованными у таможенников, которым нередко приходилось гнаться за контрабандистами. Как и в случае с лоцманскими судами, появился подкласс таможенных куттеров - revenue cutters. Они были аналогами тендеров военного флота.

Английский таможенный куттер «Wickham», 1825 г. Худ. Роберт Сэлмон
Английский таможенный куттер «Wickham», 1825 г. Худ. Роберт Сэлмон

Интересную метаморфозу претерпели таможенные куттеры США. Поначалу это были те же самые одномачтовые тендеры, но постепенно они росли в размерах, становились шхунами, затем паровыми судами и мореходными канонерскими лодками, но по-прежнему именовались куттерами. Эта традиция сохраняется по сей день: в составе американской береговой охраны все корабли независимо от их размера называются cutters. В том числе фрегаты водоизмещением в 4500 т. И даже знаменитый парусный барк «Eagle» официально числится «учебным куттером»!

Американский таможенный куттер «Onondaga» (1898 г.)
Американский таможенный куттер «Onondaga» (1898 г.)
Куттер береговой охраны «Midgett» в порту Гонолулу, 2019 г. Фото автора
Куттер береговой охраны «Midgett» в порту Гонолулу, 2019 г. Фото автора

От классических куттеров произошли и рыболовные суда – фишкуттеры (по-немецки fischkutter). Но они с самого начала были мало похожи на прародителя. Например, в знаменитом альбоме чертежей Чапмана голландский фишкуттер XVIII века имеет парусное вооружение кеча и обводы, напоминающие галошу. Уже ничего общего с «резаком»!

Голландский фишкуттер XVIII века. Рис. из альбома «Architectura Navalis Merecatoria» Фредрика Хенрика аф Чапмана
Голландский фишкуттер XVIII века. Рис. из альбома «Architectura Navalis Merecatoria» Фредрика Хенрика аф Чапмана

В северной Европе парусные фишкуттеры строились вплоть до начала Второй мировой войны. Любопытно, что одно из таких судов можно увидеть в Санкт-Петербургском яхт-клубе. Это яхта «Лукулл», переоборудованная из немецкого фишкуттера постройки 1920-х годов.

Яхта «Лукулл» во время парусного фестиваля на Неве. Фото автора
Яхта «Лукулл» во время парусного фестиваля на Неве. Фото автора

Преемниками парусных фишкуттеров стали суда, оснащённые двигателем. Их необычная разновидность появилась во время Второй мировой войны. В 1940-е годы по заказу Кригсмарине на малых верфях в Германии и других странах, в том числе на оккупированных территориях, массово строились катера типа KFK - Kriegsfischkutter (дословно «военный рыболовный катер»). Предельно упрощённые, тихоходные, с деревянными корпусами, они тем не менее активно использовались в роли тральщиков, противолодочных и сторожевых катеров.

Модель катера типа KFK
Модель катера типа KFK

Моторные фишкуттеры строились и в послевоенные годы; наиболее активно – в Восточной Германии. Последние серии именовались heckfangkutter («катер кормового лова») и по нашей классификации являлись малыми рыболовными траулерами.

Алжирское рыболовное судно «Chiffa II» (1973 г.) – один из последних фишкуттеров, построенных на верфях ГДР
Алжирское рыболовное судно «Chiffa II» (1973 г.) – один из последних фишкуттеров, построенных на верфях ГДР

«По-ихнему» это не cutter, а motorboat. Но в нашем понимании катер выглядит именно так:

Фото автора
Фото автора

Другие статьи на тему «морской филологии»:

Катера
7974 интересуются