Сергей Балакин
Катер – слово обрусевшее
В отечественном ВМФ большинство терминов имеют иностранное происхождение. Это относится и к классам кораблей. Крейсер, фрегат, корвет – всё это производные от аналогичных английских, немецких и голландских слов, сохранившихся до наших дней. Но среди них несколько особняком стоит слово «катер». Оно тоже иностранного происхождения, но у нас прижилось и применяется повсеместно. Возможно, кого-то удивит тот факт, что в зарубежных военных флотах аналогов этому слову практически нет: вместо них применяются слова boat, craft, launch и их производные. За пределами бывшего СССР термин «катер» встречается в ВМС только одной страны – Польши (например, торпедный катер по-польски – kuter torpedowy). Правда, ещё есть катера (cutters) в составе Береговой охраны США, но они имеют мало общего с катерами в нашем понимании. Поскольку выглядят вот так:
Попробуем разобраться, откуда взялось слово «катер».
Катер и клипер
Слово «катер» происходит от английского «каттер» (cutter). Так назывались небольшие парусные суда, появившиеся в XVII веке у контрабандистов южного побережья Англии. Вскоре подобные парусники стали строить немцы (kutter), французы (cotre), шведы (cotter). Кстати, у нас по сей день для обозначения английских прародителей используется термин «куттер» - вероятно, либо от немецкого слова, либо от искажённого прочтения английского.
Этимология слова «cutter» понятна. Глагол «cut» в переводе означает «срезать», а cutter – «резак». Подразумевается, что cutter - судно быстроходное, с острыми обводами, позволяющими резать волны.
Поначалу куттер был прозвищем, которое применяли к разным быстроходным судам – яхтам, шлюпам, кечам и др. Но со временем куттер сформировался как особый тип (в современном понимании - класс) одномачтовых военных парусников.
Невольно возникает аналогия с термином «клипер», появившимся два века спустя. Слово «clipper» происходит от глагола «clip» - срезать, стричь. Куттер резал волну, а клипер срезал – ну абсолютная идентичность!
Как и куттер, клипер тоже появился как прозвище для небольших быстроходных балтиморских шхун, и лишь позже стал применяться для обозначения торговых судов с корабельным парусным вооружением. Причём чётких критериев, какое судно может считаться клипером, а какое нет, не существовало. Официальным же классом кораблей он стал только в одной стране – в России. Речь идёт о винтовых клиперах Российского Императорского флота. Правда, чем они отличались от парусно-паровых корветов, существовавших и у нас, и в других странах, так и осталось неясным. Скорее всего, это была своего рода «пиар-акция»: мол, само слово «клипер» говорит, что он быстроходнее корвета. Хотя на самом деле клипера преимущества в скорости по сравнению с зарубежными корветами не имели.
Парусные, вёсельные, паровые и… ракетные
Итак, что же из себя представляли парусные куттеры? Первоначально это были небольшие суда с одной или двумя мачтами, несущими косые паруса. По конструкции и размерам они могли быть совершенно разными. Но в XVIII веке класс куттеров появился в составе Ройял Нэйви, и параметры судов стали чётко регламентироваться. Отныне это были одномачтовые суда с батареей из 10-12 орудий на верхней палубе. Помимо косых парусов они обычно несли и прямые – марсель, брамсель и иногда брифок. Особенностями корпуса куттера стали острые обводы и наклонная, в корму, линия киля, уменьшавшая риск получить серьёзные повреждения при посадке на мель. В составе флота парусники использовались для посыльной и разведывательной службы.
В первой четверти XIX века преемниками куттеров стали тендеры. По сути это были те же самые суда; авторитетный автор К.Х.Марквардт в книге «Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века» не разделяет их и пишет: тендеры (куттеры).
В Российском флоте катера появились в 1782 году как класс боевых судов. Любопытно, что само слово существовало в двух написаниях – собственно катер (производная от английского) и коттер (от шведского). Поначалу катерами (коттерами) у нас называли все военные парусники размером меньше шнявы, за исключением разве что парусно-гребных судов. Например, в классической книге А.Я.Глотова «Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля» (1816 г.) говорится, что катера «различаются между собою наиболее их оснасткой, по которой называются: бригами, люггерами, галетами, тендерами или просто одномачтовыми катерами». Так, знаменитый двухмачтовый катер «Меркурий», купленный в 1788 году в Англии (позже он взял в плен шведский фрегат «Венус»), был типичным бригом. Но класса бригов в русском флоте тогда ещё не существовало (он появился в 1793-м), поэтому «Меркурий» числился катером.
Но постепенно в Российском флоте, как и в британском, катера превратились в самостоятельный класс военных одномачтовых судов. И они стали очень похожи на «англичан». Обычно их вооружение состояло из 8-14 орудий и лёгких фальконетов, число которых иногда превышало два десятка. Последние такие катера были построены для Черноморского флота в 1826 году; следующие аналогичные суда уже именовались тендерами.
Тем временем понятие «катер» существенно расширилось. Вероятно, одна из причин, почему англичане переименовали куттеры в тендеры, это то, что термин «cutter» стал применяться для обозначения определённого типа корабельных шлюпок. В британском Королевском флоте комплект рабочих и спасательных лодок на большом корабле был строго регламентирован. Типов шлюпок насчитывалось много: ялы, вельботы, пиннасы, гиги… Были среди них и куттеры – довольно большие парусно-гребные суда длиной до 30 футов и одной-двумя съёмными мачтами. Они уже не были быстроходными, скорее наоборот. И название «резак» сохранилось за ними просто по традиции.
Российский флот позаимствовал конструкцию шлюпок у англичан, и в комплекте спасательных средств на наших кораблях тоже появились аналоги куттеров, способные ходить на вёслах и под парусом. У нас их опять же назвали катерами.
Когда в XIX веке крупные шлюпки стали оснащать паровыми двигателями, то поначалу они сохранили свои названия: steam cutter, steam pinnace и т.п. Но постепенно их вытеснили термины steam boat и steam launch. Примерно так же поступили и другие флоты, во многом бравшие пример с «владычицы морей». И cutter как тип шлюпок повсеместно исчез. Но только не в России.
В отечественном флоте слово «катер» не только не исчезло, а наоборот стало приобретать всё большую популярность. На смену гребным катерам пришли паровые, потом моторные. В составе ВМФ появилось несколько классов и подклассов боевых единиц: противолодочные катера, торпедные, ракетные, бронекатера, катера-тральщики…
Заметим, что в годы Второй мировой войны аналоги наших торпедных катеров в Англии и США именовались fast attack craft - дословно «быстрое штурмовое изделие», а в Германии schnellboote – «быстрая лодка». Что же касается упомянутой Польши, то следует иметь в виду, что первые торпедные катера в составе польских ВМС появились лишь в послевоенные годы, и они были переданы Советским Союзом. Вполне объяснимо, почему их назвали kutrami, то есть катерами…
Лоцманские и гоночные
В то время как в военных флотах суда, именуемые катерами/куттерами, сильно трансформировались, то в мире яхтинга и малых парусников они долгое время сохранялись в первозданном виде. Куттерами, то есть «резаками», по-прежнему именовали быстроходные одномачтовые парусники. В первую очередь это относилось к гоночным яхтам и лоцманским судам. В Англии, к примеру, даже появился подкласс парусников Bristol Channel pilot cutter – лоцманские катера Бристольского канала. В XIX веке государственной лоцманской службы ещё не было, и лоцманы работали индивидуально как частные предприниматели. Конкуренция вынуждала их иметь быстроходные суда с хорошей мореходностью, чтобы обогнать соперников и первым достичь приближающегося судна, которому требовалась проводка по сложному фарватеру. Собственно, на лоцманских судах линия развития классических парусных куттеров и закончилась.
Таможенные и рыбацкие
Помимо лоцманов быстроходные парусные куттеры оказались востребованными у таможенников, которым нередко приходилось гнаться за контрабандистами. Как и в случае с лоцманскими судами, появился подкласс таможенных куттеров - revenue cutters. Они были аналогами тендеров военного флота.
Интересную метаморфозу претерпели таможенные куттеры США. Поначалу это были те же самые одномачтовые тендеры, но постепенно они росли в размерах, становились шхунами, затем паровыми судами и мореходными канонерскими лодками, но по-прежнему именовались куттерами. Эта традиция сохраняется по сей день: в составе американской береговой охраны все корабли независимо от их размера называются cutters. В том числе фрегаты водоизмещением в 4500 т. И даже знаменитый парусный барк «Eagle» официально числится «учебным куттером»!
От классических куттеров произошли и рыболовные суда – фишкуттеры (по-немецки fischkutter). Но они с самого начала были мало похожи на прародителя. Например, в знаменитом альбоме чертежей Чапмана голландский фишкуттер XVIII века имеет парусное вооружение кеча и обводы, напоминающие галошу. Уже ничего общего с «резаком»!
В северной Европе парусные фишкуттеры строились вплоть до начала Второй мировой войны. Любопытно, что одно из таких судов можно увидеть в Санкт-Петербургском яхт-клубе. Это яхта «Лукулл», переоборудованная из немецкого фишкуттера постройки 1920-х годов.
Преемниками парусных фишкуттеров стали суда, оснащённые двигателем. Их необычная разновидность появилась во время Второй мировой войны. В 1940-е годы по заказу Кригсмарине на малых верфях в Германии и других странах, в том числе на оккупированных территориях, массово строились катера типа KFK - Kriegsfischkutter (дословно «военный рыболовный катер»). Предельно упрощённые, тихоходные, с деревянными корпусами, они тем не менее активно использовались в роли тральщиков, противолодочных и сторожевых катеров.
Моторные фишкуттеры строились и в послевоенные годы; наиболее активно – в Восточной Германии. Последние серии именовались heckfangkutter («катер кормового лова») и по нашей классификации являлись малыми рыболовными траулерами.
«По-ихнему» это не cutter, а motorboat. Но в нашем понимании катер выглядит именно так:
Другие статьи на тему «морской филологии»: