На Петербургском международном газовом форуме научно-производственный комплекс «Пермские моторы» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха представил полноразмерный макет газотурбинного двигателя ПД-14ГП-1/-2.
Наш главный экспонат
Сегодня пермские моторостроители разрабатывают на базе газогенератора авиационного двигателя ПД-14 газотурбинный двигатель промышленного назначения ПД-14ГП-1/-2, полноразмерный макет которого был представлен на газовом форуме. На базе ПД-14ГП-1/-2 планируется создать установки ГТУ-12ПД и ГТУ-16ПД мощностью 12 и 16 МВт.
Новые ГТУ будут соответствовать всем современным требованиям, выдвигаемым предприятиями топливно-энергетического комплекса России, а также международным экологическим требованиям благодаря применению эффективных конструкторских решений, технологии «сухой» малоэмиссионной камеры сгорания.
ГТУ на базе двигателя ПД-14ГП-1/-2 предполагается использовать как в составе газоперекачивающих агрегатов для транспортировки газа, так и в составе газотурбинных электростанций для выработки электроэнергии и тепла.
Основными преимуществами ПД-14ГП-1/-2 являются увеличение топливной экономичности на 6-8%, эмиссия NOx – менее 50 мг/м3, ресурс – 200 тысяч часов. Промышленная модификация двигателя ПД-14 по коэффициенту полезного действия превосходит все западные аналоги примерно на 2%. Это большая экономия, которая в рамках годовой эксплуатации двигателя исчисляется сотнями миллионов рублей.
Развитие и перспективы
НПК «Пермские моторы» проводит модернизацию техники промышленного назначения. Например, в связи с ужесточением экологических требований, разработаны и осваиваются газотурбинные установки с малоэмиссионной камерой сгорания, уже реализованной в составе ГТУ-16ПМ и ГТУ-25ПМ.
В планах – создание ГТУ нового поколения и на базе более мощного двухконтурного турбовентиляторного авиационного двигателя ПД-35.
С учетом того, что иностранные компании-производители турбин уходят с нашего рынка, перспективные наработки, в том числе газотурбинные установки мощностью 30-40 МВт будут востребованы.
«Приземление» авиадвигателей
На сегодняшний день на предприятиях топливно-энергетического комплекса России работают более 1200 ГТУ производства «ОДК-ПМ». Суммарная наработка парка превысила 38 млн часов. 716 ГТУ (59% от общего количества) изготовлены для «Газпрома». Суммарная мощность оборудования для главного газового концерна страны превышает 12 000 МВт (77%), а суммарная наработка — 18 848 609 часов (48%).
География эксплуатации пермских ГТУ широка: от Республики Беларусь до острова Сахалин, от центральных областей Турции до побережья Карского моря. Установки надежно работают в любых климатических условиях.
Предприятия НПК «Пермские моторы» не только создают газотурбинное оборудование на базе высоких авиационных технологий, но и обеспечивают комплекс работ по вводу оборудования в эксплуатацию, обучение персонала заказчика, а также широкий спектр сервиса.
Визитная карточка продукции — высокие потребительские качества и ресурсные показатели при низких затратах на обслуживание и ремонт. Многолетняя эксплуатация пермских газотурбинных установок и энергоагрегатов подтвердила их надежность и эффективность.
СПРАВКА
Основные преимущества ПД-14ГП-1/-2:
· увеличение топливной экономичности на 6-8% по сравнению с аналогами собственной разработки (ГТУ-12П, ГТУ-16П);
· уровень эмиссии NOₓ до 50 мг/м³, уровень СО — не более 100 мг/ м³;
· назначенный ресурс — 200 тыс. часов;
· эксплуатация — по техническому состоянию.
В начале 1990-х годов предприятия научно-производственного комплекса «Пермские моторы» — «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-ПМ» — выступили инициаторами создания газотурбинного оборудования на базе авиационных технологий для предприятий топливно-энергетического комплекса России.
В 1993 году была собрана и запущена первая газотурбинная установка ГТУ-12П. На объектах Газпрома пермские ГТУ работают с 1994 года. В том числе участвуют в значимых проектах: «Северный поток», «Сила Сибири», «Ямал» и др.