Платформа Panther, созданная американским подразделением Ford, была последней рамной базой для легковых автомобилей в истории одного из крупнейших американских автопроизводителей. В этот раз я сделаю "экскурсию" только по машинам Ford на этой платформе, в 2 частях (вторая будет про Crown Victoria). Позднее опишу и машины других марок.
Дебют первых автомобилей на этой платформе состоялся в 1978 году. Она представляла из себя рамное шасси с рессорной задней подвеской, созданное специально для флагманских моделей автомобилей сразу 3 брендов, в первую очередь Ford и Mercury, и лишь в начале 80-х на продукции Lincoln.
В 1977 году бо́льшая часть американских автомобилей среднего и высшего классов корпорации GM прошли через даунсайзинг и были значительно уменьшены в размерах. Главный конкурент - Ford - незамедлительно принял вызов и также решил провести ту же самую процедуру для своих моделей среднего и высшего классов, выпускаемых в Штатах.
Ford LTD 3 поколения
Год начала продаж: 1978
Первой "ласточкой" на пути к уменьшению для компании, которую основал старина Генри, стал Ford LTD третьего поколения, выпуск которого стартовал на заводе в Луисвилле, штат Кентукки 31 июля 1978 года.
Хотелось бы ещё вкратце упомянуть о линейке в целом. Ведь существовали 2 разные "ветви" Ford LTD: одна в Америке и другая в Австралии. При этом они не были связаны друг с другом ничем, кроме названия и флагманского статуса: LTD в Австралии всегда был лишь люксовой комплектацией Ford Fairlane, а в США с 1966 года LTD выпускался как вполне самостоятельная модель, ранее это была самая дорогая комплектация для Ford Galaxie. Сама аббревиатура расшифровывается как "Luxury Trim Decor", и впервые её применили в 1965 году. Второе поколение LTD было выпущено в 1968 году, и вместе с соплатформенным Mercury Marquis он был выпущен за 10 лет тиражом в 7.5 миллионов экземпляров!
Линейка кузовов новинки попала под сокращение: исчезли доступные для предшественника кабриолет и хардтоп. Однако в линейке, помимо 4-дверного седана, остались 2-дверный седан LTD и 5-дверный универсал LTD Country Squire.
У абсолютно нового LTD на платформе Panther было немало преимуществ перед предшественником: длина седанов составляла 5.3 метра, это почти на 40 см меньше, чем у предшественника с аналогичными кузовами. Универсал в этом поколении был на 15 см длиннее седанов за счёт заднего свеса, но и короче своего предшественника на 28 см. При этом, объем салона был, по словам Ford, "самым большим среди всех LTD". В автомобиле всего было 6 мест: спереди 3-х местный диван с подлокотником посередине спинки, который в опущенном положении превращал его в двухместный. В случае с Country Squire можно было доплатить за 2 одноместных кресла в багажнике, развёрнутых друг напротив друга, и тогда получалось аж 9 мест.
Под капотом у LTD 3 были V-образные 8-цилиндровые карбюраторные двигатели серии Windsor с нижним расположением распредвала (схема OHV). Базовым был 4.9 литровый V8 мощностью мощностью 130 л.с. (были и двигатели послабее с такой компоновкой, так что не удивляйтесь). Но существовал и вариант помощнее, он развивал 170 л.с. с 5.8 литров объёма. Оба двигателя стыковались с 3-ступенчатой автоматической трансмиссией, рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке.
Автомобиль выпускался в двух комплектациях: базовой и Landau. Между ними было немало внешних отличий, проще всего их можно отличить по дизайну оптики: люксовый вариант был с четырехфарной передней оптикой и оранжевыми поворотниками. А вот в базе машины выпускались всего с двумя фарами спереди и прозрачными поворотниками.
В 1979 году было выпущено 356535 Ford LTD 3, модель оказалась крайне успешной, очень много LTD поступило на работу в полицию и такси.
Уже в 1980 году проходит первая модернизация автомобиля, в ходе которой были полностью пересмотрены комплектации автомобиля: базовый LTD превратили в LTD S, а люксовый вариант переименовали в LTD Crown Victoria. Название Crown Victoria было актуально ещё в 50-х, именно так в то время называлась самая престижная версия Ford Fairlane. В 1956 году от "Крауна" отказались, и это название Фордом так и не было использовано ни на одной модели до возрождения в 1980 году. В свою очередь, между LTD S и LTD Crown Victoria появилась промежуточная версия, которая не имела своего названия и продавалась просто как Ford LTD.
В 1981 году в гамме Ford появляется один из самых слабых V8 за всю историю американского автопрома, и его решили устанавливать именно на LTD: с 4.2 литров объёма в двигателе из всё того же семейства Windsor снимали всего лишь... 120 лошадиных сил!
Этот двигатель ставился только на базовые версии и не был доступен для комплектации Crown Victoria, для этого мотора была подготовлена и новая 4-ступенчатая автоматическая трансмиссия серии AOD, также с рычагом переключения на руле. Внешность немного подретушировали с помощью нового, горизонтального "прицела" на решётке вместо вертикального, а также нового переднего бампера без вентиляционных отверстий и с креплением номерного знака сбоку. Неотъемлемой частью внешнего вида также стали новые зеркала на ножках и передние двери с форточками. Считались, что они улучшали обтекаемость угловатого автомобиля.
В 1982 году Ford пересмотрел линейку моделей в США. Название LTD получила рестайлинговая Ford Granada 2 поколения (американская, не имеет ничего общего с немецкой), а старый, рамный LTD на платформе Panther продолжили производить как LTD Crown Victoria, правда это касается лишь седанов - универсалы по-прежнему именовались как LTD Country Squire. Так и существовали бок о бок какое-то время 2 абсолютно разных автомобиля практически с одним названием. Именно приставка Crown Victoria стала отделять флагманскую линейку рамных автомобилей от среднеразмерной на базе Ford Fox.
Ford LTD Crown Victoria/Country Squire не только сменили название, но и тут же получили ряд изменений, причём не только визуальных. Во-первых, в производстве остался только вариант с "люксовой" внешностью, то есть с четырехфарной оптикой. Во-вторых, появились голубые овалы Ford на решётке радиатора и крышке багажника, вместо которых ранее были лишь надписи "FORD", при этом фирменный "прицел" с капота никуда не делся. В-третьих, 4-ступенчатый автомат AOD окончательно заменил 3-ступенчатую трансмиссию Ford C3 на двигателях объёмом 4.9 и 5.8 литра. И есть даже в-четвёртых и в-пятых: в качестве опции появился бортовой компьютер, который указывал текущий расход бензина, а продажа машин а 5.8 литровым двигателем частникам в Штатах была прекращена из-за низкого спроса: такой мотор теперь устанавливался только на LTD, поступавшие на службу в полицию. Однако в Канаде он по-прежнему был доступен всем опционально.
Кстати о полицейских LTD хотелось бы немного рассказать отдельно: они отличались от тех, что продавал Ford другим людям и организациям усиленными тормозами и рамой, системой охлаждения, упрощённой отделкой салона и специальными световыми приборами (мигалки, фары-искатели), а также передними бамперами с большими клыками. На местах их могли оборудовать кенгурятниками и ещё чем-нибудь, а также красить в свои цвета: напомню, что у каждого американского штата свои полицейские ведомства, поэтому стандарты цветовых гамм у машин для копов у всех различаются, кстати и в наши дни всё так же. Какого-либо отдельного индекса у LTD для полиции не было: до появления названия Police Interceptor ещё очень далеко.
В 1983 году LTD прошли второй рестайлинг, который отличался новой решёткой радиатора с крупными ячейками (такая стоит на полицейской Crown Victoria сверху и ещё на паре машин в этом посте), а также новыми задними фонарями, уже без надписей LTD. В то же время Ford прекратил производство 4.2 литрового 120-сильного двигателя, так что единственным доступным для частников мотором в США стал 4.9 литровый V8, который, напомню, развивал 130 сил.
В 1984 году в модельном ряду Ford появляется новинка: Crown Victoria Station Wagon - вариант Ford LTD Country Squire с упрощённой отделкой, без боковых деревянных панелей. Он предлагался в двух комплектациях: базовой, S и LX. 4.9 литровый двигатель был форсирован со 130 до 140 л.с. за счёт внедрения электронного блока управления Ford EEC IV.
Crown Victoria SW был довольно популярен у сторонних фирм в качестве основы для катафалков, однако в частные руки они тоже продавались в небольшом количестве.
В 1985 году стартовало производство Ford Taurus, который мнговенно установил в США моду на "биодизайн". На фоне этой машины LTD Crown Victoria смотрелся как пришелец из прошлого, однако его уют, простота и надёжность уже вошли в сердца многих жителей США и Канады. Его приходилось адаптировать под современные реалии до появления преемника, поскольку Таурус не претендовал на замену столь большого авто. Тогда и был обновлён дизайн интерьера LTD Crown Victoria: появился новые кассетный магнитофон и система управления климатом, а также с торпеды убрали шильдик LTD и перенесли гудок с подрулевого переключателя в сам руль, на котором изменилось местоположение кнопок. В качестве дополнительной меры безопасности был внедрён дополнительный стоп-сигнал: у седанов он был на задней полке внутри салона, у универсалов - снаружи, на багажной двери.
В 1986 году 4.9-литровый двигатель был переведен с карбюратора на впрыск топлива, после чего его мощность поднялась до 150 л.с. А ещё состоялся дебют минивэна Ford Aerostar, который пришёл на смену "универсальным" LTD, правда их производство всё равно продолжили - чего не скажешь о Crown Victoria в кузове "Landau"(он же двухдверный седан), для которого 1986 стал последним полным годом на конвейере: из 124 тысяч проданных Crown Victoria в различных кузовах лишь каких-то 6.5 тысяч были в кузове купе, поэтому в 1987-м их производство свернули.
Рестайлинг 1988 года
В 1988 году Ford LTD Crown Victoria и Country Squire претерпели масштабный рестайлинг: седаны и универсалы обзавелись другими бамперами (передний - с креплением номера в центре, а не сбоку), фарами, интегрированными в новую решётку радиатора с эмблемой по центру, трехобъёмный кузов щеголял переделанной задней частью с новыми фонарями, заходящими на задние крылья, а также сглаженной крышке багажника с увеличенной площадкой для номерного знака. Внутри же поменяли сиденья, а также включили кондиционер и электронные часы в список стандартного оборудования. Двигатель объемом 5.8 был переведён с карбюратора на впрыск: его мощность увеличилась на 10 л.с. и составила 180 "лошадей".
Пока разработка новой Crown Victoria шла полным ходом, старый LTD в 1990 году обзавёлся несколькими деталями, которые в будущем появятся на его преемнике, пусть и в немного ином виде: это новое торпедо, которое, правда, всё ещё со старым ленточным спидометром, а также руль с водительским Airbag-ом и трехточечные ремни безопасности для задних пассажиров .
В 1991 году жизненный цикл Ford LTD Crown Victoria подошёл к завершению: ему на замену пришла новая Ford Crown Victoria, о которой я тоже обязательно напишу в одном из следующих выпусков...
Заводы, на которых в разные годы выпускали Ford LTD 3 поколения/LTD Crown Victoria:
США:
Фабрика Ford в Атланте, штат Джорджия(1978-1986). Причина прекращения производства: переход на выпуск Ford Taurus
Фабрика Ford в Пико-Ривере, штат Калифорния (1978-1981). Причина прекращения производства: закрытие завода
Фабрика Ford в Луисвилле, штат Кентукки (1978-1982). Причина прекращения производства: переход на выпуск Ford Bronco II
Завод Ford в Сент-Луисе, штат Миссури (1983-1986). Причина прекращения производства: переход на выпуск Ford Aerostar
Канада:
Фабрика Ford в Оквилле, провинция Онтарио (1978-1981). Причина прекращения производства: переход на выпуск Ford Escort (US)
Фабрика Ford в Сент-Томасе, провинция Онтарио (1983-1991). Причина прекращения производства: решение Ford прекратить выпуск модели и начало производства преемника - Ford Crown Victoria.
Тираж модели: 1919730 экземпляров, из них 1421045 4-дверных седанов, 288923 универсала и 199762 двухдверных седана
#fordltd
#fordltdcrownvictoria
#ретро
#американский автопром
#ford