Рад приветствовать всех на своём канале!
Флагманский перевозчик Московской области "Мострансавто" (МТА) получил 110 автобусов ЛиАЗ-4292 в конце августа (об этом событии даже опубликовал отдельный пост). Останавливаться на достигнутом МТА не собирается, уже появился новый тендер на закупку 200 автобусов среднего класса.
В сегодняшней статье проведу небольшой обзор автобусного парка Мострансавто.
Сразу оговорюсь, речь не будет идти о моделях, которые закупались мелкими партиями (можно вспомнить про 10 машин MAN A78 для Коломны или 20 автобусов МАЗ-206/226), а также про технику, переданную на безвозмездной основе из столичного Мосгортранса.
ЛиАЗ-5292
- Годы поставок: 2013-2015, 2017, 2020
- Всего поставлено 1717 автобусов
- Количество действующих ≈ 1350
Самая распространённая модель автобуса большого класса на территории России. Мострансавто ЛиАЗы-5292 начал закупать в 2013 году на замену устаревшим машинам ЛиАЗ-5256.
Сегодня эксплуатируются ЛиАЗы-5292 различных модификаций. На автобусах ранних поставок установлен двигатель MAN, а с лета 2014 года закупалась техника исключительно с отечественным движком ЯМЗ. Кстати, весной 2014 пришли первые автобусы в фирменном окрасе "Наше Подмосковье" - с серой "юбкой" и жёлтой полосой.
Также поступила небольшая партия машин с длиной кузова 10,5 метров, притом в двухдверной и трëхдверной модификациях.
2020 год - МТА получает 632 автобуса уникальной модификации ЛиАЗ-529265-03 для пригородных маршрутов, а также 29 единиц техники с учебной кабиной.
ЛиАЗ-4292
- Годы поставок: 2016-2017, 2022
- Всего поставлено 622 автобуса
- Количество действующих ≈ 430
Именно под нужды МТА Ликинский завод разработал новый автобус среднего класса ЛиАЗ-4292. Первые машины закуплены в начале 2016 года. Вселилась надежда, что эти "коротыши" смогут частично заменить автобусы малого класса.
К сожалению, всё пошло по другому сценарию. ЛиАЗы-4292 стали использовать на длинных пригородных маршрутах вместо старых больших автобусов. Естественно такие замены сказались на комфорте, ведь ехать стоя и в тесноте не очень приятно (напомню, что 4292 поступали в компоновке с 18 местами для сидения).
За последние несколько лет участились поломки и сходы с линии, а многие автобусы начали становиться "к забору". Как итог - большое количество техники находится на консервации и ждёт своей участи (речь об автобусах поставок 2016-2017 годов).
ГолАЗ "Вояж" и ГолАЗ "Круиз"
- Годы поставок: 2013
- Всего поставлено 709 автобусов (из них 57 автобусов ГолАЗ-5291 "Круиз", 282 автобуса ГолАЗ-5251 "Вояж", 370 автобусов ГолАЗ-6228)
- Количество действующих ≈ 350
Заказ на большую партию комфортабельных автобусов ГолАЗ состоялся в 2013. Поставки начались летом того же года. Именно этот подвижной состав использовался на Олимпийских играх в Сочи. Новые автобусы, лучшие водители, специальное брендирование под спортивное событие - всё это осталось в прошлом...
После Олимпиады началась активная эксплуатация на маршрутах между Московской областью и Москвой. ГолАЗы стали новой визитной карточкой предприятия.
Слабая ремонтная база и постоянные перетасовки автобусов между филиалами сделали своё дело - техника Голицынской сборки начала сдавать позиции.
Сейчас ГолАЗы чаще можно лицезреть на пригородных линиях в дальнем Подмосковье. Но некоторые филиалы выпускают их на маршруты до Москвы.
ЛиАЗ-5250 "Вояж"
- Годы поставок: 2017-2018
- Всего поставлено 540 автобусов
- Количество действующих ≈ 530
После закрытия завода в Голицыно, линейка автобусов "Вояж" стала собираться на заводе "ЛиАЗ". Так появилась новая модель ЛиАЗ-5250.
Прибывшие 540 автобусов ЛиАЗ-5250 явились заменой легендарным Мерседесам "Conecto" турецкой сборки.
ЛиАЗы-5250 прервали длительную "засуху" в поставках техники именно для пригородных и междугородних маршрутов.
Сегодня "Вояжи" Ликинского производства являются основным типом подвижного состава на межрегиональных линиях между Московской областью и Москвой.
Hyundai Universe
- Годы поставок: 2011-2012
- Всего поставлено 449 автобусов
- Количество действующих ≈ 50
Моё мнение - одни из самых комфортных автобусов современного Мострансавто. Превосходят отечественную технику по некоторым показателям, например в плавности хода (за счёт шестицилиндрового движка и механической коробки передач). Отмечу довольно мощный кондиционер - с "Вояжами" вообще не сравнить.
Разумеется вся техника была заточена под межрегиональные перевозки. По мере поступления новых автобусов ЛиАЗ-5250 и ЛиАЗ-5292, Hyundai Universe стали реже встречаться на "дальняке", а затем и вовсе начался массовый вывод корейских машин из эксплуатации.
Сейчас Хёндаи активно действуют в автобусных предприятиях Серпухова и Лыткарино, единицы трудятся в Волоколамске, Дмитрове, Наро-Фоминске, Ногинске, Павловском Посаде, Талдоме, Электростали.
Самое интересное, что Hyundai Universe - это никакая не экзотическая техника для российского рынка. Автобусы этой модели сегодня успешно действуют в разных уголках страны, причём на междугородних линиях. А вот в Московской области их история уже практически завершена.
Газель "Next"
- Годы поставок: 2016-2018
- Всего поставлено 1213 автобусов
- Количество действующих ≈ 1100
На протяжении длительного времени костяк в сегменте малой вместимости составляли микроавтобусы Мерседес "Sprinter", которые обновили отечественными Газелями серии "Next".
Приходить Газели начали в 2016, а через год произошла крупная поставка 900 микроавтобусов модели "Луидор-2250DS". Главное новшество - возможность перевозок маломобильных пассажиров.
А машины из первой партии были модернизированы под "доступную среду" на заводе: врезана широкая дверь, создан накопитель для перевозки колясок.
ПАЗ "Vector Next"
- Годы поставок: 2016-2018
- Всего поставлено 293 автобуса
- Количество действующих ≈ 270
ПАЗ "Vector Next" является одним из самых распространённых автобусов на территорий России. Охарактеризовать можно тремя словами - простой, надёжный, маневренный.
В принципе, рассказать про Пазики особо нечего. Думаю многие и так знают, что они способны работать на любом предприятии и на любых дорогах. Пожалуй, единственный существенный недостаток для столичного региона - это небольшая вместимость.
Уходящие в историю
Нельзя не упомянуть про MAN R14 Lion's Regio. Поставки осуществлялись в 2011 году, получено 46 автобусов.
Ситуация схожа с корейскими Hyundai Universe. Маны не являлись какой-то "дикой" техникой для России, но их история именно в МТА получилась короткой. Осталось только 3 линейных машины!
В 2013 году взято в лизинг 40 автобусов Volgabus, из которых - 34 машины большого класса Volgabus-5270 и 6 сочленённых Volgabus-6271. Несколькими годами позже Мострансавто выкупил эту технику.
По состоянию на начало 2022 года в работе находилось несколько машин Volgabus-5270 только у Подольской автоколонны.
Volgabus-6271 стали первыми низкопольными автобусами особого большого класса в Мострансавто. Все 6 единиц трудились в автоколонне 1786 города Химки.
Два автобуса сгорело на территории парка в 2020 году, две машины стали так называемыми "донорами". А ещё два успело поработать и в текущем году, но возгорание одного из Волгабусов, датированное концом марта, поставило крест на дальнейшую эксплуатацию.
Всем большое спасибо за внимание! Информация о количестве подвижного состава и о количестве действующих автобусов взята с сайта Фотобус - автобусный транспорт.
Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Читайте другие публикации на канале:
- Общественный транспорт в современных новостройках