Найти тему

Про автобусный парк Мострансавто

Оглавление

Рад приветствовать всех на своём канале!

Флагманский перевозчик Московской области "Мострансавто" (МТА) получил 110 автобусов ЛиАЗ-4292 в конце августа (об этом событии даже опубликовал отдельный пост). Останавливаться на достигнутом МТА не собирается, уже появился новый тендер на закупку 200 автобусов среднего класса.

В сегодняшней статье проведу небольшой обзор автобусного парка Мострансавто.

Сразу оговорюсь, речь не будет идти о моделях, которые закупались мелкими партиями (можно вспомнить про 10 машин MAN A78 для Коломны или 20 автобусов МАЗ-206/226), а также про технику, переданную на безвозмездной основе из столичного Мосгортранса.

MAN A78 Lion's City на маршруте №3 в Коломне.
MAN A78 Lion's City на маршруте №3 в Коломне.

МАЗ-226 на маршруте №41 Руза-Можайск.
МАЗ-226 на маршруте №41 Руза-Можайск.

ЛиАЗ-5292

  • Годы поставок: 2013-2015, 2017, 2020
  • Всего поставлено 1717 автобусов
  • Количество действующих ≈ 1350

Самая распространённая модель автобуса большого класса на территории России. Мострансавто ЛиАЗы-5292 начал закупать в 2013 году на замену устаревшим машинам ЛиАЗ-5256.

Один из первых автобусов ЛиАЗ-5292 в Мострансавто. Работает в филиале города Талдом.
Один из первых автобусов ЛиАЗ-5292 в Мострансавто. Работает в филиале города Талдом.

Сегодня эксплуатируются ЛиАЗы-5292 различных модификаций. На автобусах ранних поставок установлен двигатель MAN, а с лета 2014 года закупалась техника исключительно с отечественным движком ЯМЗ. Кстати, весной 2014 пришли первые автобусы в фирменном окрасе "Наше Подмосковье" - с серой "юбкой" и жёлтой полосой.

Также поступила небольшая партия машин с длиной кузова 10,5 метров, притом в двухдверной и трëхдверной модификациях.

2020 год - МТА получает 632 автобуса уникальной модификации ЛиАЗ-529265-03 для пригородных маршрутов, а также 29 единиц техники с учебной кабиной.

ЛиАЗ-5292 в модификации с учебной кабиной. Всего Мострансавто получил 29 таких машин.
ЛиАЗ-5292 в модификации с учебной кабиной. Всего Мострансавто получил 29 таких машин.

ЛиАЗ-4292

  • Годы поставок: 2016-2017, 2022
  • Всего поставлено 622 автобуса
  • Количество действующих ≈ 430

Именно под нужды МТА Ликинский завод разработал новый автобус среднего класса ЛиАЗ-4292. Первые машины закуплены в начале 2016 года. Вселилась надежда, что эти "коротыши" смогут частично заменить автобусы малого класса.

-9

К сожалению, всё пошло по другому сценарию. ЛиАЗы-4292 стали использовать на длинных пригородных маршрутах вместо старых больших автобусов. Естественно такие замены сказались на комфорте, ведь ехать стоя и в тесноте не очень приятно (напомню, что 4292 поступали в компоновке с 18 местами для сидения). 

Салон автобуса ЛиАЗ-4292.
Салон автобуса ЛиАЗ-4292.

За последние несколько лет участились поломки и сходы с линии, а многие автобусы начали становиться "к забору". Как итог - большое количество техники находится на консервации и ждёт своей участи (речь об автобусах поставок 2016-2017 годов).

ГолАЗ "Вояж" и ГолАЗ "Круиз"

  • Годы поставок: 2013
  • Всего поставлено 709 автобусов (из них 57 автобусов ГолАЗ-5291 "Круиз", 282 автобуса ГолАЗ-5251 "Вояж", 370 автобусов ГолАЗ-6228)
  • Количество действующих ≈ 350

Заказ на большую партию комфортабельных автобусов ГолАЗ состоялся в 2013. Поставки начались летом того же года. Именно этот подвижной состав использовался на Олимпийских играх в Сочи. Новые автобусы, лучшие водители, специальное брендирование под спортивное событие - всё это осталось в прошлом...

ГолАЗы перед отправкой на Олимпиаду в Сочи. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1047462/
ГолАЗы перед отправкой на Олимпиаду в Сочи. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1047462/
Салон автобуса ГолАЗ-6228.
Салон автобуса ГолАЗ-6228.

После Олимпиады началась активная эксплуатация на маршрутах между Московской областью и Москвой. ГолАЗы стали новой визитной карточкой предприятия.

Автобусы ГолАЗ-5251 "Вояж".
Автобусы ГолАЗ-5251 "Вояж".

Слабая ремонтная база и постоянные перетасовки автобусов между филиалами сделали своё дело - техника Голицынской сборки начала сдавать позиции.

Сейчас ГолАЗы чаще можно лицезреть на пригородных линиях в дальнем Подмосковье. Но некоторые филиалы выпускают их на маршруты до Москвы.

Отстранённые автобусы на территории Подольской автоколонны. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/2891924/
Отстранённые автобусы на территории Подольской автоколонны. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/2891924/

ЛиАЗ-5250 "Вояж"

  • Годы поставок: 2017-2018
  • Всего поставлено 540 автобусов
  • Количество действующих ≈ 530

После закрытия завода в Голицыно, линейка автобусов "Вояж" стала собираться на заводе "ЛиАЗ". Так появилась новая модель ЛиАЗ-5250.

Прибывшие 540 автобусов ЛиАЗ-5250 явились заменой легендарным Мерседесам "Conecto" турецкой сборки.

Mercedes-Benz O345 Conecto на автостанции "Старая Коломна". 2018 год.
Mercedes-Benz O345 Conecto на автостанции "Старая Коломна". 2018 год.

ЛиАЗы-5250 прервали длительную "засуху" в поставках техники именно для пригородных и междугородних маршрутов.

ЛиАЗ-5250 на маршруте №22 в Волоколамском городском округе.
ЛиАЗ-5250 на маршруте №22 в Волоколамском городском округе.

Сегодня "Вояжи" Ликинского производства являются основным типом подвижного состава на межрегиональных линиях между Московской областью и Москвой.

ЛиАЗ-5250 на маршруте №881 Звенигород-Москва.
ЛиАЗ-5250 на маршруте №881 Звенигород-Москва.

Hyundai Universe

  • Годы поставок: 2011-2012
  • Всего поставлено 449 автобусов
  • Количество действующих ≈ 50

Моё мнение - одни из самых комфортных автобусов современного Мострансавто. Превосходят отечественную технику по некоторым показателям, например в плавности хода (за счёт шестицилиндрового движка и механической коробки передач). Отмечу довольно мощный кондиционер - с "Вояжами" вообще не сравнить.

Hyundai Universe на маршруте №464 Шаховская-Москва. 2012 год. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/737665/
Hyundai Universe на маршруте №464 Шаховская-Москва. 2012 год. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/737665/

Разумеется вся техника была заточена под межрегиональные перевозки. По мере поступления новых автобусов ЛиАЗ-5250 и ЛиАЗ-5292, Hyundai Universe стали реже встречаться на "дальняке", а затем и вовсе начался массовый вывод корейских машин из эксплуатации.

Сейчас Хёндаи активно действуют в автобусных предприятиях Серпухова и Лыткарино, единицы трудятся в Волоколамске, Дмитрове, Наро-Фоминске, Ногинске, Павловском Посаде, Талдоме, Электростали.

Hyundai Universe на маршруте №27 Серпухов-Протвино. 2020 год.
Hyundai Universe на маршруте №27 Серпухов-Протвино. 2020 год.

Самое интересное, что Hyundai Universe - это никакая не экзотическая техника для российского рынка. Автобусы этой модели сегодня успешно действуют в разных уголках страны, причём на междугородних линиях. А вот в Московской области их история уже практически завершена.

Газель "Next"

  • Годы поставок: 2016-2018
  • Всего поставлено 1213 автобусов
  • Количество действующих ≈ 1100

На протяжении длительного времени костяк в сегменте малой вместимости составляли микроавтобусы Мерседес "Sprinter", которые обновили отечественными Газелями серии "Next".

Приходить Газели начали в 2016, а через год произошла крупная поставка 900 микроавтобусов модели "Луидор-2250DS". Главное новшество - возможность перевозок маломобильных пассажиров.

-23

А машины из первой партии были модернизированы под "доступную среду" на заводе: врезана широкая дверь, создан накопитель для перевозки колясок.

ГАЗ-А64R42 "Next" 2016 года постройки в заводском варианте. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1708897/
ГАЗ-А64R42 "Next" 2016 года постройки в заводском варианте. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1708897/
ГАЗ-А64R42 "Next" 2016 года постройки после модернизации на заводе под "доступную среду".
ГАЗ-А64R42 "Next" 2016 года постройки после модернизации на заводе под "доступную среду".

ПАЗ "Vector Next"

  • Годы поставок: 2016-2018
  • Всего поставлено 293 автобуса
  • Количество действующих ≈ 270

ПАЗ "Vector Next" является одним из самых распространённых автобусов на территорий России. Охарактеризовать можно тремя словами - простой, надёжный, маневренный.

В принципе, рассказать про Пазики особо нечего. Думаю многие и так знают, что они способны работать на любом предприятии и на любых дорогах. Пожалуй, единственный существенный недостаток для столичного региона - это небольшая вместимость.

ПАЗ "Vector Next" на маршруте №22 в Павловском Посаде.
ПАЗ "Vector Next" на маршруте №22 в Павловском Посаде.

Уходящие в историю

Нельзя не упомянуть про MAN R14 Lion's Regio. Поставки осуществлялись в 2011 году, получено 46 автобусов.

Автобусы MAN R14 Lion's Regio на автостанции города Сергиев Посад. 2012 год. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/692697/
Автобусы MAN R14 Lion's Regio на автостанции города Сергиев Посад. 2012 год. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/692697/

Ситуация схожа с корейскими Hyundai Universe. Маны не являлись какой-то "дикой" техникой для России, но их история именно в МТА получилась короткой. Осталось только 3 линейных машины!

Один из последних линейных автобусов MAN R14 Lion's Regio на маршруте №30 в Истринском городском округе.
Один из последних линейных автобусов MAN R14 Lion's Regio на маршруте №30 в Истринском городском округе.

В 2013 году взято в лизинг 40 автобусов Volgabus, из которых - 34 машины большого класса Volgabus-5270 и 6 сочленённых Volgabus-6271. Несколькими годами позже Мострансавто выкупил эту технику.

По состоянию на начало 2022 года в работе находилось несколько машин Volgabus-5270 только у Подольской автоколонны.

Volgabus-5270 на маршруте №42 в Волоколамске. 2020 год.
Volgabus-5270 на маршруте №42 в Волоколамске. 2020 год.

Volgabus-6271 стали первыми низкопольными автобусами особого большого класса в Мострансавто. Все 6 единиц трудились в автоколонне 1786 города Химки.

Два автобуса сгорело на территории парка в 2020 году, две машины стали так называемыми "донорами". А ещё два успело поработать и в текущем году, но возгорание одного из Волгабусов, датированное концом марта, поставило крест на дальнейшую эксплуатацию.

Автобусы Volgabus-6271 маршрута №342 на конечной "Улица Павлова" в Химках. 2018 год.
Автобусы Volgabus-6271 маршрута №342 на конечной "Улица Павлова" в Химках. 2018 год.

Всем большое спасибо за внимание! Информация о количестве подвижного состава и о количестве действующих автобусов взята с сайта Фотобус - автобусный транспорт.

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Читайте другие публикации на канале: