«Идем вдоль дороги, людей - куча. Тут нас отбомбил Ju-88, двухмоторный. Они летали тогда вдоль дорог, вдоль железных дорог, и обстреливали и поезда, и машины, и людей. Вот в таком состоянии все находилось - они свободно летали, и низко. Две бомбы упало, только одного нашего товарища ранило. Самолет полетел дальше к станции. Там стоял эшелон, он обстрелял его. Когда мы уже садились в товарный вагон, то увидели убитых» - вспоминал фронтовик Евгений Литвинов о немецком бомбардировщике Ju-88 в начале войны.
Ju-88 отличался универсальностью. Изначально он задумывался как скоростной бомбардировщик, но во время войны получил разнообразные модификации, от разведчика до тяжелого истребителя.
Вариативность версий обеспечивалась высокой скоростью самолета. Прототип, созданный в 1937 году, разгонялся до 520 км/ч., т.е. был быстрее многих истребителей. Но ради этого пришлось пожертвовать оборонительным вооружением и бомбовой нагрузкой - самолет нес только 8 бомб по 50 кг.
После доработок самолет получил более мощное вооружение и мог нести уже 2400 кг бомб. Также самолет получил способность атаковать с пикирования. Эта версия называлась Ju-88 A1. Она разгонялась до 450 км/ч на высоте 5 500 км, что сопоставимо со скоростью основного советского истребителя И-16.
Ju-88 имел несколько десятков модификаций, кратко рассмотрим основные. Начнем с версии дальнего морского самолета-разведчика. На него ставили радиолокатор, бомбы на внешнем держателе заменяли на топливные баки, экипаж был меньше на человека. Он мог обнаружить крейсер или крупный транспорт на расстоянии до 50 миль. Был вариант и обычного разведчика.
Во время войны появилась версия ночного тяжелого истребителя. Такой самолет имел несколько модификаций, первой из них стала версия Ju-88 C2. Самолет обладал радаром для поиска целей и более мощное курсовое вооружение – одну 20-мм пушку и три 7,92-мм пулемета. Он имел повышенный запас топлива для долгого патрулирования неба и не имел бомб. Позднее на ночные истребители стали устанавливать более мощные двигатели. А в 1943 году построили специальный ночной истребитель на базе Ju-88, эта модификация получила индекс G.
Была еще интересная версия с «резаком» против аэростатов. От нее быстро отказались, так как конструкция самолета зачастую не выдерживала столкновения с тросами. Существовала также модификация торпедоносца для атак морских целей.
Ju-88 стал самым массовым двухмоторным самолетом в истории - всего было выпущено 15 тысяч машин. Успех «юнкерса» во многом был обусловлен постоянным улучшением машины. Новые модификации позволяли самолету оставаться эффективным на протяжении всей войны.
В музее «Г.О.Р.А.» вы можете увидеть макет кабины бомбардировщика Ju 88А-1. В нем использованы подлинные фрагменты «юнкерса», обнаруженные поисковым отрядом «Авиа-Мурман» в Мурманской области. По бортовому номеру самолета было установлено, что этот бомбардировщик из состава 51-ой эскадры «Эдельвейс» КG 51 был сбит советской истребительной авиацией в районе Мурманска в мае 1942 года.
#МузейПобеды #ГОРА #МузейГОРА #Ju88