Каждый автолюбитель хоть раз задавался вопросом, какой вид топлива лучше и выгоднее. Тем более, что сегодня рынок настолько видоизменился, что ответить на этот вопрос сразу и однозначно получается далеко не у всех. Если раньше можно было сказать что лучше: дизель или бензин, то сегодня линейку пополнили гибриды и электромобили. Как быть с ними? Давайте разбираться.
В первую очередь необходимо разбить современные моторы по следующим критериям:
· КПД (Эффективность);
· Экономичность (содержание авто, расход топлива);
· Надежность (расположенность к случайным поломкам);
· Насколько механизм поддается ремонту в случае неисправности;
· Экологичность (насколько автомобиль загрязняет окружающую среду).
Бензиновый двигатель
Бензиновый двигатель внутреннего сгорания по праву может считаться не только самым древним на рынке, но и самым популярным. Как он работает? Топливная смесь воспламеняется. Вследствие этого появляется энергия, преобразованная во вращательно-поступательное движение. В итоге мотор работает, автомобиль едет.
Преимущества
· Высокий пробег не влияет на работоспособность. Поэтому бензиновые моторы чрезвычайно надежны и долговечны. Вспомните хотя бы «Запорожец» своего дела. На нем, при желании, могут ездить и Ваши дети.
· Высокая мощность. Если не брать в расчет электрокары, то двигатели внутреннего сгорания всегда считались самыми мощными.
· Простота обслуживания. Снова вернемся к автомобилю деда. Его мотор можно было разобрать и собрать на кухонном столе. Даже при условии, что бензиновые моторы сильно эволюционировали, их достаточно просто обслуживать. Это очень серьезный плюс для тех, кто думает: дизель, бензин, газ — что лучше?
· Экономичность. Как правило, бензиновые авто стоят дешевле и в салоне, и у перекупщиков.
Недостатки
· Низкий коэффициент полезного действия. Всего 20-25%. Иными словами, То есть, сгорающее топливо конвертируется в энергию всего на 20-25%. Оставшиеся 80-75% — это топливо, сгоревшее без цели, бесполезные потери.
· Чрезвычайно низкая экологичность. Выхлопные газы нельзя назвать полезными для нашей экологии, согласитесь?
· Расход топлива. Как правило, авто с ДВС «ест» очень много топлива. Добавьте к этому немаленькую цену на заправках, и выбор «что лучше: дизель или бензин» будет очевиден. Хотя…. Стоит еще разобраться в нюансах работы автомобилей на дизеле.
Дизельный двигатель
Чаще всего используется на большегрузных авто. Но сегодня производители все чаще используют сей двигатель внутреннего сгорания для выпуска малолитражек.
Преимущества
· КПД мотора на дизеле гораздо выше, чем у бензинового (от 30 до 50%).
· Доступное по цене топливо. Сегодня конечно разница между стоимостью бензина и дизеля несколько сократилась. Но ездить на дизеле все еще выгоднее.
· Низкий расход дизеля. Еще один плюс в предыдущую копейку. Топливо мало того, что дешевле, так еще и расходуется меньше, чем в случае с бензином.
· Высокий крутящий момент. Что делает дизельный мотор мощнее бензинового.
Недостатки
· Качество дизеля часто оставляет желать лучшего. И как следствие – забитые форсунки или неисправность ТНВД.
· Дорогой ремонт. Особенно если нужно наладить работу ТРВД или форсунок.
· Себестоимость авто на дизеле выше, чем машины на бензине. Это обусловлено тем, что производство дизельных авто гораздо дороже.
· Зимняя недееспособность. Дизель в составе содержит много парафинов, которые имеют обыкновение замерзать зимой. Отсюда – невозможность завести машину в мороз. А если и завели, то ее нужно прогреть. Иначе двигатель может заглохнуть во время движения.
· Низкая экологичность. Дизель очень сильно загрязняет окружающую среду. Особенно – старые модели.
Гибридный мотор
Что лучше: дизель или бензин? Гибрид.
Наверное, именно так построили бы свою рекламу создатели автомобилей-гибридов. И были бы частично правы. Поскольку здесь выгодно сочетаются двигатель внутреннего сгорания и электромотор. Сама идея гибрида не нова. Она широко использовалась на железной дороге и для большегрузов в 30-е годы прошлого столетия.
Система работы достаточно запутанна. Электротяга и ДВС работают либо одновременно, либо по очереди в зависимости от ситуации. До 40 км/час автомобиль использует электротягу, после чего переходит на ДВС, параллельно заряжая батарею.
Преимущества
· Экономичность. В городских условиях гибриды очень экономичны.
· Высокие отдача и КПД.
· Экологичность. Уровень выбросов в атмосферу снижет благодаря использованию электродвигателя.
Недостатки
· Сложность ремонта. На территории России еще мало сервисных центров, которые знают гибриды как свои 5 пальцев.
· Высокая стоимость обслуживания. Вытекает из предыдущего пункта. Мастеров, работающих с гибридом, мало. Соответственно, ценник на их работу несколько завышен.
· Цена. Стоимость гибрида гораздо выше, чем дизеля или бензина.
Электромобиль
Спешим озадачить тех, кто считает, что электромобили – это современный тренд. Первые электромоторы появились 120 лет назад. Причем в то время количество электромобилей было чуть меньше половины от общей массы. Развиться перспективной технологии помешала дорогая заправка электромобиля. Оно и понятно. В те годы нефть текла как вода. И преимущество оказалось у ДВСГ.
Преимущества
· Высокий КПД (около 90%). Показатели говорят сами за себя.
· Доступное по цене ТО. Электромотор настолько прост в ремонте, что с ним справится любой мастер.
· Долговечность. Производители утверждают, что при правильной бережной эксплуатации электромоторы могут похвастаться солидным ресурсом и прослужат долго.
· Экономия. Зарядить от сети батарею дешевле, чем залить полный бак бензина или дизеля.
· Экологичность. Единственное, что вызывает вопросы – это утилизация батарей от электрокаров. Но в любом случае электродвигатель максимально безопасен для окружающей среды.
Недостатки
· Высокая цена. Тут и комментировать нечего.
· Батарея. Она очень тяжелая и недолговечная. Плюс стоимость батареи иногда почти равняется стоимости всего электрокара.
· Привязанность к заправкам. Начнем с того, что электромобиль может проехать на 1 заправке всего 200-400 км. Далее нужно заметить, что длительность полной зарядки составляет 7-10 часов! Да и для частичной тоже немало - 40 минут. Все это время владелец будет привязан к своему авто.
· Очень дорогой ремонт. Часто владельцы даже продают неисправное авто, не видя смысла в ремонте электродвигателя или батареи.
Так что лучше: дизель или бензин, гибрид или электромобиль? Это субъективный вопрос, на который у каждого автолюбителя свой ответ. Но будущее автомобильной промышленности, несомненно, за электрокарами.