Найти в Дзене
Авторемонт и техника

Удивительная история выпуска мотоциклов CZ на которых устанавливали мировые рекорды, в настоящем завод перестал выпускать мотоциклы

На оружейном заводе CZ в Чехословакии, пригороде Праги, в городе Страконице в 1929 году решили изготавливать велосипеды и мотоциклы. Первые мотовелосипеды имели двигатель объёмом 76 см³. В 1934 году на предприятии завода CZ начинают выпуск мотоцикла с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 172 см³.

ИЖ-49 копия DKW NZ 350
ИЖ-49 копия DKW NZ 350

В 1936 году было освоено производство на базе DKW NZ 350 мотоциклов CZ объёмом двигателя 250 см³, а в 1938 году с объёмом двигателя 350 см³. Выпускались мотоциклы СZ 500 Турист с объемом двигателя 500 см³, который использовался, в том числе, и для нужд армии.

СZ 500 Турист фото: i.pinimg.com/originals/1b/f1/67/1bf167617e92a888650bf6006d7dfd32.jpg
СZ 500 Турист фото: i.pinimg.com/originals/1b/f1/67/1bf167617e92a888650bf6006d7dfd32.jpg

Во время Великой Отечественной Войны (ВОВ) производство мотоциклов приостановили, и оружейный завод работал только на основное производство. После ВОВ, в 1945 году, завод CZ национализировали, максимально перевели на гражданскую продукцию, начали выпускать мотоциклы, а позже мотороллеры.

Выпуск оружия на заводе CZ никогда не прекращался. До 1960 года завод CZ был в подчинении компании ЯВА, поэтому мотоциклы и мотороллеры CZ были унифицированы. Некоторое время мотоциклы выпускались под маркой ЯВА-CZ.

 фото с сайта :moto.zombdrive.com/images/cz-175
фото с сайта :moto.zombdrive.com/images/cz-175

Мотороллер Čezeta дал известность заводу CZ, как производителю мототехники, его начали выпускать по лицензии в некоторых странах. Двигатели для мотороллера мощностью 8 л. с. объемом 175 см³ поставлялись с завода ЯВА. В СССР, в 60-е годы, мотороллеры Čezeta считались лучше, чем Тула или Вятка.

мотороллер Čezeta-503
мотороллер Čezeta-503

В 1961 году на заводе CZ начинают выпускать спортивно-кроссовые мотоциклы ČZ типов 450–475 с различными объемами двигателей. На мотоцикле CZ с одноцилиндровым двухтактным двигателем ЯВА объёмом 250 см³ бельгийский гонщик Жоэль Робер завоевывал титулы чемпиона мира в 1964, 1968 и 1969 годах. В 60-х 70-х годах кроссовые мотоциклы CZ считались лучшими в мире, поэтому, многие гонщики выигрывали именно на этих мотоциклах.

Чезет-350 472
Чезет-350 472

Если мотоциклы CZ были спортивно — кроссовые, то мотоциклы ЯВА были более элегантные туристические. Оба мотоцикла комплектовались двигателями ЯВА, конструкция мотоциклов отличается.

мотоциклы ЯВА-350 у друга
мотоциклы ЯВА-350 у друга

CZ-350 472 имеет более легкую трубчатую раму, алюминиевый маятник, алюминиевые пульты на руле и алюминиевый корпус фары. Колесные обода выполнены из легких сплавов, передняя вилка и задние амортизаторы отличаются конструкцией. Поэтому CZ-350 472 на 15 килограммов легче, чем ЯВА-350 634, немного ниже.

Чезет-350 472
Чезет-350 472

Стоит учитывать, что двух одинаковых мотоциклов ЯВА-350 или CZ-350 не бывает, поэтому, сравнивать на скорости их не стоит. Завод ЯВА изготовляет двигатели для мотоциклов ЯВА-350 634 и CZ-350 472, обе модели имеют максимальную скорость 130 км/ч при мощности двигателя 23 л. с.

Чезет без двигателя
Чезет без двигателя

В СССР в почете были мотоциклы ЯВА-350, больше, чем CZ-350, стильная ЯВА была дороже на 100-150 рублей. В настоящее время мотоциклы CZ-350 меньше сохранились, в хорошем состоянии их найти труднее. CZ-350 472 были в 6 модификациях и сейчас ценится «рыжая плутовка» в оранжевом цвете без тахометра CZ-350 472. 4.

Завод CZ после 1992 года потерял рынок сбыта мотоциклов. Итальянская компания Cagiva пыталась наладить выпуск мотоциклов, но у нее ничего не получилась. В настоящее время оружейный завод CZ кроме основной продукции выпускает комплектующие к двигателям и гидравлическое оборудование к спецтранспорту.

В России еще остались любители мотоциклов ЯВА и Чезет, мой знакомый восстанавливает по заказу и сам в поиске раритетной техники. Можете посмотреть ролик про CZ-350 472 здесь.

Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!

Группа в контакте "Авторемонт и техника"