Различные виды автоматизированных трансмиссий постепенно вытесняют механические коробки передач. Некоторые модели автомобилей вовсе не комплектуются МКПП. Производители постепенно лишают потребителей возможности выбора. Маркетологи утверждают, что это и есть самый настоящий технический прогресс. Но так ли это на самом деле?
Уважаемые читатели, в данном материале я решил поразмыслить, так ли уж нужна АКПП водителям, эксплуатирующим автомобили на дорогах не только России, но и других стран. Разумеется, всё сказанное далее не является истиной в последней инстанции, а отражает мою точку зрения. Но надеюсь, что для многих автолюбителей эта точка зрения станет, как минимум, поводом для размышления.
Начнём с практической стороны вопроса. Никто не спорит, что в пробках автоматическая коробка передач существенно облегчает процесс автомобилем, избавляя водителя от необходимости постоянно выжимать сцепление и манипулировать селектором КПП. С этой точки зрения выбор машины с автоматизированной трансмиссией оправдан для тех, кто большую часть времени эксплуатирует технику в больших населённых пунктах с интенсивным трафиком. Однако на этом, на мой взгляд, все достоинства АКПП заканчиваются.
На загородных шассе автоматическая коробка передач превращается в обузу, повышая расход топлива и затрудняя процесс обгона. Причин тому несколько:
- Даже у самых лучших образцов АКПП, хотите вы того или нет, КПД не превышает 85%, в то время как у МКПП достигает 94 – 98%. Ничего личного, только физика.
- Алгоритмы работы самых совершенных блоков управления, отвечающих за переключение передач в зависимости от нагрузки и ускорения, далеки от идеала. Да, они постоянно совершенствуются, но в сложных ситуациях опытный водитель лучше справляется с выбором оптимальных режимов.
- Состоящая из большего количества деталей, автоматическая трансмиссия обладает большей инерцией, чем механическая. Это значит, что автомобилю, при экстренном торможении, требуется дополнительное время для полной остановки. На первый взгляд, это пустяк – десятые доли секунды и несколько десятков сантиметров. Но даже такая малость может спасти вам жизнь.
Подчеркну, что всё сказанное относится к классическим АКПП, а не к сложным и весьма дорогостоящим агрегатам, устанавливаемым на спортивные автомобили.
Немало проблем создаёт автоматическая коробка передач и при движении по бездорожью. Нет, разумеется, встречаются продвинутые агрегаты с множеством вспомогательных функций, вроде помощи при подъёме и спуске, антипробуксовочных или распределяющих крутящий момент систем. Но такими АКПП комплектуются статусные и весьма дорогие автомобили, вроде Range Rover, Mercedes-Benz G-class или Toyota Land Cruiser 300. Из-за высокой стоимости подобную технику редко используют по прямому назначению, а потому её внедорожный потенциал остаётся невостребованным.
Представим себе простую ситуацию. Машина застряла в грязи, глубоко закопавшись колёсами. Она буксует, зарываясь всё глубже, мотор ревёт на больших оборотах…
При наличии механической коробки передач опытный водитель может решить проблему, пустив автомобиль враскачку – быстро меняя направление движения вперёд-назад. И особого вреда агрегату от этого не будет. Автомат в такой ситуации, чаще всего оказывается бессилен. Ведь возможность быстрого переключения с первой передачи на заднюю не предусмотрена его конструкцией, а длительные нагрузки и перегрев нередко становятся причинами выхода АКПП из строя.
Теперь перейдём к финансовой стороне вопроса. И начнём с того, что автоматическая коробка передач, в среднем, стоит на 50% дороже, чем механическая. К примеру, если вы приобретаете популярную модель Volkswagen Polo, то за автомат переплачиваете не менее 300 тыс. рублей. И на этом дополнительные траты не заканчиваются. Замена масла в автоматической коробке передач, согласно требованиям производителя, должна производиться каждые 60 тыс. км пробега. Дилерские центры, учитывая российские условия эксплуатации, рекомендуют сократить этот интервал до 40 тыс. км. Обслуживание обойдётся:
- 9 литров трансмиссионной жидкости для полной замены – 14 тыс. рублей (на сегодняшний день). Оговоримся сразу, что так называемая частичная замена с использованием 4 литров жидкости, которую предлагают на некоторых СТО – это мёртвому припарка.
- Фильтр АКПП с прокладкой (оригинал) – около 4 тыс. рублей.
- Собственно работа – от 1500 рублей.
Итого, среднестатистический владелец Volkswagen Polo раз в два года вынужден выкладывать за обслуживание АКПП около 19 – 20 тысяч рублей.
Обладателям модификаций Volkswagen Polo с механической коробкой передач рекомендуется менять масло каждые 80 тыс. км. За это им приходится платить:
- Трансмиссионное масло SAE 75W-90 (2,1 литра) – 4 – 6 тыс. рублей.
- Работа – от 1 тыс. рублей.
Итого: 5 – 7 тыс. рублей раз в три года. Разница более чем существенная.
А ведь ещё приходится платить за повышенный расход топлива. Ведь что бы там ни писали маркетологи в рекламных проспектах, законы физики не обманешь, и автомобили с автоматическими коробками передач сжигают на 10 – 15% больше бензина или солярки на каждые пройденные 100 км. Согласитесь, что при теперешних ценах это серьёзная нагрузка на бюджет. Если добавить к этому цены на ремонт АКПП, которые у бюджетного Volkswagen Polo начинаются с 20 тыс. рублей, то становится и вовсе грустно.
Разумеется, производителям выгодно продавать автомобили, укомплектованные автоматическими коробками передач. Но почему автомобилисты должны оплачивать этот банкет? Да, тем, кто только что закончил обучение в автошколе и получил права, механическая коробка передач, поначалу, кажется неудобной.
Но, как водитель, чей стаж приближается уже к сорока годам, я отлично знаю, что уже через полгода регулярной эксплуатации транспортного средства манипуляции с педалью сцепления и селектором становятся такими же простыми и привычными, как использование вилки и ложки. И потому, приобретая автомобиль, хорошенько подумайте, так ли уж вам нужна автоматическая коробка передач, и сделайте правильный выбор.