Найти тему
Автомобили и люди

Нужна ли вам автоматическая коробка передач?

Различные виды автоматизированных трансмиссий постепенно вытесняют механические коробки передач. Некоторые модели автомобилей вовсе не комплектуются МКПП. Производители постепенно лишают потребителей возможности выбора. Маркетологи утверждают, что это и есть самый настоящий технический прогресс. Но так ли это на самом деле?

Уважаемые читатели, в данном материале я решил поразмыслить, так ли уж нужна АКПП водителям, эксплуатирующим автомобили на дорогах не только России, но и других стран. Разумеется, всё сказанное далее не является истиной в последней инстанции, а отражает мою точку зрения. Но надеюсь, что для многих автолюбителей эта точка зрения станет, как минимум, поводом для размышления.

Начнём с практической стороны вопроса. Никто не спорит, что в пробках автоматическая коробка передач существенно облегчает процесс автомобилем, избавляя водителя от необходимости постоянно выжимать сцепление и манипулировать селектором КПП. С этой точки зрения выбор машины с автоматизированной трансмиссией оправдан для тех, кто большую часть времени эксплуатирует технику в больших населённых пунктах с интенсивным трафиком. Однако на этом, на мой взгляд, все достоинства АКПП заканчиваются.

На загородных шассе автоматическая коробка передач превращается в обузу, повышая расход топлива и затрудняя процесс обгона. Причин тому несколько:

  • Даже у самых лучших образцов АКПП, хотите вы того или нет, КПД не превышает 85%, в то время как у МКПП достигает 94 – 98%. Ничего личного, только физика.
  • Алгоритмы работы самых совершенных блоков управления, отвечающих за переключение передач в зависимости от нагрузки и ускорения, далеки от идеала. Да, они постоянно совершенствуются, но в сложных ситуациях опытный водитель лучше справляется с выбором оптимальных режимов.
  • Состоящая из большего количества деталей, автоматическая трансмиссия обладает большей инерцией, чем механическая. Это значит, что автомобилю, при экстренном торможении, требуется дополнительное время для полной остановки. На первый взгляд, это пустяк – десятые доли секунды и несколько десятков сантиметров. Но даже такая малость может спасти вам жизнь.

Подчеркну, что всё сказанное относится к классическим АКПП, а не к сложным и весьма дорогостоящим агрегатам, устанавливаемым на спортивные автомобили.

Немало проблем создаёт автоматическая коробка передач и при движении по бездорожью. Нет, разумеется, встречаются продвинутые агрегаты с множеством вспомогательных функций, вроде помощи при подъёме и спуске, антипробуксовочных или распределяющих крутящий момент систем. Но такими АКПП комплектуются статусные и весьма дорогие автомобили, вроде Range Rover, Mercedes-Benz G-class или Toyota Land Cruiser 300. Из-за высокой стоимости подобную технику редко используют по прямому назначению, а потому её внедорожный потенциал остаётся невостребованным.

Представим себе простую ситуацию. Машина застряла в грязи, глубоко закопавшись колёсами. Она буксует, зарываясь всё глубже, мотор ревёт на больших оборотах…

-2

При наличии механической коробки передач опытный водитель может решить проблему, пустив автомобиль враскачку – быстро меняя направление движения вперёд-назад. И особого вреда агрегату от этого не будет. Автомат в такой ситуации, чаще всего оказывается бессилен. Ведь возможность быстрого переключения с первой передачи на заднюю не предусмотрена его конструкцией, а длительные нагрузки и перегрев нередко становятся причинами выхода АКПП из строя.

Теперь перейдём к финансовой стороне вопроса. И начнём с того, что автоматическая коробка передач, в среднем, стоит на 50% дороже, чем механическая. К примеру, если вы приобретаете популярную модель Volkswagen Polo, то за автомат переплачиваете не менее 300 тыс. рублей. И на этом дополнительные траты не заканчиваются. Замена масла в автоматической коробке передач, согласно требованиям производителя, должна производиться каждые 60 тыс. км пробега. Дилерские центры, учитывая российские условия эксплуатации, рекомендуют сократить этот интервал до 40 тыс. км. Обслуживание обойдётся:

  • 9 литров трансмиссионной жидкости для полной замены – 14 тыс. рублей (на сегодняшний день). Оговоримся сразу, что так называемая частичная замена с использованием 4 литров жидкости, которую предлагают на некоторых СТО – это мёртвому припарка.
  • Фильтр АКПП с прокладкой (оригинал) – около 4 тыс. рублей.
  • Собственно работа – от 1500 рублей.

Итого, среднестатистический владелец Volkswagen Polo раз в два года вынужден выкладывать за обслуживание АКПП около 19 – 20 тысяч рублей.

Обладателям модификаций Volkswagen Polo с механической коробкой передач рекомендуется менять масло каждые 80 тыс. км. За это им приходится платить:

  • Трансмиссионное масло SAE 75W-90 (2,1 литра) – 4 – 6 тыс. рублей.
  • Работа – от 1 тыс. рублей.

Итого: 5 – 7 тыс. рублей раз в три года. Разница более чем существенная.

А ведь ещё приходится платить за повышенный расход топлива. Ведь что бы там ни писали маркетологи в рекламных проспектах, законы физики не обманешь, и автомобили с автоматическими коробками передач сжигают на 10 – 15% больше бензина или солярки на каждые пройденные 100 км. Согласитесь, что при теперешних ценах это серьёзная нагрузка на бюджет. Если добавить к этому цены на ремонт АКПП, которые у бюджетного Volkswagen Polo начинаются с 20 тыс. рублей, то становится и вовсе грустно.

Разумеется, производителям выгодно продавать автомобили, укомплектованные автоматическими коробками передач. Но почему автомобилисты должны оплачивать этот банкет? Да, тем, кто только что закончил обучение в автошколе и получил права, механическая коробка передач, поначалу, кажется неудобной.

-3

Но, как водитель, чей стаж приближается уже к сорока годам, я отлично знаю, что уже через полгода регулярной эксплуатации транспортного средства манипуляции с педалью сцепления и селектором становятся такими же простыми и привычными, как использование вилки и ложки. И потому, приобретая автомобиль, хорошенько подумайте, так ли уж вам нужна автоматическая коробка передач, и сделайте правильный выбор.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц