Многие считают, что танки – это скучные боевые машины, которые не представляют никакого интереса для дизайнеров. В погоне за своими идеалами, конструкторы создавали такие танки, которые просто поражали своими масштабами, идеями или предназначением.
Царь-танк
Созданием тяжелых боевых машин в начале ХХ века занимались не только британцы. В Российской Империи велась активная разработка своих танков. Одним из проектов был танк "Нетопырь", также известный как "танк-летучая мышь" и "Царь-танк".
Ходовая часть представляла собой два огромных передних колеса диаметром 9 метров, дополненных задним валиком в полтора метра. Центральная же часть – неподвижная пулеметная рубка – была подвешена над землей на высоте аж 8 метров. В ширину Царь-танк занимал 12 метров, в крайних точках предполагалось наличие пулеметов; не исключалось и дополнение конструкции пулеметной башней под рубкой. В 1915 году Лебеденко представил свой проект Николаю II, и тот, восхищенный, дал добро на реализацию и испытания прототипа. Во время испытаний в лесу, впрочем, задний валик агрегата так сильно увяз в грязи, что его не смогли вытащить даже мощнейшие трофейные двигатели «Майбах», снятые с подбитого немецкого дирижабля. В итоге прототип так и остался ржаветь в лесу. После революции о нем забыли, а в 1923 году машину нашли и просто разобрали на металлолом.
Танк-шар
Лёгкий бронеавтомобиль, спроектированный в нацистской Германии в 1930-х гг предположительно фирмой Крупп. По словам сотрудников бронетанкового музея в Кубинке, машина разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта для корректировки огня артиллерии.
По состоянию на 2009 год происхождение и назначение машины точно не установлено.
В настоящем времени сохранился единственный экземпляр в бронетанковом музее в Кубинке. Бронеавтомобиль был поставлен в Японию и был захвачен советскими войсками в 1945 году в Маньчжурии (по другим источникам — захвачен на Куммерсдорфском полигоне Вермахта вместе со сверхтяжёлым «Маусом»). Являлся экспериментальным образцом. Не принимал участие в боях.
Атомный танк Chrysler TV-8
Проект американского танка, разработанный корпорацией Chrysler в 1950-х годах. Танк был задуман как атомный средний танк, способный передвигаться как на суше, так и в воде. Танк должен был защищать экипаж от взрыва ядерного оружия. Танк никогда не производился серийно, опытный образец построен не был.
В конструкции Chrysler TV-8 применен двигатель Chrysler V-8 мощностью 300 лошадиных сил, который был соединен с электрическим генератором, расположенным в задней части башни; генератор вращает два электродвигателя в переднем корпусе, каждый двигатель находится за рулем любого из двух 28-дюймовых широких дорожек. Другие способы питания танка, которые впоследствии были рассмотрены, включают в привод газотурбинный двигатель, в силовую установку которой, паровой цикл должен был подталкивать углеводородов, а также ядерное деление с питанием от силовой установки в паровой цикл.
Вооружение танка составляло установленное в башню 90-мм орудие T208 с гидравлическим механизмом наводки. Боекомплект пушки хранился в задней части башни, отделенный от отсека с экипажем стальной перегородкой. Два соосных пулемёта калибра 7,62-мм и один пулемёт с дистанционным управлением калибра 12,7-мм располагались на крыше башни. Система камер видеонаблюдения была реализована в качестве меры для защиты экипажа от вспышки тактического ядерного взрыва и для улучшения обзора.
Ratte (Крыса)
Обозначение сверхтяжёлого танка, проект которого разрабатывался в Германии в 1942—1943 годах под руководством Эдварда Гротте. Полное название танка расшифровывается как «сухопутный крейсер весом 1000 тонн „Крыса“».
Примечательно, что в 1931 году в СССР рассматривался проект очень схожей машины, выполненный тем же автором — 1000-тонного танка ТГ-5.
Данный танк иногда называют «сухопутным кораблем».
Немецкое руководство не стало развивать проект, так как ресурсов требовалось много, а серьезного перелома на поле боя машина не обеспечила бы, и «Крыса» так и осталась на стадии чертежей и эскизов.
Предполагалось вооружить танк двумя корабельными орудиями с калибром снарядов 280мм, пушкой калибра 128мм, а также почти десятком пулеметов (по некоторым данным – восемью, однако четкого представления о количестве вооружения на стадии проектирования не было; то же касается числа и типа двигателей – от восьми дизельных до двух судовых).
Летающий танк Антонова
Изначально «Летающий танк» был предложен в качестве поддержки для партизан. По задумке авторов, крылья крепились к Т-60 (6 тонн, но был максимально облегчён), на ней танк буксировался в район посадки, отцеплялся, после приземления боевая машина освобождалась от крыльев и использовалась десантниками.
Работа над планером велась с декабря 1941 года по февраль 1943 года, когда танк сняли с производства. Был изготовлен в апреле 1942 года в Тюмени в единственном экземпляре на Заводе № 241.
Лётные испытания проходили под Москвой с 7 августа по 2 сентября 1942 года. Проводил их известный лётчик-планерист С. Н. Анохин. Первый полёт «КТ» состоялся 2 сентября 1942 года. Самолётом-буксировщиком ТБ-3, с четырьмя усиленными (по 970 л. с.) моторами АМ-34РН, командовал Павел Арсеньевич Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планеров. Планером управлял лётчик-испытатель опытно-испытательного полигона воздушно-десантных войск Красной Армии С. Н. Анохин. Из-за большой массы и малой обтекаемости «КТ» буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч[1]. Несмотря на это, скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт едва достиг высоты 40 метров. Моторы ТБ-3 стали перегреваться и он вынужден был аварийно посадить планер.