Найти в Дзене

Первые советские реактивные самолеты с зарубежными двигателями: Лавочкин С.А.

Картинка из свободных источников. Истребитель Ла-160. 1946 г.
Картинка из свободных источников. Истребитель Ла-160. 1946 г.

После Великой Отечественной войны С. А. Лавочкин продолжал работать над созданием истребителей. Его послевоенная деятельность не была столь продуктивна и эффективна, как во время войны, когда его самолеты ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 достойно сражались в воздушных боях. Послевоенные самолеты талантливого конструктора, все с иностранными реактивными двигателями, в серию не пошли. КБ С. А. Лавочкина работало над проектами двух поршневых истребителей Ла-9 и Ла-11. Это были цельнометаллические самолеты, выпущенные в опытных экземплярах соответственно в 1946 и 1947 гг. Истребитель Ла-9 впоследствии переименован в Ла-130, принимал участие в Корейской войне (1950–1953 гг.). Самолет Ла-11 серийно не строился, так как уже стали появляться реактивные истребители Як, МиГ.

Первым его самолетом с реактивным двигателем был истребитель Ла-15. На самолете устанавливался двигатель РД-500 (Rolls-Royse «Дервент») с центробежным компрессором, с тягой, равной 1600 кг. В 1948 г. была выпущена модификация самолета Ла-15 — учебно-тренировочный истребитель Ла-15 УТИ. В сентябре 1946 г. летчик-испытатель А. А. Попов выполнил первый полет на ЛА-160, на котором был установлен газотурбинный двигатель РД-10 (Jumo-004) с осевым компрессором, с тягой 850 кг. Впервые в Советском Союзе он имел стреловидное крыло. Угол стреловидности по передней кромке составлял 35°. В сентябре 1947 г. прошел испытание истребитель Ла-150 М.

Картинка из свободных источников. Истребитель Ла-150. 1947 г.
Картинка из свободных источников. Истребитель Ла-150. 1947 г.

Конструктор применил крыло с углом стреловидности по передней кромке, равным 30° На истребителе устанавливался двигатель РД-10, а также РД-10Ф. Последний имел повышенную силу тяги по сравнению с РД-10 примерно на 10 %. С октября 1946 г. по август 1947 г. проходил испытания самолет-истребитель Ла-152 (аналог Ла-150, но с двигателем без форсажной камеры). Испытывались и другие истребители С. А. Лавочкина: Ла-154 с двигателем РД-10; Ла-156 с двигателем РД-10Ф (до 31 января 1948 г.); Ла-174 ТК (ТК — тонкое крыло), начало летных испытаний — 1948 г; Ла-176 —в 1948 г.

На Ла-176 стреловидность крыла была уже увеличена до 45° по передней кромке. 26 декабря 1948 г. летчик-испытатель И. Е. Федоров на этом самолете в полете со снижением достиг скорости звука. В Советском Союзе это произошло впервые. На самолетах последующих конструкций — Ла-200, Ла-200А, Ла-190, Ла-250 — угол стреловидности крыла был увеличен до 55°. Эти машины, создаваемые как истребители-перехватчики, в серию не пошли. Большой опыт, накопленный при работе над созданием целого ряда послевоенных реактивных «Ла», был использован уже другими конструкторами. С. А. Лавочкин созданием самолетов больше не занимался.

Уважаемые читатели! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Авто
5,66 млн интересуются