Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Зачем ракетоносцу Ту-160 нужен набалдашник на передних шасси

Всякий, кто видел советский стратегический сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, на ВПП или же в музеях под открытым небом, наверняка замечал, что на переднем шасси у него закреплён довольно странный набалдашник.

Некоторые могли подумать, что это что-то похожее на тормоз, чтобы самолёт не укатился. Но нет. Потому что если посмотреть на взлетающий Ту-160, то эта странная штука на передних шасси с ним всегда, а не только во время стоянки. Самолёт взлетает и садится с ней, а также она убирается в отсек вместе с шасси.

-2

И чтобы разобраться в назначении этого "архитектурного излишества", рассмотрим его поближе.

Итак конструктивно этот алюминиевый девайс закреплён на оси вращения колёс шасси и свободно качается, как бы балансируя. По бокам с каждой стороны колеса он имеет "лезвия", которые достают почти до поверхности ВПП.

-3

Так вот, весь фокус в том, что двигатели Ту-160 расположены под крылом. Они крепятся довольно низко, и поэтому когда самолёт двигается по ВПП, то из-под колёс передних шасси могут лететь брызги воды, а также камушки и прочий мусор. Разумеется, они могут быть отброшены этими колёсами прямиком в воздухозаборники двигателей.

-4

Двигатели могут начать чрезмерно изнашиваться из-за попадания внутрь инородных предметов, или же вовсе выйти из строя. И чтобы минимизировать вероятность забросов из-под колёс передних шасси в двигатели всякого мусора, разработчики Ту-160 решили поставить на стойку передних шасси защитную подошву.

При более детальном рассмотрении можно заметить, что это довольно лёгкая рамка из алюминия, и критически она вес не увеличивает. Но зато она изменяет траекторию всего, что может вылететь из-под колёс так, чтобы оно не попало в двигатели.

-5

И отсюда у пытливого читателя может возникнуть дополнительный вопрос: а почему тогда у Ту-22М3 на передних шасси нет никакой защиты в виде рамки?

Действительно, если взглянуть на фотографии Ту-22М3, то никаких защитных набалдашников на его передних шасси вы не увидите. А всё потому, что у Ту-22М3 двигатели расположены довольно высоко, они над крылом и прижаты к фюзеляжу, а не под ним, как у Ту-160.

Ту-22М3
Ту-22М3

И поэтому всё, что вылетает из-под колёс передних шасси Ту-22М3 просто не долетает до этих высоко посаженных воздухозаборников двигателей. Стало быть и защитная подошва ему не нужна.

Также здесь нужно отметить, что такого рода защиты двигателей можно встретить и на истребителях Су. Они чаще всего выглядят как небольшой сплошной брызговик. А всё потому, что у них двигатели тоже под крылом.

Су-34
Су-34

Что же касается истребителей МиГ, то их защитные накладки на передние шасси могут вообще представлять собой простую сеточку типа решётка. По всей видимости этот кусочек забора лёгкий девайс способен защитить двигатели от попадания посторонних предметов.

МиГ-29
МиГ-29