ЗИЛ–164. Автору не выпала честь поработать на этом автомобиле. Именно поработать. После СПТУ автор работал механизатором. После трактора, от военкомата учился на водителя. Именно на ЗИЛ–164 проходили обучению навыков вождения автомобиля. Может что это была первая машина на которую автор сел что бы научиться водить автомобили. А может что-то другое. Автор не может до сих пор забыть этот автомобиль. Приходилось немного поработать на ЗИЛ–157. Но это совсем другой автомобиль. У них много общего в конструкции. На самом деле управление автомобилями разное. А может автору это только казалось. После автошколы ни разу не удалось проехать за рулём ЗИЛ–164. А желание было. Почему-то до сих пор помню эту машину. Может потому что она была в идеальном состоянии. Всё-таки учебная машина. Инструктор при помощи курсантов постоянно поддерживал её в идеальном состоянии.
Двигатель ЗИЛ–164. Простой, на нём нет ни чего лишнего. Всё что нужно расположено на своём месте. Свечи можно выкрутить простым рожковым ключом. Только на место свечи нужно ставить осторожно, желательно первые несколько витков резьбы делать без использования усилия. Если резьбы не совпали, то свеча быстро нарежет новую резьбу в головке двигателя. Вдвоём там им не ужиться. Придётся ставить гужон. А это долго и хлопотно. Лучше проявить терпение и не спеша завернуть свечу на место. Как видно на снимке, удобно открываются боковины, давая хороший доступ к двигателю. В жаркую погоду по тяжёлым почвам можно двигаться с поднятыми боковинами, давая дополнительное охлаждение двигателю
Хорошо мыть такой двигатель. После мойки продул воздухом с ресиверов и можно запускать двигатель. В автошколе инструктор запрещал курсантам запускать двигатель стартером. Только заводная рукоятка. Кривой стартер, быстро учил правильно трогаться с места, особенно в дождливую погоду. Вышел, завёл, пока дошёл до кабины, а двигатель остановился. Видимо инструктор так учил контролировать работу двигателя при остановках и трогании с места. Есть подозрение, что он специально глушил машину, чтобы курсант повторил попытку запуска.
Кабина хорошая, просторная, в ней всё на месте. Все рычаги и педали сделаны на совесть. Один рычаг открытия и закрытия жалюзи радиатора чего стоит. Сейчас на современных машинах жалюзи не нужны. Термостат следит за температурой двигателя. Раньше даже не знали что такое тосол или антифриз. Лили в радиатор воду, а вода на ходу могла замерзнуть на ходу в радиаторе. Жалюзи дело хорошее, когда надо, закрыл, или открыл. Рычаг жалюзи на 164 фиксировался, было удобно, можно было регулировать степень открытия шторок. Спать в кабине на сидениях было комфортно, даже взрослому человеку. Хорошая была машина, мягкая на ходу, с хорошей проходимостью за счёт мало оборотного двигателя. А что самое главное, на этой машине были тормоза. Один воздух, тормозные камеры и колодки, и ни какой жидкости. Которая на других машинах уходила куда ей вздумается. Вот таким остался в памяти у автора автомобиль ЗИЛ–164. ИМХО.