Найти в Дзене
История транспорта

Ка-15 и Ка-18 в Ставрополе

Общий вид вертолета Ка-15. Фото взято из открытых источников.
Общий вид вертолета Ка-15. Фото взято из открытых источников.

В 1960 году Ставропольское авиапредприятие получило вертолеты Ка-15, Ка-18, УКа-15. Первым пилотом Ка-15 в Ставрополе был Бутов Л.Н. Вертолетная эскадрилья быстро росла: к 1964 году в Ставропольском ОАО было уже около тридцати вертолетов Ка-15 и три вертолета Ка-18. Командиром авиаэскадрили тогда назначили Бутова Л.Н., а его заместителем Катилевского А.И. Пилотами вертолетов Ка-15 и Ка-18 83-го ло были Демьяненко М.П., Дросман Э.Г., Царевский Е.И., Майоров Г.Д, Пономарев Б.В., Одегов Н.И., Савельев В, Шевченко Ю, Шибаев М.Н., Рыбкин Н., Исупов О., Романовский и другие.

Освоение вертолетов Ка-15 и Ка-18 оказалось чрезвычайно сложным делом из – за существенных недоработок в их конструкции, при том, что соосная схема «Камовых» была уникальной. Благодаря этой схеме вертолеты имели исключительную маневренность. Отсутствие хвостового винта и высокий КПД несущих винтов обеспечивали высокую управляемость этому вертолету. Но форсированный двигатель АИ-14В, мощностью 210 лошадиных сил, не выдавал требуемой мощности для нормального полета вертолета. Имелся серьезный недостаток и в конструкции основного шасси. При раскрутке несущих винтов возникала вероятность земного резонанса, что могло привести к схлестыванию несущих винтов. Наблюдая со стороны на прыгающий Ка-15, пилоты называли это явление «Танец с саблями», и многие отказывались переучиваться на этот вертолет. По воспоминаниям ветеранов-техников, регулировка несущей системы на Ка-15 напоминала сложную, тончайшую настройку музыкального инструмента. В общем, проблем с этими вертолетами хватало…

Вначале Ка-15 использовался на маршруте Ставрополь Прикумск (ныне Буденновск) для перевозки почты. Полезная загрузка была настолько маленькой, что пилоты оставляли на земле по нескольку книг, чтобы вложиться в летные параметры. По итогам первых лет эксплуатации в ОКБ Камова были приняты экстренные меры по модернизации вертолета. Был еще раз форсирован двигатель, и его мощность достигла 280-и лошадиных сил. Это существенно расширило возможности для работ вертолетов Ка-15 и Ка-18. Вертолет Ка-18 в основном применялся, как патрульный и для полетов по санитарным заданиям. Вертолет Ка-15 нашел свое применение на авиационно-химических работах. Эксплуатация вертолета Ка-15 на АХР потребовала от пилотов высокого мастерства, смекалки и новых, ранее не известных способов полетов. По существу это были производственно – испытательные полеты. Новатором освоения вертолетов Ка-15 в СОАО был Евгений Царевский. Это был прирожденный вертолетчик. Им был разработан и внедрен новый способ взлета. Суть его заключалась в «подрыве» вертолета с основного шасси и наклон относительно колес переднего шасси в сторону взлета. Этот способ применялся при отсутствии зависания для производства взлета. Такой метод взлета был приемлем при выполнении полетов с ограниченных площадок, имеющих твердое покрытие. Технари прозвали такой взлет «взлет с бровей».

Сельскохозяйственный Ка-15 и Е. Царевский (в центре). Аэропорт Ставрополь, 1960 год. Фото из архива МАС.
Сельскохозяйственный Ка-15 и Е. Царевский (в центре). Аэропорт Ставрополь, 1960 год. Фото из архива МАС.

В целях повышения безопасности полетов была разработана специальная методика полетов над обрабатываемым участком, которая предусматривала использование турбулентных потоков от вращающихся винтов для улучшения качества обработки. Этот же способ использовался для просушивания листьев виноградника после внезапно выпавших осадков. При обработке виноградников вертолетчики впервые применили метод непрерывной обработки участков, окруженных препятствиями, который исключал выполнение маневра стандартного разворота и выключения сельхозаппаратуры для очередного захода. Улучшалось качество обработки его экономическая эффективность.

Позднее этот метод был научно обоснован на вертолетах Ка-26. Он широко использовался при выполнении полетов в Болгарии. Болгарские пилоты называли его «запятайкой», так как разворот напоминал форму запятой.

В 1971 году на предприятие стали поступать новые, более совершенные вертолеты Ка-26. И к этому моменту уже морально устаревшие Ка-15 и Ка-18 стали выводить из эксплуатации, списывать и передавать в другие летные подразделения СССР. Последние Ка-15 были списаны в Ставрополе 24 декабря 1974 года, последние Ка-18 списаны 27 декабря 1973 года.

Справочные данные:

Список всех Ка-15, работавших в Ставропольском ОАО.

(Данные неполные, в процессе сбора, и могут быть немного неточны, приношу за это свои извинения).

Ка-15: 30180, 30177, 30185, 30110, 30101, 30037, 30097, 30089, 30048, 30056, 30135, 30154, 30155.

Ка-15М: 30102, 30095, 30090, 30083, 30086, 86601(30001), 86602(30002), 86619(30019), 86636(30119).

УКа-15: 30175, 30093.

Список всех Ка-18, работавших в Ставропольском ОАО:

64612, 64616, 64635.

При написании данной статьи были использованы материалы из юбилейного альбома Ставропольского авиапредприятия «Орлиное племя Ставрополья».

Спасибо за внимание!

#ка-15 #ка-18 #ставрополь

#вертолеты #аэрофлот ссср #cccp