Найти тему
REALIST

В России ничего нет, говорили они... Ил-496

Ил-496 это последняя модификация лайнера Ил-96-300, известная также как Ил-96-400М. Первый экземпляр уже собран, запуск в серию планируется в 2023 году.

История этого лайнера началась ещё в СССР, в 1976 году совершил первый полёт самый первый предшественник 496-го Ила - Ил-86. Всего было изготовлено 106 восемьдесят шестых, но проиграв конкуренцию широкофюзеляжникам от Boeing и Airbus, восемьдесят шестой был всеми забыт и эксплуатация этого лайнера прекратилась в 2011 году. Его усовершенствованная версия - Ил-96 была запущена в серию в 1993 году, и серия эта ограничилась всего 32 самолётами.

Чем же Ил-86 и Ил-96 оказались неугодны авиакомпаниям и исправят ли эти ошибки в 496-м Иле? Давайте разбираться.

Вообще, в мире всего три разработчика широкофюзеляжных самолётов - это Boeing, Airbus и Ильюшин. Рынок широкофюзеляжников не очень ёмкий, самую большую нишу давно занял американский Boeing-747, произведённый в количестве аж 1570 штук за период с 1969 по 2022 год.

Boeing 747 - самый старый широкофюзеляжный самолёт
Boeing 747 - самый старый широкофюзеляжный самолёт

Да, этот самолёт весьма почтенного возраста, но по объему серии ему очень далеко до среднемагистрального Boeing-737 (первоначальный вариант - серия из 10870 машин, последняя серия "Next Generation", особо популярная у современных авиаперевозчиков - более 7000 машин). Прямой конкурент 747-го это Аirbus A380,

A-380. Красив, огромен. К успеху шел, но увы...
A-380. Красив, огромен. К успеху шел, но увы...

который рассчитывал откусить рынок у 747-го и сказочно озолотиться, но... эти планы не стали реальностью, и модель А380 сработала в колоссальный убыток (произведено всего 251 машина, для выхода на окупаемость проекта необходимо было не менее 400, и первоначально Airbus рассчитывал произвести около 1000 A-380. Что же случилось и где тут затерялся Ил-96? Илу было даже не до конкуренции с мировыми монстрами, он проигрывал им по многим параметрам - и по дальности полёта, и по расходу топлива. У 96-го был бы шанс на жизнь, если бы он изначально был двухдвигательным и имел трёхстоечное, а не четырёхстоечное шасси. Тогда бы он был вне конкуренции с В-747 и А380 и бодался бы с другими моделями - В777 и А350. Добили этот самолёт наши чиновники, которые разрешили российским авиакомпаниям закупать иностранные широкофюзеляжники, лишив Ил-96 надежды на производство и окупаемость.

Всё поменялось в 2022 году, и для новой модификации Ил-96 забрезжил свет в конце тоннеля. Как вы знаете, ввиду наличия санкций, Россия не может закупать иностранные самолёты, поэтому будет очень долго добивать иностранную технику на внутренних рейсах, постепенно заменяя её на отечественную. И широкофюзеляжников России потребуется немного.

Правительство утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли, согласно которой ежегодно планируется производить по два Ил-496. Согласно базовому сценарию программы, до 2025 года у российских авиакомпаний не будет потребности в дальнемагистральных самолетах, в 2025 году авиакомпаниям понадобятся два таких самолета, и вплоть до 2030 года их количество будет прибавляться на два. Вместе с этим в программе выделен тренд на отказ от зарубежной техники, в частности планируется ежегодное строительство двух самолетов Ил-496, начиная с 2025 года.

Как раз время есть облетать и испытать первый экземпляр, в котором есть кое-какие улучшения, но нет никакого особенного прорыва.

Эту фотку везде форсят, представляя как Ил-96-400М, но по обтекателю на верхней части фюзеляжа становится ясно, что это Ил-96ПУ (ограниченная серия самолетов Президента РФ)
Эту фотку везде форсят, представляя как Ил-96-400М, но по обтекателю на верхней части фюзеляжа становится ясно, что это Ил-96ПУ (ограниченная серия самолетов Президента РФ)

Сказочной окупаемости ждать не стоит, если Ил-496 не будет востребован на мировом рынке. А у него есть шанс быть востребованным только там, где нет возможности купить его конкурентов (напоминаю, А-330, А-350, B-757 и B-777 по характеристикам топливной экономичности оставляют далеко позади Ил-496). И двухдвигательная версия этого самолета останется на бумаге до начала серийного выпуска двигателя ПД-35. То есть перспектива есть, но наша авиация решила не изобретать прорывной квантовый велосипед, а использовать то, что уже есть. В этом есть свой смысл - не рвать когти и уходить в убыток, как Airbus со своим A-380, а медленно но верно клепать то, что умеем.