Вторая мировая война стала демонстрацией возможностей для самых разных видов боевой техники. И авиация тут не исключение. Поддержка сухопутных войск, разведка, разрушение крупных объектов, вывод из строя целых бронетанковых колонн. Самолеты были задействованы везде. Поэтому начиная с 50-десятых годов, многие страны с удвоенной силой взялись за развитие авиации. С каждым годом самолеты становились все больше и еще мощнее, а главное быстрее. Началась эпоха реактивных двигателей, и уже тогда конструкторы мечтали когда-нибудь заставить истребители взлетать с места. Как, например, вертолеты.
В чем главное преимущество вертолета перед самолетом? Для того чтобы вывести из строя самолет, достаточно разрушить аэродром. Без взлетной полосы самолет бесполезен. Он просто не сможет взять разбег. А вертолет способен подняться в воздух даже с поляны в лесу. Он не зависит от наземной инфраструктуры, может быстро уйти с линии огня в случае внезапного нападения и способен выполнять оперативные задачи в ограниченном пространстве. Если такими возможностями наделить самолет с его скоростью и дальностью полета, получится идеальная боевая машина. По крайней мере, так виделось в теории.
На практике все оказалось гораздо сложнее. Соединить вертикальный взлет с преимуществами неподвижного крыла пытались инженеры и конструкторы многих стран. Проекты были очень разные, но большинство из них не продвинулись дальше создания прототипа. Так немецкий образец с 6-ю двигателями получился настолько тяжелым, что нести какое-либо вооружение был в принципе не способен. А французский оказался очень сложен в управлении. Это быстро привело к аварии и гибели пилота.
Главная проблема была неустойчивость таких самолетов в воздухе. При переключении вертикальной тяги на крыло и обратно многотонные махины буквально теряли равновесие. Зависать над землей тоже никак не получалось. Самолет скорее болтался в воздухе как маятник. Попытки создать самолет вертикального взлета затянулись почти на 20 лет. Есть версия, что в этом была отчасти виновата геополитика. Когда стал вопрос о том, чтобы объединить усилия в научной работе, страны НАТО не смогли договориться, чей проект выбрать приоритетным. И в итоге большинство из них просто закрылись.
Даже в США, которые денег на вооружение никогда не жалели, проекты самолетов вертикального взлета «схлопывались» один за другим. Ни один американский проект того времени так и не дошел до финала. То есть до серийного производства. Зато дошли британский и советский.
Первым продвинуться в решении этого сложного вопроса удало английской корпорации Hawker Siddeley. В 1960 г. на выставке в Фарнборо она показала прототип самолета Harrier. Не обошлось без конфуза. Схема управления была настолько непривычна, что во время приземления самолет слишком быстро устремился вниз и плюхнулся на землю. Но несмотря на происшествие, демонстрационный полет стал сенсацией.
Будущий основной боевой самолет вертикального взлета английских ВВС Harrier был не только самым интересным, но и самым охраняемым экспонатом выставки. Даже американцев (союзников англичан) не пустили за линию ограждения. И только для одного человека в знак глубокого уважения и вклад в победу над фашистской германией было сделано исключение. Этим человеком был легендарный конструктор советских истребителей Александр Сергеевич Яковлев.
Яковлева не только пригласили осмотреть секретный самолет, но и похвастались основными возможностями своего детища. Советский конструктор сразу понял значение и преимущества подобного вида авиатехники. По приезде в Москву, Александр Сергеевич сделал доклад правительству о перспективах данной машины и вскоре ему поручили создание отечественного самолета вертикального взлета. Главным конструктором нового самолета Яковлев назначил своего заместителя Станислава Григорьевича Мордовина, который собрал группу талантливых инженеров.
В отличии от западных стран, где к этому времени уже были созданы десятки моделей подобных самолетов, в Советском Союзе была только одна попытка создать вертикально взлетающий аппарат – «Турболет». Однако назвать его самолетом было нельзя.
Тем не менее, эксперименты с «Турболетом» дали конструкторам бесценный опыт Проект предполагал установку на самолет двух турбо-реактивных двигателей. Для вертикального взлета и посадки их сопла могли поворачиваться на 90 градусов. 27 июля 1964 года летчик-испытатель Валентин Мухин совершил первый полет. Особенность его была в том, что взлет и посадка пока были обычными. Для вертикального взлета потребовалось почти 1,5 года работы. Понадобилось более 1000 взлетов и посадок, сотни конструктивных изменений, прежде чем машина наконец покорилась.
24 марта 1966 г. на аэродроме в подмосковной Кубинке состоялась встреча руководителей стран Варшавского договора. Среди представленных новинок советского авиапрома присутствующих поразил необычного вида самолет, без разбега плавно поднявшийся в воздух перед трибуной. Эта дата сегодня считается днем рождения советского самолета вертикального взлета и посадки.. На банкете после показа собравшиеся подняли первый тост за руководителя страны Леонида Ильича Брежнева, а второй за летчика ЯК-36.
Однако специалисты понимали, что ЯК-36 не боевая машина. На показательных полетах вместо ракет подвешивали легкие деревянные макеты, поскольку реальное вооружение самолет просто не мог поднять. {Продолжение читайте по ссылке ниже}