Найти тему
История транспорта

Ан-24 в Украинском управлении гражданской авиации

В связи с близостью ОКБ-473 и завода-изготовителя, внедрение Ан-24 в эксплуатацию, как ранее Ан-10, было организовано на базе Украинского территориального управления ГВФ. Эксплуатационные испытания первых серийных Ан-24 были поручены 86-му летному отряду, базировавшемуся в киевском аэропорту Жуляны. Приказом начальника Главного управления ГВФ № 188 от 31 марта 1962 г. предписывалось:

«…полеты на самолетах Ан-24 выполнять без пассажиров по линиям Ки ев–Днепропетровск, Донецк–Луганск, Киев–Запорожье–Бердянск–Жданов, Ки ев–Полтава–Сумы–Харьков, Киев–Николаев–Херсон–Каховка–Симфе рополь–Керчь, Киев–Винница, Киев–Уж город–Львов–Киев… …Самолеты №№ 07, 08, 09, 10 (Имеются в виду самолеты с зав. №№ 27300007,2730008, 27300009, 27300010, борта соответственно СССР-46709, -46710, -46711 и -46712. Прим.Авт.) до проведения на них доработок комплектовать экипажем в составе трех человек — командир корабля, второй пилот и бортрадист (или штурман)…».

Первый серийный Ан-24 (борт ССР-46709) заводской экипаж во главе с Ю.М. Сорокиным облетал 31 января 1962 г., и 29 апреля того же года самолет передали в 86-й ЛО. 30 мая к нему добавился борт СССР-46710, а в течение лета также СССР-46711, -46712, -46713 и -46714. Первые четыре машины не были оснащены пассажирскими креслами и при проведении испытаний их загружали балластом. СССР-46713 получил салон на 48 кресел, все остальные Ан-24 поступали в Украинское управление в компоновке на 50 кресел.

В сентябре состоялся первый технический рейс, а 31 октября 1962 г. на самолете СССР-46716 началась пассажирская эксплуатация Ан-24 полетом по маршруту Киев–Херсон. В течение следующего года на «двадцать четверках» из Киева открылись линии в Харьков и Луганск. В марте 1963 г. в 86-м отряде выделили два самолета-лидера: СССР-46711 и СССР-46718.

В 1964 г. на Ан-24 стали устанавливать двигатели Аи-24 2-й серии. В этой связи вышел приказ министра гражданской авиации № 187, который, в частности, гласил:

«... на базе УТУ ГА провести летные испытания двигателей АИ-24 2-й серии на самолетах-лидерах Ан-24 46711 и 46718. Летные испытания проводить без перевозки пассажиров… Продолжить летную эксплуатацию двигателей АИ-24 2-й серии на рейсовом самолете 46720 с перевозкой пассажиров».

К лету 1965 г. в Жулянах работало 18 Ан-24, выполняя 21 пассажирский и 1 грузовой рейс, в том числе в города: Донецк, Запорожье, Ивано-Франковск, Москву, Одессу, Симферополь, Скадовск, Ужгород, Харьков, Черновцы. Киевляне также выполняли рейсы в Симферополь из Винницы, Ивано-Франковска, Кировограда (ныне Кропивницкий), Николаева, Одессы, Ровно, Черкасс.

Освоение новой техники потребовало начать массовую подготовку экипажей. Обучение пилотированию Ан-24 для Аэрофлота было поручено Кировоградской школе высшей летной подготовки (ШВЛП). Для этого уже в конце 1962 г. ее 2-й летный отряд получил три ранних Ан-24 (СССР-46709, -46710 и -46712). В числе первых, кто их осваивал, были командиры-инструкторы А.А. Богдасаров и В.Б. Клюка, штурман-инструктор И.И. Терентьев, бортмеханики В.Ф. Шляхтин и В.И. Солодовников. Лучшими методистами на самолете этого типа стали командиры-инструкторы Б.И. Бобылев, Р.П. Вахрин, Н.М. Караваев, Н.В. Щеткин. К 1965 г. в Кировоградской ШВЛП было уже 9 Ан-24, а в 1980–82 годах их количество достигло 29 экземпляров. В общей сложности через эту школу с 1962 г. по 1991 г. прошло 59 Ан-24 всех модификаций.

Ан-24 CCCH-46723 на перроне киевского аэропорта «Жуляны», 1963 г. Фото из архива МА «Киев».
Ан-24 CCCH-46723 на перроне киевского аэропорта «Жуляны», 1963 г. Фото из архива МА «Киев».
Киевский Ан-24 СССР-46797 на перроне аэропорта Черкассы после выполнения первого пассажирского рейса, 1966 год. Источник указан на фото.
Киевский Ан-24 СССР-46797 на перроне аэропорта Черкассы после выполнения первого пассажирского рейса, 1966 год. Источник указан на фото.

Вторым эксплуатантом Ан-24 в Украинском управлении стал 88-й львовский отряд. Первый Ан-24 (СССР-46738) поступил туда 7 марта 1964 г. Эти самолеты пришли на замену устаревшим Ил-12. Среди первых, кто осваивал Ан-24 во Львове, был экипажи, возглавляемые В.Ф. Гарапко, В.И. Бражником и И.Л. Зориным.

Первые рейсы львовяне выполнили в Киев, чуть позже к ним добавились рейсы Львов–Кривой Рог–Бердянск–Запорожье и Львов–Киев–Полтава–Донецк. В 1969 г. в 88-м отряде было 11 Ан-24, выполнявших 10 рейсов, в том числе: в Киев, Донецк (через Киев и Полтаву), Москву (через Киев), Северодонецк (через Винницу и Днепропетровск), Ужгород, а так же из Ужгорода в Киев и Ивано-Франковск.

Ан-24 СССР-46813 88-го Львовского авиаотряда в аэропорту Сочи, 1985 г. Источник фото – aviaforum.ru.
Ан-24 СССР-46813 88-го Львовского авиаотряда в аэропорту Сочи, 1985 г. Источник фото – aviaforum.ru.
Львовский Ан-24Б СССР-46326 в аэропорту Черновцы, начало семидесятых годов. Фото из путеводителя по Украине.
Львовский Ан-24Б СССР-46326 в аэропорту Черновцы, начало семидесятых годов. Фото из путеводителя по Украине.

В июле 1967 г. Ан-24 начали поступать в 89-й донецкий отряд на замену уходящим Ли-2. Первым стал Ан-24Б (СССР-46251). По традиции первый пассажирский рейс был выполнен в киевский аэропорт Жуляны. К лету 1969 г. в Донецке насчитывалось уже 10 «двадцатьчетверок», выполнявших более десятка рейсов, включая в Киев (прямые и с посадкой в Краматорске), Винницу (через Кривой Рог), Симферополь, Харьков, а также из Киева в Жданов (ныне Мариуполь) и Кировоград, а из Симферополя в Жданов.

 Донецкий Ан-24Б СССР-46254 в аэропорту Черкассы, 1970 г. Источник указан на фото.
Донецкий Ан-24Б СССР-46254 в аэропорту Черкассы, 1970 г. Источник указан на фото.
Донецкий Ан-24Б СССР-46279 в аэропорту Черкассы. Первая половина 80-х годов. Источник указан на фото.
Донецкий Ан-24Б СССР-46279 в аэропорту Черкассы. Первая половина 80-х годов. Источник указан на фото.

В самом конце 1968 г. началась эксплуатация Ан-24 в 327-ло ЛО Днепропетровского авиапредприятия. К лету 1969 г. там работало три Ан-24Б, выполнявших рейсы в Киев и Симферополь, а также из Киева в Бердянск (через Запорожье), Кривой Рог, а и из этого города в Симферополь.

Днепропетровский Ан-24Б СССР-46295 в базовом аэропорту. Фото из журнала «Гражданская авиация».
Днепропетровский Ан-24Б СССР-46295 в базовом аэропорту. Фото из журнала «Гражданская авиация».
Днепропетровский Ан-24Б СССР-46350 после аварийной посадки в степи, сентябрь 1978 года. Ставропольский край, окрестности Буденновска. Источник фото – aviaforum.ru.
Днепропетровский Ан-24Б СССР-46350 после аварийной посадки в степи, сентябрь 1978 года. Ставропольский край, окрестности Буденновска. Источник фото – aviaforum.ru.

В конце 1970 г. Ан-24 поступили в 84-й ЛО Симферопольского авиапредприятия. Через два года там было восемь Ан-24Б и Ан-24РВ, которые выполняли рейсы в Винницу, Керчь, Львов, Одессу, Полтаву, Ровно, Тернополь, Черкассы и еще 6 городов Украина, а также из Керчи в Москву.

Симферопольский экипаж В. Щиплецова  на фоне своего Ан-24РВ СССР-46464. Скриншот из видео, посвященного истории 84-го ло.
Симферопольский экипаж В. Щиплецова на фоне своего Ан-24РВ СССР-46464. Скриншот из видео, посвященного истории 84-го ло.
Симферопольский экипаж Г. В. Тюменцева  на фоне своего Ан-24РВ СССР-46622. Скриншот из видео, посвященного истории 84-го ло.
Симферопольский экипаж Г. В. Тюменцева на фоне своего Ан-24РВ СССР-46622. Скриншот из видео, посвященного истории 84-го ло.

В начале 1971 г. эксплуатация Ан-24 началась в харьковском 87-м отряде. Одними из первых освоил Ан-24: командиры Б.Козлов, В. Беспалов, вторые пилоты И. Бутенко, М. Лялюк, штурманы В.Захаров, Ф. Орда, бортмеханики В.Агербаев, А. Хроменков. К лету 1973 г. в Харькове было пять Ан-24, перевозивших пассажиров в 14 городов Украины, включая Киев, Сумы, Херсон, Николаев, Ивано-Франковск из Винницы, Запорожье из Днепропетровска, а также в Москву (Внуково) и Минеральные Воды из Ворошиловграда и Северодонецка.

Харьковский Ан-24Б СССР-47266 приземляется в родном аэропорту, 1972 год. Источник фото aviaforum.ru
Харьковский Ан-24Б СССР-47266 приземляется в родном аэропорту, 1972 год. Источник фото aviaforum.ru

22 марта 1974 г. первый Ан-24РВ (СССР-46514) поступил в 99-й ЛО Ворошиловградского авиапредприятия. Первый рейс в Сочи был выполнен на этом самолете 1 апреля, а летом в Ворошиловграде было шесть Ан-24, и география их полетов охватывала Москву, Киев, Анапу, Минеральные Воды, Сочи.

Экипаж 99-го ло на фоне Ан-24РВ СССР-46514 после выполнения первого рейса Ворошиловград – Сочи, 1 апреля 1973 г. Источник фото – группа в соцсети «Одноклассники», посвященная Луганскому авиапредприятию.
Экипаж 99-го ло на фоне Ан-24РВ СССР-46514 после выполнения первого рейса Ворошиловград – Сочи, 1 апреля 1973 г. Источник фото – группа в соцсети «Одноклассники», посвященная Луганскому авиапредприятию.

Ан-24РВ СССР-46514 на перроне аэропорта Ворошиловград, вторя половина 80-х годов. Источник фото – группа в соцсети «Одноклассники», посвященная Луганскому авиапредприятию.
Ан-24РВ СССР-46514 на перроне аэропорта Ворошиловград, вторя половина 80-х годов. Источник фото – группа в соцсети «Одноклассники», посвященная Луганскому авиапредприятию.

Пик эксплуатации Ан-24 в Украинском управлении пришелся на 1976 г., когда в семи подразделениях работало 83 Ан-24 всех модификаций: в Ворошиловграде 8, в Днепропетровске 7, Донецке 13, Жулянах 29, Львове 11, Симферополе 10, Харькове 5.

География полетов приведена в таблице.

Таблица 1.

-14

После 1976 г. рейсы Ан-24 стали постепенно заменять на более современные и комфортабельные Ту-134, а позже и Як-42. В 1977 г. в Жулянах списали по выработке ресурса борта СССР-46713, -46717 и -46720, открывавшие линии на Ан-24 в 1962-63 годах. Первые львовские «двадцать четверки» СССР-46738, -46744 и -46756 списали 27 декабря 1978 г. В 1978 г. начальник управления принял решение об унификации самолетного парка подразделений. В результате флот Ан-24 Днепропетровского и Харьковского предприятий передали другим отрядам, а летный состав прошел переучивание на Ан-26 и Ту-134. Последний рейс с пассажирами харьковский Ан-24 выполнил в декабре 1978 г., днепропетровский — в декабре 1979 г. Уменьшилось и количество «Ан-двадцать четвертых» в других отрядах, а их география в основном сузилась до внутриреспубликанских маршрутов и рейсов в Москву, Ленинград и Сочи из аэропортов, не способных принимать воздушные суда классом выше: из Керчи, Тернополя, Черкасс, Чернигова.

Справочные данные:

Список Ан-24 всех модификаций, когда-либо работавших в 86-м ло КОАО:

46709, 46710, 46711, 46712, 46713, 46714, 46715, 46716, 46717, 46718, 46719, 46720, 46722, 46723, 46724, 46727, 46728, 46735, 46746, 46762, 46791, 46797, 46808, 46809, 46217, 46293, 46295, 46434, 46440, 46441, 46569, 46572, 46577, 46596, 46309, 46312, 46330, 46357, 46372, 47266, 47278, 47281, 47287, 47297, 46838, 47801, 47824, 47836, 47837, 47257, 46469, 46476, 46647, 46527, 46534, 47308, 47311, 47312, 47740.

Список Ан-24 всех модификаций, когда-либо работавших в 87-м ло Харьковского ОАО:

46562, 46305, 46336, 46372, 47266, 47278, 46833, 47837.

Список Ан-24 всех модификаций, когда-либо работавших в 88-м ло Львовского ОАО:

46709, 46738, 46744, 46746, 46756, 46813, 46248, 46249, 46278, 46301, 46305, 46326, 46383, 47836.

Список Ан-24 всех модификаций, когда-либо работавших в 89-м ло Донецкого ОАО:

46244, 46251, 46254, 46279, 46416, 46433, 46585, 46586, 46596, 46302, 46317, 47846, 46675, 47740.

Список Ан-24 всех модификаций, когда-либо работавших в 84-м ло Симферопольского ОАО:

46372, 46378, 47296, 46833, 47824, 47256, 47265, 46464, 46477, 46607, 46622, 46647, 46675, 46688, 47316.

Список Ан-24 всех модификаций, когда-либо работавших в 327-м ло Днепропетровского ОАО:

46807, 46210, 46295, 46312, 46350, 47287, 47319.

Список Ан-24 всех модификаций, когда-либо работавших в 99-м ло Ворошиловградского ОАО:

46475, 46514, 46517, 46630, 46638, 46661, 46677, 47312.

При написании данного материала использовались фрагменты из моей статьи в журнале «Авиация и Время» №5 за 2019 год.

Предыдущие статьи цикла:

Ан-24 в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации.

Ан-24 в Красноярском управлении гражданской авиации.

Ан-24 в Тюменском управлении гражданской авиации.

Спасибо за внимание!

#ан-24 #окбантонова #усср #киев

#cccp