Сегодня разрушим миф о том, что высокоскоростные поезда бывают только высокопольными. Он упорно "сидит" в головах не только любителей железнодорожного транспорта, но и так называемых "экспертов", ведь регулярно воспроизводится и тиражируется.
Первым в мире низкопольным высокоскоростным электропоездом является SMILE фирмы Stadler, Швейцария. Ранее мы приводили ссылки на спецификации, выкладывали видео, а тут коллеги из ROLLINGSTOCK поделились новостью о закупке к ранее поставленным 29 ещё семи дополнительных составов для межграничных линий в Германии на скорости в 250 км/ч, есть повод рассказать о нём подробнее.
Началось всё в 2012 году с постановки швейцарскими железными дорогами (SBB) технического задания на разработку низкопольного состава с максимальной скоростью до 250 км/ч. Было решено заказать 29 составов для движения в международном коридоре "Север - Юг". Предполагалось, что поезд будет эксплуатироваться на территории сразу четырёх стран Европы - Швейцарии, Германии, Австрии и Италии, что сделало его настоящим произведением искусства из мира железодорожной техники! В 2014 году Stadler с концепцией EC 250 выиграл конкурс, участниками которого также были Siemens (Германия), Alstom (Франция), Talgo (Испания), и спустя всего два года в 2016 году показал пятивагонный состав на Иннотранс, а уже в 2017 "полновесный" состав (11 вагонов), заодно сменив наименование на SMILE. SBB в 2015 году присвоило ему обозначение RABe 501 и имя Giruno, что в переводе на русский значит Канюк, т.е. хищная птица рода Канюков.
После показа "полновесного" состава последовали длительные процедуры сертификации, растянувшиеся на четыре года, ведь в каждой стране надо было получить свой сертификат соответствия. В апреле 2019 года сертификат был получен в Швейцарии, в мае произошла первая поездка с пассажирами и с середины мая поезд регулярно эксплуатируется с пассажирами. В 2020 году была завершена сертификация в Германии и Италии, и наконец в декабре 2021 в Австрии. Мы специально заострили внимание на том, как на самом деле тяжело сертифицировать поезд в Европе. Несмотря на множество разного рода союзов, технические регламенты в зависимости от страны сильно отличаются. Здесь очевидно преимущество сильно централизованных систем, где принят единый подход к работе всей отрасли, как это было при СССР.
Инклюзивная среда - важнейшее требование технического задания, т.е. возможность осуществления самостоятельной посадки и передвижения без участия посторонних лиц с платформ высотой 550 мм, распространенных в Швейцарии, Австрии, Италии, частично в Германии и 760 мм в Германии. Всего в поезде 12 дверей для пассажиров, двери в вагон-ресторан и кабины машинистов предназначены для служебного использования.
Два из 11 вагонов имеют посадку с платформ высотой 550 и 760 мм от уровня головок рельсов, т.е. по две двери на вагон, в каждом по одному сан. узлу доступному для МГН. Эти вагоны расположены около вагона-ресторана, тем самым создаётся пространство в 3 вагона, доступных для МГН. В салонах плавный подъём уровня пола.
Для увеличения площади низкого пола и плавности подъёма применяются моторные (!) тележки Якобса, ведь максимальная мощность двигателей составляет 6000 кВт. Это отличается от решений принятых на FLIRT'ах с моторными тележками классической конструкции рядом с кабинами машинистов и немоторными тележками Якобса между вагонами.
Ввиду того, что маршруты проходят по территории четырёх стран, то различаются системы электрификации железных дорог. Так, в Австрии, Германии и Швейцарии поезд должен работать от сети переменного напряжения 15 кВ 16,7 Гц, а в Италии как от переменного напряжения 25 кВ 50 Гц, так и от постоянного напряжения 3 кВ. Для компактности, высокого КПД электрооборудования используются тяговые преобразователи на основе карбида кремния (SiC), произведенные шведско-швейцарской компанией ABB. Это также даёт облегчение конструкций состава.
Важной характеристикой Giruno является то, что он не оборудован системами наклона корпуса, в отличие от Talgo, Pendolino, Bombardier. Решено пойти по более простому и дешевому пути для достижении тех же результатов.
Если же говорить о внутреннем убранстве вагонов, то оно находится на стабильно высоком уровне, характерном для компании Stadler, отвечает требованиям времени, сложно отметить что-то конкретное, в целом в салонах очень хорошая эргономика, чувствуется внимание к деталям, имеются накопительные площадки для велосипедов, а также поездной Wi-Fi, что особенно актуально в гористой местности, с обилием тоннелей, и даже мужской и женский сан узел. Словами трудно передать все детали интерьера, лучше смотреть видео.
В РЖД до сих пор делают вид, что никаких низкопольных поездов нет. И ладно бы высокопольные Siemens Velaro RUS (Сапсан), Pendolino (Аллегро), появившиеся ранее чем SMILE, но кто (не что, а именно КТО) мешает закупкам низкопольников вместо бесконечного воспроизводства Siemens Desiro RUS (Ласточка)!? Как можно игнорировать наличие альтернатив, которые не только гораздо более удобны, но и эффективны экономически?
При написании статьи использовались материалы с немецкой Википедии, отчётность компании Stadler, данные ресурсов openrailwaymap и openstreetmap, а также фото Сергея Белова. Все материалы принадлежат правообладателям, предоставлены для ознакомления.
#за_низкий_пол
#Stadler
#SMILE
#EC 250
#Giruno
#RABe 501
#ВСМ
#Доступная Среда
#РЖД
#Швейцария