Найти в Дзене
Записки о самолетах

Ка-62 - заново рождённый.

Всем зашедшим - привет! Сегодня я вернусь к классическому для себя формату и расскажу вам о создании вертолёта Ка-62 - вертолёта, достаточно нестандартного как для КБ Камова, так и в принципе для российского вертолётостроения. Итак, встречайте: Ка-62.

Разработка нового гражданского вертолёта началась в 1990 году и велась на базе боевого вертолёта Ка-60 с основной целью привлечения частных инвесторов (в 90-е года предприятия ВПК (в частности, КБ Камова) финансировались государством очень посредственно). Вертолёт строился на базе агрегатов своего военного собрата и должен был оснащаться создаными в 1988 году двигателями РД-600В, которые для него отлично подходили. Кроме того, в КБ, известном своими вертолетами с соосной схемой винтов, решили пойти по новому для себя пути - Ка-62 получил четырехлопастный несущий и одиннадцатилопастный рулевой винт в канале в вертикальном оперении (такой канал называется фенестрон). Такое решение позволяло повысить безопасность персонала, снизить уровень шума и повысить управляемость. Планер вертолёта постарались сделать максимально аэродинамичным, но при этом сохранить просторную и вместительную транспортно-пассажирскую кабину. Вертолёт получил трёхстоечное шасси с хвостовой опорой.

Полноразмерный макет вертолёта был впервые продемонстрирован на авиасалоне МАКС-1995, но, несмотря на ожидание руководства конструкторского бюро, потенциальные инвесторы не прoявили интереса к гражданской версии вертолета, и он оказался забыт.

-2

Боевой вертолёт Ка-60 на протяжении своего существования неоднократно дорабатывался и совершенствовался, однако до серийного производства так и не дошёл - отмечалось, что в ОКБ Камова так и не получилось довести вертолёт с отечественной трансмиссией и двигателями РД-600В до требуемого уровня надёжности. В результате, в 2010 году Минобороны России полностью отказалось от финансирования программы создания Ка-60, а часть его функций была возложена на разведывательно-ударный Ка-52.

Идеи возвращения к проекту Ка-62 выдвигались неоднократно, звучали даты начала серийного производства на 2008 год с планами выйти на уровень выпуска 30-40 машин в 2010 году. Однако, этим планам не суждено было сбыться.В 2012 году на выставке HeliRussia-2012 состоялась презентация нового макета Ка-62. При сохранённой внешности вертолёт получил измененные шасси и моторный отсек, в котором вместо так и не доведённых РД-600В появились французские Turboméca Ardiden 3G, а редуктор и трансмиссия вместо российской стала производства австрийской фирмы Zoerkler. Новые двигатели, кроме своей неприхотливости и надёжности, позволили понизить расход топлива, повысить скоростные качества и увеличить потолок вертолёта. Изменилось и число лопастей: несущего винта - с 4 до 5, рулевого - с 11 до 12.

Ка-62 получил новую "стеклянную" кабину с жидкокристаллическими экранами, производимыми в России.

Таким образом, эксплуатация Ка-62 становится возможна вне ангаров, в условиях высоких и низких температур, с грунтовых аэродромов и нефтяных платформ. При этом вертолёт способен брать до 14 пассажиров, или груз от 2 до 2,5 тонн.

По результатам испытаний в 2013 году машина потребовала доработок. Изначально сертификация была запланирована на 2015, позже перенесена на 2017 год.

Первый полёт вертолёт Ка-62 совершил 28 апреля 2016 года. Было выполнено висение, развороты. Полёт занял не больше 10 минут. Первый полноценный полёт вертолет совершил 25 мая 2017 года. На февраль 2018 было готово три лётных образца, один из которых участвовал в летной программе авиасалона МАКС-2019, строительство первой партии из 6 машин начато в апреле 19 года. Сертификат типа вертолет получил 30 ноября 2021 года.

На момент написания статьи летают 4 борта, все они - на фото ниже!

Что дальше? В настоящее время на Ка-62 реализуется программа импортозамещения. В первую очередь это, конечно, двигатели - их планируют зеаменить на отечественные ВК-1600В (существует в стадии двигателя-демонстратора).

Лётно-технические характеристики:

Экипаж: 1-2 человека

Пассажировместимость: до 15 человек

Грузоподъёмность: 2200 кг, на внешней подвеске - 2500 кг

Габариты пассажирской кабины: длина 4,1м, ширина 1,74м, высота 1,3 метра

Максимальная допустимая скорость: 310 км/ч

Крейсерская скорость: 290 км/ч

Практическая дальность: 710 км

Практический потолок: 6100м.

-7

На сегодня все, всем спасибо за прочтение! А если статья понравилась, можно тыкнуть лайк и подписаться) Вам - несложно, мне - приятно ツ