Найти в Дзене
PRO.Автомобили

Автомобиль в СССР: больше, чем роскошь? Давайте вспомним.

А давайте честно! В сегодняшних условиях фактически единственным вариантом приобретения автомобиля является кредит. Купив авто в кредит, водитель передвигается на том, за что еще не расплатился.

И в нынешних условиях мы считаем это естественным и нормальным процессом (пользуемся бытовой техникой, оргтехникой, зазываем кухни, делаем евроремонт в ванной комнате и туалете, становимся собственниками недвижимости и т.п.).

И все это - в кредит! И всё это - норма жизни! Потому что пока будешь копить, инфляция “съест” все накопления, и автопроизводитель и дилеры “накрутят” цены на предмет вожделения.

Автомобиль "Волга" на природе
Автомобиль "Волга" на природе

А вот как приобретался автомобиль в не так уж и далеком советском прошлом? Как можно было на законном основании стать владельцем "Волги", “Жигулей”, “Москвича” или - на худой конец! - “Запорожца”? (Кстати, первым автомобилем вашего покорного слуги был именно “Запорожец”. Тот самый - с автономной системой обогрева салона. Эх, золотые были времена!).

Никакого кредитования не было (кассы взаимопомощи я не учитываю). Оставался единственный вариант - накопить! Стать автовладельцем можно было, только накопив нужную сумму! Иных вариантов практически не было.

Но каким образом советским людям удавалось накопить на автомобиль стоимостью в 40-50 средних зарплат того времени? Давайте разбираться!

Почему в СССР можно было накопить на машину?

Понять, как советскому человеку удавалось наскрести на авто, можно только с учетом той исторической эпохи, в которой жили граждане СССР.

  1. Уровень жизни в СССР (по сравнению с сегодняшними представлениями о нормальной жизни) был низким, поэтому успешным себя мог считать и тот человек, который не являлся владельцем автомобиля. Но личная машина была мечтой (и только потом - средством передвижения).
  2. Широкие социальные программы в СССР (бесплатное жилье, прежде всего) давали возможность откладывать значительные средства на иные нужды.
  3. Тотальный дефицит авто на рынке предполагал большую очередь желающих их приобрести. Поэтому не каждому суждено было стать автовладельцем, а отсутствие машины не сказывалось на статусе человека. А вот наличие автомобиля было показателем респектабельности и возводило владельца в статус небожителя.
  4. Инфляция (в нашем понимании смысла слова) в славные советские времена фактически отсутствовала, а уровень цен формировался и жестко контролировался органами государственной власти. Поэтому накопления граждан не сгорали, и не было проблем с их сохранностью и покупательной способностью.
  5. Уровень цен, размеры коммунальных платежей были более чем приемлемыми для среднего уровня заработной платы советского человека, что давало возможность часть средств семейного бюджета откладывать на покупку авто.
  6. Массовые дачные работы предполагали экономию на овощах и фруктах и часто были альтернативой летнему курортному отдыху.
  7. Дополнительным источником пополнения семейного бюджета были “шабашки” - оказание услуг в нерабочее время (чаще всего - главами семейства в период их ежегодного отпуска).
  8. Отсутствие брендовой одежды, гаджетов, развитой системы развлечений, поездок за границу и т.п. не предполагало траты денег на подобные “излишества”.
  9. Уровень коррупции в чиновничьей среде был несравненно ниже, широко не практиковались поборы в школах, детсадах, вузах, что позволяло экономить на этом сегменте и направлять деньги на накопление.
  10. Тотальный дефицит потребительских товаров не предполагал серьезных трат, что опять же положительно сказывалось на накопительной практике.

В СССР финансовые средства семьи в режиме жесткой экономии аккумулировались на банковских счетах (или в чулках под матрасом) и откладывались для покупки кооперативной квартиры, дачи и, конечно же, автомобиля.

Автомобиль в СССР: больше, чем роскошь!

Современным молодым людям не понять, что наличие в советской семье автомобиля — это не норма жизни, как в нынешнюю эпоху. Машина (особенно, “Волга”) — это критерий роскоши, достатка, свидетельство особой успешности. Даже сегодня “Мерседес” не воспринимается так статусно, как в советское время обладание “шестеркой” под “белую ночь” или “слоновую кость”, вишневой “девяткой” или “девяносто девятой” цвета “мокрый асфальт”. А уж про черную "Волгу", вообще, приходится молчать.

Подавляющее большинство советских граждан, отказывая себе в крупных тратах на жизнь, копили средства для того, чтобы стать автовладельцами. Я тоже стал собственником авто только после предварительно сделанных накоплений. Зато была стабильность и четкое понимание перспектив завтрашнего дня... Страна, которую мы потеряли!

А вы смогли бы жить в СССР и копить на машину? Или вам больше нравится обложиться со всем сторон гаджетами и искать в сети наиболее предпочтительные и выгодные предложения по автокредиту?

-2

Авто
5,66 млн интересуются