А давайте честно! В сегодняшних условиях фактически единственным вариантом приобретения автомобиля является кредит. Купив авто в кредит, водитель передвигается на том, за что еще не расплатился.
И в нынешних условиях мы считаем это естественным и нормальным процессом (пользуемся бытовой техникой, оргтехникой, зазываем кухни, делаем евроремонт в ванной комнате и туалете, становимся собственниками недвижимости и т.п.).
И все это - в кредит! И всё это - норма жизни! Потому что пока будешь копить, инфляция “съест” все накопления, и автопроизводитель и дилеры “накрутят” цены на предмет вожделения.
А вот как приобретался автомобиль в не так уж и далеком советском прошлом? Как можно было на законном основании стать владельцем "Волги", “Жигулей”, “Москвича” или - на худой конец! - “Запорожца”? (Кстати, первым автомобилем вашего покорного слуги был именно “Запорожец”. Тот самый - с автономной системой обогрева салона. Эх, золотые были времена!).
Никакого кредитования не было (кассы взаимопомощи я не учитываю). Оставался единственный вариант - накопить! Стать автовладельцем можно было, только накопив нужную сумму! Иных вариантов практически не было.
Но каким образом советским людям удавалось накопить на автомобиль стоимостью в 40-50 средних зарплат того времени? Давайте разбираться!
Почему в СССР можно было накопить на машину?
Понять, как советскому человеку удавалось наскрести на авто, можно только с учетом той исторической эпохи, в которой жили граждане СССР.
- Уровень жизни в СССР (по сравнению с сегодняшними представлениями о нормальной жизни) был низким, поэтому успешным себя мог считать и тот человек, который не являлся владельцем автомобиля. Но личная машина была мечтой (и только потом - средством передвижения).
- Широкие социальные программы в СССР (бесплатное жилье, прежде всего) давали возможность откладывать значительные средства на иные нужды.
- Тотальный дефицит авто на рынке предполагал большую очередь желающих их приобрести. Поэтому не каждому суждено было стать автовладельцем, а отсутствие машины не сказывалось на статусе человека. А вот наличие автомобиля было показателем респектабельности и возводило владельца в статус небожителя.
- Инфляция (в нашем понимании смысла слова) в славные советские времена фактически отсутствовала, а уровень цен формировался и жестко контролировался органами государственной власти. Поэтому накопления граждан не сгорали, и не было проблем с их сохранностью и покупательной способностью.
- Уровень цен, размеры коммунальных платежей были более чем приемлемыми для среднего уровня заработной платы советского человека, что давало возможность часть средств семейного бюджета откладывать на покупку авто.
- Массовые дачные работы предполагали экономию на овощах и фруктах и часто были альтернативой летнему курортному отдыху.
- Дополнительным источником пополнения семейного бюджета были “шабашки” - оказание услуг в нерабочее время (чаще всего - главами семейства в период их ежегодного отпуска).
- Отсутствие брендовой одежды, гаджетов, развитой системы развлечений, поездок за границу и т.п. не предполагало траты денег на подобные “излишества”.
- Уровень коррупции в чиновничьей среде был несравненно ниже, широко не практиковались поборы в школах, детсадах, вузах, что позволяло экономить на этом сегменте и направлять деньги на накопление.
- Тотальный дефицит потребительских товаров не предполагал серьезных трат, что опять же положительно сказывалось на накопительной практике.
В СССР финансовые средства семьи в режиме жесткой экономии аккумулировались на банковских счетах (или в чулках под матрасом) и откладывались для покупки кооперативной квартиры, дачи и, конечно же, автомобиля.
Автомобиль в СССР: больше, чем роскошь!
Современным молодым людям не понять, что наличие в советской семье автомобиля — это не норма жизни, как в нынешнюю эпоху. Машина (особенно, “Волга”) — это критерий роскоши, достатка, свидетельство особой успешности. Даже сегодня “Мерседес” не воспринимается так статусно, как в советское время обладание “шестеркой” под “белую ночь” или “слоновую кость”, вишневой “девяткой” или “девяносто девятой” цвета “мокрый асфальт”. А уж про черную "Волгу", вообще, приходится молчать.
Подавляющее большинство советских граждан, отказывая себе в крупных тратах на жизнь, копили средства для того, чтобы стать автовладельцами. Я тоже стал собственником авто только после предварительно сделанных накоплений. Зато была стабильность и четкое понимание перспектив завтрашнего дня... Страна, которую мы потеряли!
А вы смогли бы жить в СССР и копить на машину? Или вам больше нравится обложиться со всем сторон гаджетами и искать в сети наиболее предпочтительные и выгодные предложения по автокредиту?