Технологическая история Второй мировой многие десятилетия служит источником тысячи книг и различных изданий.
Немцы были первыми слишком во многих сферах. Первый в мире атомный реактор, зенитные и баллистические ракеты, первые ПТУРы, стабилизаторы орудий, коллиматорные прицелы, катапульты для летчиков и конечно же первые в мире турбореактивный истребитель.
Идея о том, что винт и поршень не отвечают требованиям современной истребительной авиации была выдвинута немецкими учеными в середине 1930-х годов. В 1938 фирма BMW обещала представить уже через год готовые турбореактивные двигатели P3302 с тягой 600 кг под самолет Me.262.
Но сроки сорвали, а образец совершил свой первый полет лишь в 1941 году и то, используя поршневые двигатели.
Спустя некоторое время начались испытания уже с готовыми двигателями BMW, продемонстрировавшими недостаточную надежность и мощность для перспективного истребителя.
В силу этого, двигатель заменили на Jumo-004 с тягой 1050 кг.
Me-262 получился без преувеличения революционным самолетом. Его скорость на 200-300 км/ч превышала таковую у любого самого быстрого истребителя союзников. Четыре 30-мм пушки MK 108, расположенные в носовой части давали самолету серьезный аргумент в воздушном бою, а точность залпа обеспечивал коллиматорный прицел Revi-16B.
Мы в Telegram
Если что-то шло не так, у пилота была возможность спастись благодаря катапультируемому сидению.
Если залезть в кабину Me-262, то у вас сложится ощущение, что вы сидите за креслом самолета родом из 50-60-х годов, настолько передовым было оснащение.
И тут в дело буквально вмешалась невидимая рука Бога, потому, что проект Ме-262, как и большинство перечисленных в начале статьи технических заделов пошел по неправильной дороге. Под предлогом его революционности, а также благодаря высокой цене (дороже в 5 раз нежели поршневые аналоги) Me-262 не стал запускаться в серию.
Подобные ошибки когда революционная техника избегает серии, случаются в истории не часто. Одним из недавних примеров мы можем увидеть историю с танком "Армата", впрочем это уже совсем другая тематика.
Как бы то ни было, истребитель встал на крыло только к 1944 году, когда развернуть массовое производство было уже негде, а во-вторых, имеющиеся самолеты уже не могли ничего изменить.
Конечно, самолет не был идеальным. Революционность никогда не идет рука об руку с надежностью. Отмечались проблемы низкого ресурса (25 часов) двигателей, а также их слабой, относительно поршневых аналогов, надежности. При резком наборе мощности, двигатель имел склонность самопроизвольно загораться.
Всего за годы Второй мировой было выпущено 1933 самолета, однако в реальных боях приняло участие лишь 63 самолета. Столь мизерное количество боевых машин объясняется тем, что часть их них было уничтожено союзниками в процессе транспортировки, часть застряла на железной дороге в разобранном виде, а часть попала в авиационные училища. Сложно представить, что было бы, если бы Ме-262 поступил в войска двумя годами раньше.
После 1945 года, самолет активно исследовался как в США, так и в СССР, где дал мощный толчок к развитию турбореактивной авиации.