.
.
И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят (Откр.11:5-6)
.
Образы величайшей пророческой власти, дарованной свыше «двум последним свидетелям», продолжают величественную симфонию новозаветных смыслов, свойственных всем видениям и сюжетам книги Откровение. Однако совершенное звучание этих смыслов возможно прочувствовать только при условии, что в роли «двух светильников-маслин» рассматриваются не спустившиеся с неба Илия и Енох, и не Илия и Моисей (хотя события исхода из Египта наряду с другими библейскими прообразами находят отражение в главе 11), и не другие «буквальные» пророки (см. соответствующие публикации, ссылки 1 и 2), — но вся без исключения Церковь Христова.
А одним из предначертательных образов вверенной ей новозаветной миссии рассматривается совместное земное служение ветхозаветных пророков Илии и Елисея (3 и 4 Книга Царств).
Конечно, новозаветные панорамы главы 11 не ограничиваются теми образами и смыслами, которые связаны с пророческим служением Илии и Елисея.
Так, например, при выходе из Египта и сорокалетнем переходе пустыни народ Израиля поочередно устраивал сорок два походно-боевых стана, позволяющих отражать внешнее нападение (Чис.33:5-49), — а в начале главы 11 тайнозритель Откровения свидетельствует о «сорока двух месяцах» окружения язычниками «храма и жертвенника».
(К слову, пророческое соответствие между числом станов переходящего пустыню Израиля и сорока двумя месяцами «попирания города язычниками» косвенно свидетельствует о том, что противостояние Церкви и мирового язычества продлится не буквальные месяцы и дни, но все новозаветные времена)
А поскольку пророк Моисей перед выходом народа из египетского рабства единожды превратил воду в кровь и несколько раз поражал землю фараона болезненными язвами, — соответствующие этим событиям свидетельства главы 11 утверждают и подчеркивают, что власть двух новозаветных пророков по всем возможным критериям превосходит власть величайшего ветхозаветного пророка (т.к. «два свидетеля» в отличие от Моисея могут превращать воды в кровь и поражать любую землю язвами «когда только захотят»).
И, тем не менее, даже такие вполне очевидные соответствия не выглядят определяющими, если речь идет не просто о сравнениях и подобиях, но о самом полном ветхозаветном прообразе «двух свидетелей Откровения», которым является «двойное свидетельство» и единая миссия ветхозаветных пророков Илии и Елисея.
Итак, если рассмотреть значение имен Илии и Елисея, можно заметить, что в имени пророка Илии (т.е «Бог мой Яхве») прорисована ветхозаветная Церковь, — а в имени пророка Елисея (т.е. «Бог-спасение») обозначена Церковь Новозаветная.
.
.
Причем весьма знаменательно, что пророк Елисей стал единственным свидетелем того, как Илия был забран на небо, — и именно это ви́дение позволило Елисею обрести «удвоенный» дух, свойственный пророческому служению Новозаветной Церкви, сравн.:
Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4 Цар.2:9-11)
(Здесь можно отметить, что с учетом обозначенных выше соответствий эти библейские события прямо обличают все «церкви», в которых учат, что святые прежних времен не живы, а мертвы или «спят», и что никакого служения у Небесного престола ныне не существует.
Ведь в тех, кто не увидел «взятие на небо Илии», нет и не может быть «духа Елисея»)
Кроме того, события, связанные с призванием Елисея, в точности соответствуют призванию первых апостолов (с той разницей, что апостолы ловили в море «земную» рыбу, но бросили сети и пошли за прошедшим искушение в пустыне Спасителем, став «ловцами человеков», Мф.4:10-22, — а Елисей «возделывал землю» на двенадцати парах «земных» волов, но, услышав призыв прошедшего искушение в пустыне Илии, сжег свой плуг, служащий «жатве земной», заколол волов и пошел за Илией служить «жатве небесной», 3 Цар.19:19-21, сравн. с медным морем, стоявшем на двенадцати волах перед входом в рукотворную скинию).
А далее в буквальных и образных смыслах тех событий, чудес и знамений, которые сопровождали пророческое служение Илии и Елисея, открывается целая симфония новозаветных смыслов, которые при рассмотрении их во всех подробностях потребовали бы написания отдельной книжки. Но даже если просто перечислять пророческие параллели между служением Илии и Елисея и свидетельствами главы 11 книги Откровение, среди таких знаменательных соответствий обязательно следует упомянуть:
- 42 дня, на протяжении которых пророк Илия шел по пустыне до горы Хорив (т.е до Синая), спасаясь от нечестивой царицы Иезавели (сравн. – Откр.2:20-23, Откр.12:6 и события исхода из Египта). Причем в конце этого пути пророк узрел Господа не как «бурю, землетрясение и огонь», а как «веяние тихого ветра» (3 Цар.19:1-12), — то есть в том же новозаветном образе, в котором Господь явил Себя в словах «не воинством и не силою», имеющих вид утвержденного на двух масличных ветвях храмового светильника в видениях пророка Захарии (Зах.4:2-6)
- Три с половиной года (т.е. 42 месяца), на которые пророк Илия затворил небо для нечестивых правителей Ахава и Иезавели (Иак.5:17, «...в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову», 3 Цар.17:1), при том, что «роса» и «дождь» есть устойчивые образы Божественной благодати, переходящие в Св. Писании из книги в книгу.
Но если Илия затворил небо на знаменательные три с половиной года, — то во времена Нового Завета отвергающие Спасителя пребывают в безблагодатном состоянии до тех пор, пока на них не прольется слово евангельского свидетельства от «двух пророков», способное открыть для обратившихся к Господу небесный источник Божественной благодати (к слову, если под 1260 днями пророческого служения «двух свидетелей» понимать буквальные дни, слова «затворить небо... во дни пророчествования их...» выглядят упрощенно и ограниченно, — а истинно библейский смысл и масштаб открывается в этом образе только при условии, что в 1260 днях прорисованы все новозаветные времена) - Огонь, который пророк Илия низвел на два пятидесятка воинов, пришедших к нему с недобрыми намерениями от вопрошавшего Веельзевула израильского царя Охозии (4 Цар.1:9-15, сравн. – «...если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их», Откр.11:5)
- Умерщвление двумя медведицами сорока двух детей, которые злословили пророка Елисея (4 Цар.2:23-24). Причем этот образ, как и предыдущий, соответствует предупреждению «если кто захочет их обидеть» из Откр.11:5, — и, что не так очевидно, связывает в единый смысл вышеупомянутый эпизод с Елисеем, «поражение смертью» детей блудодействующей Иезавели (Откр.2:20-23) и медвежьи лапы «зверя из моря» (Откр.13:1-5), который разоряет и съедает сидящую на нем блудницу (Откр.17:16). (Эти свидетельства будут подробно рассматриваться в соответствующих публикациях)
- Совершенные Илией и Елисеем чудеса, связанные с умножением елея (3 Цар.17:12-16, 4 Цар.4:2-7, сравн. «...это суть две маслины...», Откр.11:4; «это два помазанные елеем...», Зах.4:12-14)
- Особую миссию Елисея, которая была возложена на него вместе с помазанием его в пророки: «кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей» (3 Цар.18:16-17, сравн. с «...тому надлежит быть убиту...» в Откр.11:5). Причем весьма знаменательно, что в ветхозаветные времена именно Ииуй умертвил и сына Ахава Иорама, царя Израильского, и жену Ахава лжепророчицу Иезавель, и внука Ахава иудейского царя Охозию, и сорок двух братьев царя Охозии, т.е. весь дом Ахава и Иезавели (4 Цар.10:12-14, сравн. – Откр.2:20-23)
- Эпизод из чудесных деяний пророка Елисея, когда он наполнил землю водой без дождя и напоил этой водой весь народ Израиля. При этом противники-моавитяне увидели в этой чудесной воде кровь, и возрадовались, и потерпели сокрушительное поражение (4 Цар.3:16-24, сравн. – «...имеют власть над водами, превращать их в кровь...», Откр.11:6)
- Исцеление Илией единственного дитя вдовы, а Елисеем ребенка обетования (3 Цар.17:17-24, 4 Цар.4:29-35, сравн. с обетованием Сарры, Гал.4:22-26), когда Елисей сначала отправил к мальчику слугу со своим жезлом (сравн. – Откр.11:1-2), но «жезл закона заповедей» не мог воскресить мертвого. Тогда Елисей сам простерся над мальчиком, и уподобился мертвому, после чего ребенок ожил (а это есть полноценный евангельский образ спасения человечества в Распятии и Воскресении Спасителя)
.
Причем это только малая часть тех знаменательных соответствий, которые связывают служение пророков Илии и Елисея и миссию «двух свидетелей» из главы 11 книги Откровение.
Но самое главное, — нет сомнений, что буквально в каждом действии Илии и Елисея (именно «в паре») прорисована вся Церковь Христова, состоящая из двух масличных ветвей, представляющих ветхозаветных праведников и их новозаветных «сотрудников и братьев» от всех народов земли, помазанных и освященных «духом пророчества» и призванных Спасителем ко вселенскому жертвенному свидетельству (Откр.6:11, Откр.7:9-14, Откр.12:11 и т.д.).
А поскольку пророк Илия, который представляет «ветхозаветную» половину двух светильников-маслин, выступает прообразом Иоанна Предтечи, венчающего Ветхий Завет свидетельством о Личности Спасителя, — именно Илия неоднократно упоминается в Евангелиях, и именно Илия должен был прийти перед Мессией и «возвратить сердца отцов детям», и т.д.
Все это должно было сложиться именно так, а не иначе, по той причине, что Ветхий Завет (т.е. Илия и Иоанн Креститель) предварял Новый (т.е. Елисея и Иисуса из Назарета), а ветхозаветный закон заповедей служил «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24-25).
Более того, в буквальных и образных соответствиях между миссиями пророка Илии и Иоанна Крестителя явлены и достаточно прикровенные иносказательные смыслы.
Так, например, пророку Илии противостояли два «царственных нечестивца» царь Ахав и Иезавель, а на Иоанна Предтечу восстали царь Ирод и Иродиада (при том, что и Иезавель, и Иродиада входят в число прообразов «великой вавилонской блудницы», которая не случайно считает себя «царицею» и хвалится тем, что она якобы «не вдова», Откр.18:7, сравн. – Откр.17:18, — и которую в итоге ожидает позорная смерть лжепророчицы Иезавели, 4 Цар.9:34-37, Откр.17:16).
Что касается пророка Елисея — буквально каждое из его деяний, в число которых входит и переход Иордана посредством «милоти Илии» (а милоть это одежда из шкуры овцы мехом наружу, указующая на жертвенного агнца), и исправление вод солью, и исцеление прокаженного, и чудо умножения хлебных начатков, и т.д., есть прообраз новозаветных времен и тех знаменательных чудес, которые совершил среди Израиля Сам Господь и Спаситель.
Таким образом, есть все основания утверждать, что славные деяния ветхозаветных пророков Илии и Елисея связывают смыслы 11 главы книги Откровение с двумя величайшими пророкам от человечества, с Иоанном Крестителем и с Иисусом из Назарета, нашим Господом и Спасителем, — и что образ «двух маслин» из главы 11 венчают два вернейших и величайших свидетеля от человечества (Ин.1:15-32; Откр.3:14), которые были убиты за обличение «начальств и властей» (Иоанн Предтеча) и самого мира (Господь Иисус Христос), но вознеслись на небо, а противостоящие им нечестивые духовные властители оказались поверженными во мрак.
(Очевидно, что настолько возвышенные и всеобъемлющие смыслы «умещаются» в образ «двух свидетелей» только при условии, что под этими свидетелями подразумеваются не буквальные люди, а вся Новозаветная Церковь, в которой есть место и Илии, и Елисею, и Моисею, и Еноху, и всем святым мученикам новозаветных времен, и т.д., — а смысловой и духовной основой ее вселенской миссии рассматривается земное служение Иоанна Предтечи и Самого Спасителя)
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: О пророческой власти «двух свидетелей» из книги Откровение (Откр.11:5-6)
Предыдущая статья: Два свидетеля, облеченные во вретище (Откр.11:3-4)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #два пророка апокалипсиса: огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; кто захочет их обидеть тому надлежит быть убиту, Откр.11:5 #два пророка имеют власть затворить небо чтобы не шел дождь, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, Откр.11:6