Найти тему
Российская Империя

Важность уничтожения железных дорог во время войны и как это делали

При боевых сражениях в ходе Первой мировой войны железнодорожный транспорт получил огромную популярность. Способ перехода к проведению оборонительных и наступательных действий предполагал постоянное поступление огромного количества провизии военнослужащим, а также транспорты оружия и различных боеприпасов.

Самыми эффективными, быстрыми, а главное комфортными транспортами стали железнодорожные эшелоны. Главная цель уходящей армии была не дать противнику быстро снарядить свои передовые войска, именно поэтому ликвидация ж/д путей оставалась наиболее подходящим вариантом.

-2

Взрыв железнодорожных путей несомненно неплохой способ, но работал он не всегда. Во время подрыва рельс будет использовано взрывчатое устройство, которое больше окажется полезным на поле боя. К тому же испорченным получится только небольшой участок магистрали, поэтому на помощь приходит множество приспособлений, техники, используемых в период Первой и Второй мировых войн.

Могла быть сильная нехватка времени для ликвидации ж/д путей. В этом случае часто брали в использование конные и машинные тяги. В некоторых местах рельсы откреплялись от разделов, к их концу прикреплялся тросик, который другой стороной привязывался к коню или транспорту. Из-за движения пути выгибались и отремонтировать их во впопыхах было практически невозможно. Наиболее подходящим способом оказалось использование подобных устройств в целях ликвидации железных дорог.

Устройство «Крюк»
Устройство «Крюк»

На Западном фронте дела шли наиболее мирно и стабильно, тем временем на Восточном происходили немедленные отступления и необдуманные действия военных.

В 1915 году российским военнослужащим под давлением немецко-австрийских войск пришлось покинуть местонахождение в Галиции. Для осложнения наступления противника российских войск было велено ликвидировать по уходу железнодорожные пути. По причине плохой поставки, патронов и взрывчатки едва хватало для того, чтобы дать отпор врагу, поэтому использование взрывчатого устройства в целях уничтожения путей сообщения стало невозможным.

В связи с этой ситуацией прапорщик, фамилия которого Червяк, высказал оригинальную идею решения проблемы, связанной с уничтожением железной магистрали. Брали небольшое количество рельс и мастерили из них конструкцию похожую на стальную петлю, которая крепилась на кран, стоящий на поверхности вагона. Далее конструкция совалась под отсоединённые из раздела рельсы, одновременно с этим, локомотив с вагонами начинали движение.

Между тем рельсы стали словно искореняться из полотна, заодно ломая место стыка рельс и шпалы. В итоге железная дорога стала невозможной для пользования. Придуманное устройство стало называться «Червяком» в честь своего изобретателя. После завершения Первой мировой военные новшества отослали на склады железнодорожной бригады.

«Червяк» — просто и эффективно
«Червяк» — просто и эффективно

Но позже обстоятельства вынудили вновь воспользоваться «червяками». Отступающая крестьянская армия в 1941 ввиду военной компании уничтожила множество железных дорог для невозможности прохода вражеских сил.

Последствия работы путевого разрушителя
Последствия работы путевого разрушителя

Уже с 1943 года устройство похожее на русское стали использовать немецкие инженеры для замедления продвижения советской армии. Теперь устройство советского подпрапорщика обернулось против его же армии.

Немцы решили не уступать Русским в изобретательности и произвели на свет свой ликвидатор ж/д. Множество разработчиков на заводе Круппа начиная с 1942 года, когда армия вермахта готовилась к отступлению, вели разработки немецкого устройства.

Истребитель предполагал громадный крюк, прикреплённый к крыше вагона. Следовательно, стал называться – «Крюк». Вагон с механизмом подгоняли к нужному участку железнодорожных путей, а саму конструкцию ставили в специально отведённое место между шпалами.

«Крюк» за работой
«Крюк» за работой

Далее в ход шли два локомотива, которые разгонялись до 10 км/ч. В результате проделанной работы на всей железной дороге не было ни одного уцелевшего места.

Немецкий истребитель железных дорог имел вес около 30-ти тонн, что очень внушительно. Конструкция приводилась в боевую готовность всего за 6 минут, что сыграло бы огромную роль при неожиданном наступлении вражеской армии.