При боевых сражениях в ходе Первой мировой войны железнодорожный транспорт получил огромную популярность. Способ перехода к проведению оборонительных и наступательных действий предполагал постоянное поступление огромного количества провизии военнослужащим, а также транспорты оружия и различных боеприпасов.
Самыми эффективными, быстрыми, а главное комфортными транспортами стали железнодорожные эшелоны. Главная цель уходящей армии была не дать противнику быстро снарядить свои передовые войска, именно поэтому ликвидация ж/д путей оставалась наиболее подходящим вариантом.
Взрыв железнодорожных путей несомненно неплохой способ, но работал он не всегда. Во время подрыва рельс будет использовано взрывчатое устройство, которое больше окажется полезным на поле боя. К тому же испорченным получится только небольшой участок магистрали, поэтому на помощь приходит множество приспособлений, техники, используемых в период Первой и Второй мировых войн.
Могла быть сильная нехватка времени для ликвидации ж/д путей. В этом случае часто брали в использование конные и машинные тяги. В некоторых местах рельсы откреплялись от разделов, к их концу прикреплялся тросик, который другой стороной привязывался к коню или транспорту. Из-за движения пути выгибались и отремонтировать их во впопыхах было практически невозможно. Наиболее подходящим способом оказалось использование подобных устройств в целях ликвидации железных дорог.
На Западном фронте дела шли наиболее мирно и стабильно, тем временем на Восточном происходили немедленные отступления и необдуманные действия военных.
В 1915 году российским военнослужащим под давлением немецко-австрийских войск пришлось покинуть местонахождение в Галиции. Для осложнения наступления противника российских войск было велено ликвидировать по уходу железнодорожные пути. По причине плохой поставки, патронов и взрывчатки едва хватало для того, чтобы дать отпор врагу, поэтому использование взрывчатого устройства в целях уничтожения путей сообщения стало невозможным.
В связи с этой ситуацией прапорщик, фамилия которого Червяк, высказал оригинальную идею решения проблемы, связанной с уничтожением железной магистрали. Брали небольшое количество рельс и мастерили из них конструкцию похожую на стальную петлю, которая крепилась на кран, стоящий на поверхности вагона. Далее конструкция совалась под отсоединённые из раздела рельсы, одновременно с этим, локомотив с вагонами начинали движение.
Между тем рельсы стали словно искореняться из полотна, заодно ломая место стыка рельс и шпалы. В итоге железная дорога стала невозможной для пользования. Придуманное устройство стало называться «Червяком» в честь своего изобретателя. После завершения Первой мировой военные новшества отослали на склады железнодорожной бригады.
Но позже обстоятельства вынудили вновь воспользоваться «червяками». Отступающая крестьянская армия в 1941 ввиду военной компании уничтожила множество железных дорог для невозможности прохода вражеских сил.
Уже с 1943 года устройство похожее на русское стали использовать немецкие инженеры для замедления продвижения советской армии. Теперь устройство советского подпрапорщика обернулось против его же армии.
Немцы решили не уступать Русским в изобретательности и произвели на свет свой ликвидатор ж/д. Множество разработчиков на заводе Круппа начиная с 1942 года, когда армия вермахта готовилась к отступлению, вели разработки немецкого устройства.
Истребитель предполагал громадный крюк, прикреплённый к крыше вагона. Следовательно, стал называться – «Крюк». Вагон с механизмом подгоняли к нужному участку железнодорожных путей, а саму конструкцию ставили в специально отведённое место между шпалами.
Далее в ход шли два локомотива, которые разгонялись до 10 км/ч. В результате проделанной работы на всей железной дороге не было ни одного уцелевшего места.
Немецкий истребитель железных дорог имел вес около 30-ти тонн, что очень внушительно. Конструкция приводилась в боевую готовность всего за 6 минут, что сыграло бы огромную роль при неожиданном наступлении вражеской армии.