«Летучей лисицей» прозвали на Западе советский МиГ-25. И, как уверяют зарубежные обозреватели, вполне заслуженно. Ведь на счету самолета несколько десятков мировых рекордов. Причем многие из них установлены еще во время испытаний. Но сегодня речь не о них. А о случае, который перевернул всю историю советского истребителя-рекордсмена.
Случай, который изменил всё
Во время полетов на МиГ-25 ставились не только рекорды, но и случались трагедии. Так, в октябре 1967 года погиб ведущий летчик НИИ ВВС Игорь Лесников, пытаясь установить мировой рекорд и выйдя за ограничения. Это был не единственный случай гибели лётчика при испытаниях МиГа, однако речь сегодня пойдёт о другом.
Эта история произошла 6 сентября 1976 года. Во время выполнения учебной лётной программы, связь с одним из самолётов МиГ-25 с бортовым номером «31» оказалась потеряна.
Самолет пилотировал лейтенант Виктор Беленко. Во время учебного полета он оторвался от напарника, снизился до 30 метров и пропал с радаров. Спустя полчаса истребитель был обнаружен над Японией на высоте 6 тысяч метров. Попытки японских истребителей перехватить МиГ-25 не увенчались успехом, так как Беленко вновь увел самолет ниже 50 метров и исчез с радаров.
Летчик держал курс на базу Титосе, но по неизвестной на тот момент причине посадка была совершена на ближайшем аэродроме Хакодате. При посадке МиГ-25 сбил две антенны и остановился у границы аэропорта, так как длины взлетно-посадочной полосы не хватило. Всё это происходило на глазах у местных жителей, и некоторым даже удалось запечатлеть самолет на фотоаппарат.
В 9:15 японское радио передало, что самолёт МиГ-25П (бортовой номер «31»), пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку на острове Хоккайдо. Через некоторое время японскими властями было сделано официальное заявление, что Беленко попросил политического убежища.
Тогда же стало ясно, что лейтенант Виктор Беленко угнал МиГ-25. Этот случай стал единственным за всю историю советской авиации. А событиям, последовавшим за этим, суждено было навсегда изменить облик советской авиации.
Цифровая экосистема SFERA станет отличным местом для общения, поиска друзей и развития. Оставляйте заявку на регистрацию. Скоро релиз многофункционального приложения. Чтобы узнать о SFERA больше, посетите сайт проекта.
Как советский летчик сделал подарок американским военным и их союзникам
Прославившимся советским истребителем, попавшим на территорию Японии, очень быстро заинтересовались американские военные. Они вывезли МиГ-25 на самолете Lockheed C-5 Galaxy и принялись его изучать. Западные специалисты одновременно были и поражены, и разочарованы. Оказалось, что они недооценили потенциал МиГ-25. Вместо многоцелевого истребителя перед ними предстал узкоспециализированный высотный перехватчик, который благодаря незаурядным высотным и скоростным характеристикам отлично справлялся со своей задачей.
МиГ-25 имел «двухкилевое оперение, тонкое трапециевидное крыло малого удлинения и плоские боковые воздухозаборники с горизонтальным клином». Он также вошел в историю как единственный серийный истребитель-перехватчик, который развил скорость до 3000 км/ч.
Несмотря на то, что его радиолокационную станцию построили из электронно-вакуумных ламп, она превосходила зарубежные.
Электронику и элементную базу МиГ-25 военные признали примитивными, но достойно выполнявшими свои функции. Также среди недостатков самолета выявили большой расход топлива.
После тщательного изучения иностранные обозреватели назвали МиГ-25 самым совершенным истребителем-перехватчиком в мире. Военные, исследовавшие советскую машину, получили очень ценные сведения и впоследствии использовали их при разработке своего оружия.
После возвращения истребителя на родину советским конструкторам пришлось разработать новую систему опознавания «свой-чужой». Ее заменили на всех военных самолетах СССР. Такое переоборудование стоило Союзу приличных денег. Более того, через два года после угона МиГ-25 инженеры модифицировали его, заменив всю начинку.
Перебежчик или жертва обстоятельств
Поступок самого Беленко оценивают двояко. Есть версия, что у Беленко были весомые причины совершить посадку в Японии. Однако выводы специалистов, основанные на данных приборов самолета, говорят об обратном.
Погодные условия не осложняли полет. Перед вылетом летчик уговорил механика заправить полные баки, тогда как разрешение давалось только на половину. Также пилот умело прошел опасный участок ПВО, не попав под обстрел ракетных комплексов. А чтобы уйти от радаров, он летел ниже 50 метров около 130 км.
Известно, что Виктор Беленко получил политическое убежище и стал гражданином Соединенных Штатов. К однозначному мнению специалисты так и не пришли. А как вы считаете, летчик, угнавший МиГ, — перебежчик или жертва обстоятельств?
Из-за отсутствия отклика от аудитории канала Дзен сильно урезает нам проказы в ленте. Мы будем очень признательны, если вы просто поставите лайк и подпишетесь.
Читайте также:
Предыдущие части:
Материал создан при поддержке проекта SFERA