Найти в Дзене
История транспорта

История эксплуатации Ту-154 в Якутии

Переобучение на новую технику в Якутском ОАО началось в 1982 году. Руководил мероприятиями заместитель командира по ОЛР С.И. Файбушевич. Будущие пилоты и штурманы командированы на переобучение в Ульяновск. Как вспоминал позже Сергей Иванович, к летному составу предъявлялись высокие требования. Командиром самолета Ту-154 мог стать пилот 1-го класса, с высшим образованием. Кроме того, командир должен был быть членом КПСС. Поэтому в составлении списков будущих пилотов, штурманов и бортинженеров «полтинника» принимал участие и партком отряда.

К моменту получения первого базового Ту-154Б-2 Якутским ОАО был подготовлен экипаж во главе с двумя командирами — Виктором Лодкевичем и Дмитрием Шамаевым. Вспоминает Сергей Иванович Файбушевич:

Я вылетел навстречу экипажу в Новосибирск, чтобы лететь с ними обратно в качестве сопровождающего. Там мы встретились, обсудили рабочие моменты, в том числе речь командира Шамаева, которую ему предстояло произнести после приземления в Якутске. В столице республики нас ожидала торжественная встреча.

Первый базовый Якутский Ту-154Б-2 СССР-85568 поступил в отряд с Куйбышевского авиазавода 20 мая 1983 года. И почти сразу начались тренировочные полеты.

Пассажирские рейсы на якутских Ту-154Б-2 начались 1 июля 1983 года рейсами 3828/3827 Якутск — Хабаровск и 3680/3679 Якутск — Иркутск. Оба рейса выполнялись пять раз в неделю, по понедельникам, средам, пятницам, субботам и воскресеньям. Расписание было составлено так, чтобы рейс 3827, прибывающий на базу в 6.10 московского времени, после небольшой технической стоянки в 9.20 отправлялся рейсом 3680. Таким образом, один самолет обслуживал два рейса в сутки. А 5 июля 1983 года в отряд поступил второй новый Ту-154Б-2 СССР-85577. Здесь стоит отметить, что все Ту-154Б-2, поступавшие в ЯОАО имели компоновку на 164 пассажирских кресла.

Ту-154Б-2 СССР-85568 и СССР-85597 в аэропорту Якутск. Автор фото — Пол Сеймур.
Ту-154Б-2 СССР-85568 и СССР-85597 в аэропорту Якутск. Автор фото — Пол Сеймур.

В 1984 году 271-й летный отряд получил в свое распоряжение новый Ту-154Б-2 СССР-85597 и самолет 1981 года выпуска СССР-85486, поступивший в Якутск из 235-го правительственного авиаотряда.

В 1984 году к существующему рейсу в Иркутск добавился рейс 3682/3681 с промежуточной посадкой в Чите. Таким образом на направлении Якутск — Иркутск авиационное сообщение на Ту-154 стало ежедневным.

С 1 июня 1984 года открыт первый дальний пассажирский рейс Якутского управления гражданской авиации на Ту-154 3985/3986 Якутск — Минеральные Воды с промежуточными посадками в Братске и Уфе. Рейс выполнялся в летнее время года три раза в неделю, по понедельникам, средам и пятницам. Время в пути в Минеральные Воды 12 часов 20 минут, в Якутск — 11 часов 35 минут.

Ту-154 на перроне аэропорта Якутск, 1984 год. Автор фото Марк Редькин.
Ту-154 на перроне аэропорта Якутск, 1984 год. Автор фото Марк Редькин.
Ту-154 на перроне аэропорта Якутск, 1984 год. Автор фото Марк Редькин.
Ту-154 на перроне аэропорта Якутск, 1984 год. Автор фото Марк Редькин.

В 1985 году авиаторами Якутии на «полтиннике» открыт второй дальний рейс 4001/4002 Якутск — Ленинград с промежуточными посадками в Абакане и Свердловске. Рейс выполнялся три раза в неделю, по вторникам, четвергам и субботам.

В 1985 году в Якутск поступил один Ту-154Б-2: СССР-85367 из Ташкента.

В 1986 году Ту-154 ЯОАО впервые связал столицу Якутии с морскими курортами Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма. Рейс 3987/3988 Якутск — Новосибирск — Актюбинск — Сочи — Симферополь с 1 июня 1986 года выполнялся четыре раза в неделю. Время в пути в Симферополь — 15 часов 5 минут, в обратном направлении — 13 часов 40 минут. Рейс выполнялся в летнее время.

Ту-154Б-2 СССР-85520 в аэропорту Якутск. Автор фото: Пол Сеймур.
Ту-154Б-2 СССР-85520 в аэропорту Якутск. Автор фото: Пол Сеймур.

В 1986 году был введен в эксплуатацию пусковой комплекс аэропорта — ИВПП длиной 3610 х 45 метров, перрон, рулежные дорожки, КДП и т. д. аэропорта Чульман (в 1987 году переименован в аэропорт Нерюнгри). В том же году авиаторы Южной Якутии начали обучение эксплуатации самолета Ту-154. В мае 1987 года 374-й летный отряд Нерюнгринского ОАО получил из Якутска свой первый Ту-154Б-2 СССР-85486. Пассажирская эксплуатация типа началась 1 июня 1987 года рейсом 77/78 Нерюнгри — Барнаул — Москва (Домодедово). В июне из Якутского ОАО в Нерюнгринский ОАО поступили еще два Ту-154Б-2, СССР-85367 и СССР-85597. Чуть позже авиаторы 374-го отряда открыли второй рейс 4079/4080 Нерюнгри — Новосибирск.

Конец восьмидесятых годов ознаменовался переводом дальних рейсов Якутск — Минеральные Воды и Якутск — Симферополь на обслуживание самолетами Ил-62, что сокращало число промежуточных посадок в пути до одной и значительно уменьшало время в пути. Рейсы из Якутска на Ил-62 в эти города стало выполнять Красноярское управление гражданской авиации. Высвободившиеся с этих направлений Ту-154 направили на новые рейсы: Якутск — Владивосток, Якутск — Киев и Якутск — Сочи, а также на увеличение частот уже существующих рейсов.

Ту-154Б-2 СССР-85354 в аэропорту Домодедово. Автор фото Борис Люкманов.
Ту-154Б-2 СССР-85354 в аэропорту Домодедово. Автор фото Борис Люкманов.

Справочные данные:

Список Ту-154, когда-либо работавших в Якутском ОАО с 1983 по 1991 гг:

85348, 85354, 85367, 85376, 85486, 85520, 85568, 85577, 85597.

Хронология открытия рейсов Якутского УГА из аэропорта Якутск:

Владивосток через Благовещенск 1991

Иркутск 1983 -

Иркутск через Читу 1984 -

Киев через Кемерово, Курган 1989 -

Киев через Кемерово, Свердловск 1991

Ленинград через Абакан, Свердловск 1985 - 1987

Ленинград через Кемерово 1988 - 1989

Ленинград через Кемерово, Челябинск 1990 -

Ленинград через Братск, Омск 1990 -

Ленинград через Томск, Челябинск 1990 -

Минеральные Воды через Братск, Уфу 1984 - 1987

Минеральные Воды через Новокузнецк, Уфу 1988 - 1989

Новосибирск через Мирный 1991

Свердловск через Кемерово 1988 -

Симферополь через Новосибирск, Актюбинск, Сочи 1986 - 1989

Сочи через Новокузнецк, Уфу 1990 -

Ташкент через Улан-Удэ, Алма-Ату 1991

Хабаровск 1983 -

Список Ту-154, когда-либо работавших в 374-м ло Нерюнгринского ОАО с 1987 по 1991 гг:

85008 (аренда на 1 месяц), 85217, 85323, 85367, 85486, 85597.

Хронология открытия рейсов Якутского УГА из аэропорта Нерюнгри (Чульман):

Донецк через Новокузнецк, Уфу 1991 -

Иркутск 1991 -

Москва (Домодедово) через Барнаул 1987 -

Москва (Домодедово) через Кемерово 1990 -

Москва (Домодедово) через Новокузнецк 1990 -

Новосибирск 1988 -

Спасибо за внимание!

#ту-154 #tu-154 #якутск #нерюнгри #аэрофлот ссср #cccp