Найти тему
море и пароходы

Пять самых больших балкеров в истории

"Бесполезные знания"

Когда хотят рассказать о "самых больших" судах, рассказ обычно заходит о танкерах. Да, танкеры первые начали лидировать в такой спецолимпиаде - "самые большие". Потом плавно так к этой спецдисциплине подключились контейнеровозы, эти тоже могут похвастать в разделе "самые большие. Круизные лайнеры, те в своей нише соревнуются.

Балкеры, то есть суда для перевозки насыпных грузов, таких как, зерновые, уголь, руда... всё, что можно насыпать, тоже так вполне уверенно чувствуют себя в разряде "самые большие". Сегодня рассказ о пяти "самых больших" балкеров в мире на сегодняшний день. Которые действуют, и которые уже списали.

Для справки - в процентном содержании к численности мирового торгового флота, балкеры занимают 21%. И 80% от общего количества балкеров построено в Южной Корее.

"Самые большие" балкеры имеет классификацию VLOC - Very Large Ore Carrier. Да, они построены именно для транспортировки железной руды.

И следует понимать, что их не всего пять штук, а рассказ о головных судах серий судов. А в серии может быть и десяток пароходов. А может быть и в одном экземпляре.

1 место. Балкер ORE BRASIL.

ORE BRASIL. Откройте в отдельном окне браузера для полномасштабного изображения.
ORE BRASIL. Откройте в отдельном окне браузера для полномасштабного изображения.

Класс valemax, или, как в других источниках - chinamax. На сегодня эта серия является самыми большими балкерами в мире.

Изначально серия была заказана бразильской компанией Vale, что и дало название класса. Компания импортирует железную руду из Бразилии. Серия была построена в двух странах, Южной Корее и Китае. Конкретно этот балкер, ORE BRASIL, был построен компанией Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering, Южная Корея в 2011 году. Первое его имя было VALE BRASIL.

Ещё под старым именем.
Ещё под старым именем.

Длина судна - 362 м, ширина - 65 м, высота борта - 30,4 м. Дедвейт - 402 347 тонн. Семь трюмов, общим объёмом 219 980 м3. Скорость погрузки - 13 500 тонн в час.

В полной загрузке осадка судна равна 23 м. Для того, чтобы увезти это количество руды на самосвалах, понадобится 11 100 автомобилей ( так в источнике). Всего несколько портов в мире могут принять это судно в полной загрузке.

Экипаж - 35 человек, скорость судна - 15 узлов.

Со старым именем.
Со старым именем.

Главный двигатель - MAN B&W 7S80ME-C8, винт фиксированного шага.

2. Berge Stahl

Построен в 1986 году на верфях Hyundai Heavy Industries, Южная Корея, и был самым большим балкером в мире вплоть до 2011 года, когда первенство перехватил VALE BRASIL, обойдя лидера, как по дедвейту, так и по валовой вместимости.

BERGE STAHL
BERGE STAHL

Длина - 342 м, ширина - 63, 5. Осадка в полном грузу - 23 м. Дедвейт 364 767 тонн.

Всего два порта в мире могла принимать этот балке при полной загрузке. Первый порт, это порт погрузки в Бразилии, Маритиму-де-Понта-да-Мадейра. И второй, это порт выгрузки, Роттердам. Другие порты его могли принимать только при неполной загрузке. Ситуация с приёмом таких судов изменилась после 2011 года, после ввода в эксплуатацию балкеров класса valemax. Некоторые порты провели модернизацию специально для приёма таких судов.

BERGE STAHL
BERGE STAHL

Главный двигатель - MAN B&W 7L90MCE, прямой привод на винт фиксированного шага. Винт диаметром 9 метров. Скорость судна - 13, 5 узлов.

Списан в 2021 году. Разделан в Гадани, Пакистан.

3. Brasil Maru

Япония является активным импортёром железной руды из Бразилии. Перевозку руды они осуществляют на балкерах собственной постройки. Головное судно серии, балкер Brasil Maru.

 Brasil Maru
Brasil Maru

Балке был построен в 2007 году, и в этом же, 2007 году, удостоился звания "Судно года" в Японии по версии Японским обществом морских архитекторов и морских инженеров.

Причин для присвоения такого звания было несколько. Одна из которых - это первое судно для сухих грузов такого размера построенное в Японии. Да, хоть японцы и имели значительный опыт в постройке крупнотоннажных судов, но это были танкеры. А балкеры и танкеры играют немного на разных полях, разные расчёты по прочности корпуса и другого. Ну, и... по японским обычаям, пароход нафаршировали всевозможными доступными новинками на тот период времени, добавив кое-что экспериментальное для обкатки технологий. На выходе судно получилось и экологичным (опять же, на тот период времени), и экономичным, и много ещё чего. Всё это и сыграло при голосовании при выборе "Судно года.

Длина судна - 340 м, ширина - 60 м, осадка -21, 8 м ( кстати - в пресс-релизе компании-оператора, при перечислении характеристик допущена ошибка, осадка указана в 28 м. Поэтому некоторые издания бездумно перепечатывают эти данные, что и порождает законные вопросы. 28,15 м, это высота борта.) Дедвейт - 327 180 тонн.

Главный двигатель - MITSUI B&W 7S80MC-C, скорость судна - 15 узлов.

Строитель - Mitsui Engineering & Shipbuilding Co., Ltd. Chiba

4. Tubarao Maru

Здесь никакой интриги, это родственник предыдущего балкера. Но незначительные изменения в конструкции выводят этот балкер всё таки на четвёртое место.

TUBARAO MARU
TUBARAO MARU

Почти все размерные характеристики совпадают с BRASIL MARU, но дедвейт несколько меньше - 326 964 тонны. Другой главный двигатель - 1DE:2 SA 7 CY. При одинаковой мощности (23 640 кВт при 66 об/мин), скорость судна меньше на 2 узла, чем у BRASIL MARU. 13 узлов против 15.

5. Stellar Queen.

Вообще-то, этому пароходу тут не место, не дотягивает он на большого по нынешним временам. Но зато он прекрасная иллюстрация к "балкеры и танкеры играют на разных полях", потому, что балкер Stellar Queen был рождён танкером.

Он был построен в 1994 году в Японии как танкер, и первое имя судна было - HYDRA STAR.

 HYDRA STAR. таким он был изначально.
HYDRA STAR. таким он был изначально.

В 2009 году этот танкер переделали в балкер. Но у танкера и балкера несколько разные нагрузки на корпус, поэтому при переделке усиливали корпус, придавая бОльшую продольную и поперечную прочность.

После переделки балкер сменил несколько хозяев, и несколько имён. Последнее имя - Stellar Queen

Stellar Queen уже балкер.
Stellar Queen уже балкер.

Одно из прошлых имён - Ore Yantai. При самостоятельном поиске фото и инфы о судне надо помнить о том, что сейчас действует ещё один балкер под именем Ore Yantai, довольно свежей постройки. Так, что, возможна путаница.

Ore Yantai. Настоящий. Тот, который был изначально HYDRA STAR.
Ore Yantai. Настоящий. Тот, который был изначально HYDRA STAR.

Длина - 331 м, ширина - 58 м, максимальная скорость 10,8 узлов, а обычная, рабочая, всего 8 узлов. Дедвейт 305 846 тонн.

Несмотря на укрепления корпуса, в 2017 году при переходе в Бразилию главная палуба треснула в двух местах.

Фонтаны воды из балластных танков в местах трещин палубы.
Фонтаны воды из балластных танков в местах трещин палубы.

Из-за трещин погрузку судна не делали, а провели тщательную инспекцию. Результаты были неутешительные, и было принято решение о списании судна. Хотя особых данных нет, но предположительно балкер отогнали в Читтагонг на разделку в 2020 году.

5А. Настоящее же пятое место у балкера - SM GEMENI 1.

 SM GEMENI 1 в заводе.
SM GEMENI 1 в заводе.

Длина - 340 м, ширина - 62 м, высота борта - 29,8 м.

Дедвейт - 324 972 тонн. Страна постройки - Южная Корея, 2020 год.

 SM GEMENI 2, брат-близнец балкера.
SM GEMENI 2, брат-близнец балкера.
 SM GEMENI 1, выход на ходовые испытания.
SM GEMENI 1, выход на ходовые испытания.