Почему профильное министерство и руководители крупнейшего отечественного предприятия сделали ставку на российские разработки?
Неожиданно мощный информационный поток сегодня генерирует крупнейший отечественный автопроизводитель из Тольятти. Давно так не было, чтобы АвтоВАЗ был в центре общероссийского внимания. У неискушенного читателя «крУгом голова», поскольку информация фрагментарна и часто противоречива, поэтому у него не складывается цельная картина.
С одной стороны, всю страну облетела новость о том, что АвтоВАЗ еще в 2021 году приобрел лицензию кроссовера Renault Duster и вскоре начнет его выпуск. Наш канал проанализировал это событие, и выяснил, откуда могут поступать автокомпоненты для сборки популярного автомобиля класса SUV.
Но тут же практически на следующий день в информационном пространстве страны взрывается «бомба», автором которой стал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
«В ближайшее время АвтоВАЗу предстоит большая и сложная работа. Новые продукты будут разрабатываться на российских платформах, с использованием российских инжиниринговых компетенций и с максимальным привлечением российских поставщиков компонентов — это принципиальное решение», - сообщил министр.
У любого непредвзятого читателя сразу возникает вопрос: а как соотносится то, что сказал министр и выпуск кроссовера Duster на французской платформе?
Расскажем предысторию. Так сложилось, что в нашей стране органы власти редко критикуют. Но на этот раз сенатор Андрей Клишас прошелся по политике профильного министерства и раскритиковал его работу в довольно-таки резком тоне.
Он заявил, что программа по импортозамещению провалена.
«Кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств нет ничего. Наши люди это видят и по товарам народного потребления, и во многих других сферах», — добавил председатель комитета по конституционному строительству Совета Федерации.
Вдобавок глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов обвинил «некоторых руководителей» в стремлении «пересадить» российскую промышленность и экономику на «новую, теперь китайскую «иглу».
В принципе этот процесс запущен и идет. Наш канал в своих материалах рассказывал о начале выпуска так называемых антисанкционных автомобилей и автобусов. В этом материале об антисанкционном автобусе ЛИАЗ, в котором будут только российские и китайские комплектующие.
Но вернемся к заявлению министра Мантурова. Оно в чем-то перекликается с заявлением тридцатипятилетней давности, которое сделал генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев при посещении в 1986 году Тольятти. Руководитель СССР тогда без обиняков заявил: «А почему бы Волжскому автозаводу не стать законодателем автомобильной моды?»
Старожилы отечественного автопрома вспоминали, что все финансы отрасли были брошены на создание НТЦ АвтоВАЗа, в ущерб других разработок отрасли тех лет.
С тех пор прошло более трех десятков лет, АвтоВАЗ так и не стал не только законодателем автомоды, но и довольствовался в роль дочернего предприятия крупного мирового автопроизводителя, коим является Renault.
После заявления министра Мантурова последовали разъяснения, мол, российские разработки будут перспективными, сегодня АвтоВАЗу надо добиться стабильной работы и выпускать автомобили на существующих платформах (ВАЗ-1118, ВАЗ-2121, ВАЗ-2123, Lada B/C и B0).
Разработка современной платформы дело достаточно капиталоемкое и затратное. Поэтому на основе таких платформ обычно выпускают несколько десятков моделей автомобилей, чтобы окупить разработку.
Самой современной отечественной платформой, разработанной на АвтоВАЗа является Lada B/C, на которой построено семейство Lada Vesta. Как мы помним, еще год назад было заявлено, что платформа Lada B/C должна уйти в историю. Аргументы приводились такие. Ее технические характеристики не позволят использование для создания кроссоверов и внедорожников, электронная архитектура не позволит внедрить элементы телематики, активной безопасности и т.п.
Доработка платформы Lada B/C до современных стандартов растянется на несколько лет и потребует масштабных инвестиций, которые намного превысят затраты на переход на современную зарубежную платформу (под ней имелась ввиду французская CMF-B).
И еще один убойный аргумент, который приводился год назад в мае 2021-го в издании «Волжский автостроитель» руководителями предприятия.
«Текущее состояние автомобильного рынка и прогнозы его развития делают этот проект неэффективным ввиду отсутствия эффекта масштабирования даже в среднесрочной перспективе».
Переведем на русский. Емкость российского автомобильного рынка настолько мала, он поглощает не так много автомобилей, потому если развивать отечественную автомобильную платформу, то занятие это весьма капиталоемкое и не факт, что окупаемое. Но у нас, как обычно, платит потребитель.
Таблица
Уважаемые читатели, что вы думаете по вопросу перспективы отечественных автомобильных платформ? Пишите в комментариях
Наш канал Проавтобизнес ВКонтакте
Канал в Телеграме: https://t.me/proautobiz