Самостоятельно определить почему не работает ближний свет фар автомобиля ВАЗ 2114 (2113, 2115) в принципе возможно. Мало того, диагностировать неисправность можно даже не имея специальных приспособлений и диагностических приборов.
Попробуем разобраться с причинами этой неисправности и способами их определения. Основываясь на знании схемы подключения и особенностей включения-выключения ближнего света фар этого автомобиля. На примере автомобиля ВАЗ 2114 с инжекторным двигателем 2111.
Вот схема подключения ближнего света фар автомобиля ВАЗ 2114 (2113, 2115).
Судя по ней становится понятно, что питание в электрическую цепь включения ближнего света фар подается через замок зажигания, выключатель наружного освещения на передней панели автомобиля и левый подрулевой переключатель.
Далее происходит коммутация проводов в монтажном блоке предохранителей и реле. После чего электрический ток поступает на передние блок фары.
Электрическая цепь защищена предохранителями F12 и F13 в монтажном блоке, а также, установленном там же, реле К9. "Масса" - черные провода, идущие от самих фар и крепящиеся на кузове рядом с ними. Вот в принципе и все.
Исходя из этого список причин неисправности "не работает ближний свет фар автомобиля ВАЗ 2114" будет следующий.
Как определить почему не работает ближний свет фар автомобиля ВАЗ 2114?
1. Перегорела нить в лампе ближнего-дальнего света фар.
В ряде случаев перегорает одна лампа, иногда сразу две. Чаще всего в лампах выходит из строя нить, отвечающая за ближний свет. На внешний вид лампа может быть в полном порядке – все нити целы, но работать не будет. Поэтому для выявления неисправности проще всего заменить лампу рабочей (например, с соседней блок-фары) и посмотреть: работает или нет.
Помимо этого стоит выяснить причину перегорания лампы. Возможно трещина в стекле блок-фары через которую проникает влага или автомобиль эксплуатируется без защитных колпаков на задней части фар, или фишка фары почти свалилась.
2. Окислились контакты в колодке проводов фары.
Несколько раз оденьте - снимите соединительную проводов колодку (фишку) на штекеры ламп ближнего — дальнего света. Если ближний свет загорелся, то проблема кроется в нарушении контакта (окислении, неплотной посадке). В дальнейшем стоит зачистить и обжать контакты колодки.
3. Пропала "масса" на фару.
Массовый провод от соединительной колодки каждой из блок-фар крепится рядом с ней к кузову автомобиля. Отсоедините наконечник этого провода (черного) от кузова и зачистите его. Также зачистите место крепления.
4. Сгорели предохранители в монтажном блоке.
В монтажном блоке 2114 и 2115 с ножничными предохранителями ближний свет:
F12 (7,5А) правая фара,
F13 (7,5А) левая фара.
Замените предохранитель исправным. В дальнейшем найдите причину его перегорания (возможно короткое замыкание).
5. Вышло из строя реле ближнего света фар в монтажном блоке.
В монтажном блоке 2114 (2115) за ближний свет фар отвечает реле К9. При срабатывании реле должен быть слышен щелчок. Если его нет, то либо к реле не подходит ток, либо оно само неисправно.
Замените реле заведомо исправным. Для проверки можно взять аналогичное из этого же монтажного блока (реле 113.3747 или 113.3747-10).
Или пробуем перемкнуть отрезком провода, при включенном зажигании и нажатой кнопки переключателя, выводы в монтажном блоке под ножки реле "30" (общий плюс) и "87" (выход на ближний свет фар). Ближний свет загорелся - реле под замену. Нет, ищем причину дальше.
6. Не работает подрулевой переключатель.
За дальний и ближний свет фар отвечает левый подрулевой переключатель. Поэтому снимаем кожух рулевой колонки для доступа к его электрической части. Снимаем с него соединительную колодку, также сжав усики извлекаем корпус переключателя с рычагом.
Нас интересует плотность посадки соединительной колодки на штекерах корпуса переключателя (обжимаем контакты), окисление контактов (зачищаем), наличие электрического тока на выводах соединительной колодки. На вывод "56" ток приходит (зеленый провод) с переключателя наружного освещения. Проверяем на этом выводе наличие напряжения контрольной лампой или вольтметром. Вывод подрулевого переключателя "56b" — ток уходит на ближний свет (серо-пурпурный провод).
Можно включить зажигание, нажать кнопку переключателя наружного освещения и отрезком провода соединить выводы в колодке: зеленого провода и сине-красного. Если ближний свет включается таким способом, то меняем подрулевой переключатель на новый или заведомо исправный.
7. Имеется "обрыв" в проводке или вышел из строя монтажный блок.
По очереди проверяем провода электрической цепи включения ближнего или дальнего света фар контрольной лампой или тестером на наличие «обрыва». Проверяем соединительные колодки в монтажном блоке на плотность посадки, наличие окислений. Очищаем и поджимаем. Если при проверке электрической цепи выявлено, что ток в монтажный бок входит, но на выходе (или на реле и предохранителях) его нет, это свидетельствует о его неисправности. Неисправный монтажный блок проще всего заменить аналогичным новым или бэушным, но исправным.
8. Не работает выключатель наружного освещения в панели приборов.
Проверьте наличие напряжения на красно-голубом проводе, идущем от замка зажигания на вывод "6" переключателя. Так же можно перемкнуть выводы этого и зеленого проводов в колодке, и проверить работает ли ближний свет.
Примечания и дополнения
- В блок-фарах автомобилей ВАЗ 2114, 2115, 2113 для ближнего и дальнего света применяются лампы АК12-60+55.
Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.
- Как определить почему не работает задний "дворник" на автомобиле?
- Как подключены стоп-сигналы автомобиля ВАЗ 2114?
- Как и зачем следует прочищать маслоотделитель двигателя?