Найти в Дзене

НЕВЕРОЯТНО- ПАРОВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА. Часть 1

Предыдущая статья была о необычной технике- о паровых трамвайчиках на аккумуляторах энергии в виде бочки с перегретой водой.

А сейчас будет статья о полностью невероятной технике. О подводной лодке с паровой тягой… Нет, вы не стали жертвой дурной шутки -- действительно подводные лодки 140 лет назад плавали с дымовой трубой, откуда валил дым… Но- все по очереди.

Когда в 50х и 70х годах 19 го века начались первые опыты с подводными лодками – то встал вопрос- как их приводить в движение. Во время Гражданской войны в США, примитивная подводная лодка H.L. Hunley, построенная в 1863 году приводилась в движение мускульной силой экипажа, который крутил гребной винт через вращение руками специальных ручек- эксцентриков. Когда через 20 лет подводные лодки стали немного совершеннее- то опять встал вопрос выбора силового привода. Электромоторы и электроаккумуляторы тогда были еще очень примитивными. Поэтому оставалось только одно- паровой двигатель.

Первая такая подводная лодка появилась в Греции. Это была субмарина шведского изобретателя Торстена Норденфельдта. Но сведений об этом корабле практически не сохранилось. После этого давний враг Греции- Турция так же захотела обзавестись такой техникой. И турки заказали тому же шведу уже два подобных корабля. Подлодки были построены в 1885 году в Англии, после чего их разобрали, перевезли в Турцию, там вновь собрали и спустили на воду.

Подлодки имели паровые двигатели, которые обеспечивали и надводный и подводный ход. Передвижение под водой предполагалось за счет предварительного перегрева воды в котле. Перегретая вода должна была вырабатывать давление в течение нескольких часов подводного хода. Точно такая же схема парового аккумулятора, что была описана и в прошлой моей статье для городских паровых трамваев.

Турецкая паровая подлодка на рейде
Турецкая паровая подлодка на рейде

Дальность надводного хода таких субмарин была 240-300 миль при скорости 8-10 узлов, подводного около 20 миль при четырех узлах.

Длина лодки - 30,5 м, ширина - 3,6 м, водоизмещение - 100 тонн, экипаж - 7 человек, мощность силовой установки - одноцилиндровая паровая машина 250 л.с., скорость надводного хода - 10 узлов, скорость подводного хода - 4 узла, глубина погружения - 50 метров.

Вооружение было таким: два торпедных аппарата с самодвижущимися минами Уайтхеда. На палубе стояли две скорострельные 24-мм пушки.

Турецкие подводные лодки активно участвовали в маневрах, учились блокировать Босфор, а ПЛ Abdülmecid и вовсе, стала первым в мире кораблем, произведшим торпедную стрельбу из подводного положения. Но эти подводные лодки безнадежно устарели уже через полтора десятка лет после начала службы. За это время были созданы эффективные электромоторы и электробатареи, и плавать под водой за счет аккумулятора на перегретой воде стало делом вчерашнего дня.

Но – в конце 19го века появился только лишь один эффективный электропривод для подводного хода. А вот создание эффективного, надежного и мощного двигателя внутреннего сгорания сильно задерживалось. Эффективные дизельные и бензиновые моторы научились создавать только немцы, а у англичан с французами с этим дело было сильно хуже. Создавать эффективные дизеля мощностью под 500 л.с. они не могли, поэтому снова пришлось делать подводные лодки с паровыми машинами для надводного хода и зарядки аккумуляторных батарей. Французская промышленность долгое время не могла создать надёжный дизельный привод для вращения гребного винта. Все французские дизеля, что были установлены на французских дизельных субмаринах серии «Эмерод» оказались крайне капризными и ненадёжными. Французам пришлось закупать дизели у злейших врагов – немцев, и кроме того для решения различных проблем приходилось вызывать немецких техников из MAN и допускать их на свои новейшие корабли. Это было для французов ужасно, и решение предложил уже известный инженер Максим Лобёф, создатель первой опытной французской лодки с паровым двигателем «Нарвал». Лобёф понимал и признавал превосходство дизеля и его большое будущее на субмаринах, однако иного способа достичь амбициозной цели командования флота Франции по созданию многочисленного подводного флота, способного действовать в открытом море, просто не было.

Французская паровая подводная лодка "Нарвал"
Французская паровая подводная лодка "Нарвал"

Первая подобная французская паровая подводная лодка называлась «Нарвал», и она была построена по проекту Максима Лобёфа в 1900 году. Опыт её эксплуатации показал командованию флота, что паровые лодки по проектам Лобёфа могут дать флоту достаточно эффективные подлодки и они смогут действовать в открытом море.

В 1906 году были заказаны к постройке две серии лодок по проекту Лобёфа: 18 паровых лодок типа «Плювиоз» и 16 их дизельных аналогов — лодок серии «Брюмер». Французы кроме того купили лицензию на производство немецких дизельных двигателей и надеялись быстро достичь успеха в их освоении, а, возможно, потом и переоборудовать «подводные пароходы» в дизельные — Лобёф предусматривал такую возможность при проектировании. Такие проекты субмарин давали возможность Франции получить под лодку «открытого моря» водоизмещением 500 тонн.
При этом, одновременно с закладкой новых кораблей был объявлен конкурс на проекты с ещё более высокими характеристиками - французскому флоту была нужна и крупная «эскадренная подводная лодка» со средней скоростью 15 узлов и максимальной 20 узлов, чтобы иметь возможность сопровождать эскадру линейных кораблей или отряд скоростных крейсеров в дальнем походе и не отставать от таких кораблей в дальнем плавании.
А так же много интересного по паровые машины на моем сайте
http://alter-mini-energy.ru