Исследователи из подведомственного Минобрнауки России Саратовского государственного технического университета (СГТУ) имени Гагарина Ю.А. создали опорный подшипник скольжения нового поколения на масляной подушке. Разработка потенциально вытеснит с рынка автомобильные шариковые подшипники.
Подшипники — это важная деталь в машине, она уменьшает износ вращающихся конструкций и повышает скорость вращения определенных деталей, улучшая показатели производительности и мощности агрегата. Сегодня на рынке доминируют подшипники шарикового типа.
«Шариковые подшипники имеют множество недостатков: они преждевременно выходят из строя под действием вибрации и ударных нагрузок при езде автомобиля по неровным дорогам, подвержены воздействию влаги и загрязнений, сложны в изготовлении и имеют высокую стоимость. Наши подшипники более надежны и обладают важными конкурентными преимуществами сразу по двум показателям — качеству и цене», — рассказывает профессор кафедры «Технология машиностроения» Института машиностроения, материаловедения и транспорта СГТУ Альберт Королев.
По словам ученого, в подшипнике на масляной подушке отсутствует точечный контакт, присущий шариковому подшипнику и потенциально вызывающий эффект ложного бринеллирования (образование вмятин из-за износа деталей), представляющий собой основную причину выхода из строя шариковых подшипников.
Масляная подушка герметизирована от внешнего воздействия, следовательно, защищена от влаги, загрязнений и разрушений. К тому же, она принимает на себя часть внешней нагрузки на подшипник. Так как трение в масле практически отсутствует, в подшипнике оно тоже снижается, что уменьшает его износ. Это дает подшипникам на масляной подушке серьезные эксплуатационные преимущества и делает их более надежными по сравнению с шариковыми. Работает подшипник при этом плавно и бесшумно.
Запатентованную энергосберегающую конструкцию можно использовать в рулевых механизмах транспортных систем, в частности, как верхнюю опору передней подвески автомобилей семейства ВАЗ. Среди потребителей разработки — автопроизводители, предприятия оптовой торговли, сервисные центры и ремонтные мастерские и многие другие.