Найти тему
zoom-spb

Старый Оскол

Оглавление
Герб Старого Оскола
Герб Старого Оскола

Старый Оскол - второй по населению (220 тысяч) город прекрасной Белгородчины. Это что-то типа северной столицы региона, расположенной на одинаковом расстоянии от Белгорода, Воронежа и Курска, и самодостаточной в своём положении. Всё хорошее, что есть в области, свойственно и Осколу.

Город разросся в позднесоветское время, рост количества жителей продолжался и в 90-е, и в 2000-е. По этой причине есть чёткое разделение на Старый Город (небольшой уездный Старый Оскол) и Новый Город (обширные районы советских панелек и новостроек). Таким же образом я разделю и статью.

Можно также почитать о других городах Центральной России:

Кунгур || Смоленск || Коломна || Тверь || Торжок || Москва || ВДНХ || Третьяковская галерея || Тула. Часть 1|| Тула. Часть 2 || Орёл || Курск || Белгород || Старый Оскол || Новый Оскол || Воронеж || Рамонь || Елец || Углич || Ярославль. Часть 1 || Ярославль. Часть 2 || Кострома. Часть 1 || Кострома. Часть 2 || Иваново-Вознесенск || Шуя || Владимир. Часть 1 || Владимир. Часть 2 || Владимир. Часть 3 || Боголюбово || Юрьев-Польский. Часть 1 || Юрьев-Польский. Часть 2 || Гороховец

Больше об электрическом транспорте:

Музей ГЭТ

Трамваи бывшего СССР

Троллейбусы бывшего СССР

НОВЫЙ ГОРОД

1. Географически город устроен следующим образом: в междуречье Оскола и Оскольца находится уездный центр, к северо-востоку и юго-западу - новые районы, в застройке присутствуют многочисленные вкрапления всяких слободок (Беломестная, Рыльская, Пушкарская, Гумны) и частного сектора. Новая часть города делится на районы-кварталы, каждый из них имеет уникальное название (Восточный, Степной, Дубрава, Интернациональный). Нумерация домов ведётся по микрорайонам, а не по улицам, например, микрорайон Солнечный, дом 62.

Дома строились в конце 1970-х - 1980-х, а значит, в них довольно приличные планировки.

2. Ещё в XVIII веке учёные заметили значительное отклонение стрелки компаса на Курщине. Это явление назвали Курской магнитной аномалией (КМА). В 1883 году приват-доцент Харьковского университета Николай Пильчиков доказал, что аномалия вызвана обширными залежами железной руды, однако до конца Российской империи их промышленная разработка так и не началась.

В начале 1930-х уже при большевиках началась добыча руды, позднее появились горно-обогатительные комбинаты и сопутствующие металлургические предприятия.

На территории нынешней Белгородчины (части бывшей Курской губернии) как раз находятся эти залежи, так что здесь работает много как добывающих, так и других производств, являющихся основой её экономики. Конкретно Старый Оскол вырос из заурядного «уездника» в город областного масштаба благодаря следующим огромным предприятиям:

  • Оскольский электрометаллургический комбинат (основан в 1974);
  • Стойленский горно-обогатительный комбинат (1961);
  • Старооскольский завод электромонтажных изделий (1980).

Заводы расположены в стороне от жилых районов, так что я не заметил, что воздух тут плохой - по крайней мере, не хуже петербургского. Цветение происходит в южном масштабе:

3. Во время Второй Мировой войны город 7 месяцев находился в оккупации, однако, его центр сохранился лучше, чем в будущей столице региона. В 1954 году была образована Белгородская область, и Оскол реально мог стать её столицей как перспективный центр металлургии, но для этой роли был выбран Белгород отчасти из-за расположения на магистральной железной дороге и шоссе Москва-Севастополь.

Это место вызвало у меня ассоциацию с японским «садом камней»:

-4

4. В городах с ярко выраженным градообразующим предприятием работающих на нём людей необходимо быстро и удобно к нему подвозить. Одним из популярных в советское время решений был запуск трамвайной линии - отсюда множество малых систем в небольших и не исторических городах.

Старооскольский трамвай появился в 1981 году. По сути это одна линия длиной 27 километров, по ней курсирует 3 маршрута. Она ведёт к проходной огромного (3,5х2 км) Оскольского электрометаллического комбината (ОЭМК). Его владелец - группа "Металлоинвест" Алишера Усманова - обслуживает и трамвайное движение.

Ездят здесь преимущественно усть-катавские машины, примерно половина из них - новые.

-5

5. Что интересно, в городе пытались запустить и троллейбусное движение, но по каким-то причинам ни в начале 90-х, ни в 00-х этого так и не сделали.

В Северо-восточном районе на проспекте Алексея Угарова, его главной магистрали, находится городской автовокзал. Это позднесоветское здание, уделанное в сайдинг, а поэтому не представляющее интереса. Гораздо прикольнее интерьер с огромным количеством растений и "ломаный" потолок, популярный в то время.

Хорошо организовано автобусное сообщение до Воронежа и Белгорода.

-6

6. В Старом Осколе имеется и аэропорт, но почему-то сюда и отсюда ничего не летает. Несколько лет назад существовали рейсы в Москву и Петербург, очень странно, что их отменили, ведь наверняка достаточный спрос на них был.

7. Вместе с соседним Губкиным и окрестными населёнными пунктами Оскол составляет крупную агломерацию населением около 400 тысяч человек.

В городе много очень приятных на вид новостроек. Я и сам не против в жить в одном из этих домов!

-8

8. Как я уже говорил, главная улица Нового города названа в честь Алексея Угарова. Этот человек - редкий пример большого и честного успеха в профессии. Он начал карьеру в металлургии с простого подручного сталевара на Череповецком металлургическом заводе ("Северстали"), дослужился до генерального директора ОЭМК и почётного гражданина Белгородчины. В Старом Осколе, развившемся благодаря металлургии, это естественный и правильный топоним.

Благоустройство самых обыкновенных дворов на высоте:

-9

9. Всегда стараюсь фоткать городские стадионы:

-10

10. Хорошо благоустроенный парк Зелёный лог близ одноимённого микрорайона:

-11

11.

-12

12. По моему убеждению в парке должно быть как можно больше взрослых деревьев, чтобы выполнялась его основная рекреационная функция среди каменных джунглей, иначе это просто газон. В Зелёном логе много саженцев, надеюсь, большая часть из них сможет вырасти.

-13

13. Очень порадовала яркая музыкальная школа:

14. Трохи урбанистических деталей:

-15

15.

-16

16.

17. Новодельный Сергиевский храм привлекает удачным цветовым решением:

-18

18. Ретроспективистский (и шикарный) детский сад:

-19

19. Очевидно, библиотека:

-20

20. На панельках - яркие и наивные советские мозаики, одно из немногих их украшений.

21. Дворы Нового города пронизаны небольшими бетонными каналами. Мне хотелось думать, что это пересохшие арыки и чувствовать себя в Средней Азии, но, конечно, это не так: лотки собирают ливневые стоки.

-22

22. Общее впечатление от Белгородчины (как и от Беларуси) можно описать так: да небогато, да слегка по-советски, но со вкусом и с некоторым уважением к жителям.

-23

23. ...

-24

24. Если существует идеальный подземный пешеходный переход, то это он! Обычно злачное и грязное место с понурыми нищими и ларьками в Осколе обретает иной смысл.

-25

25. Максимально тривиальный (белый с золотом) новодельный Рождественский храм (1999-2003):

-26

26. Свой олимпийский парк есть и в Старом Осколе. Счастливое время до Олимпиады-2014 в Сочи безвозвратно и потому кажется ещё более безоблачным.

-27

27.

-28

28. Старый Оскол - это тёплый и атмосферный русский юг, здесь очень здорово находиться летом. Это приятное чувство (жители любого города южнее Курска меня вряд ли поймут), когда с мая по сентябрь в любой день не меньше +25, а ночью можно ходить в шортах и футболке. Обилие фруктовых деревьев, майских жуков и цикад, а также ранние тёмные вечера удачно дополняют обстановку.

Новые районы Оскола (речь по-прежнему про Старый, есть ещё Новый и украинский) - положительный пример того, каким должен (и может!!) быть обычный русский город.

-29

СТАРЫЙ ГОРОД

29. Впервые Оскол упоминается в документах в 1432 году в так называемом "Списке городов Свидригайло", однако, литовская колонизация Дикого Поля не получилась, и место было заброшено ещё полторы сотни лет.

В 1593 году по указу царя Фёдора Иоанновича город был возобновлён как застава на южных рубежах Московского царства. В следующем XVII веке к нему подступались поляки (удачно) и крымские татары (неудачно), но Оскол сохранился. Уже тогда вокруг него начали складываться пригородные слободки (Ламская, Стрелецкая, Рыльская, Пушкарская).

Главная улица города, из уважения к губернскому центру названная Курской, ныне носит официальное название в честь трупа в мавзолее Ульянова (Ленина). На ней и в её окрестностях, в общем, и сосредоточена вся суть уездного городка.

-30

30. С переименованием более южного городка Царёв-Алексеев в Новый Оскол (будет материал и об этом месте) в 1655 году Оскол обрёл приставку к названию "Старый" для отличия. На протяжении почти всей своей истории Старый Оскол был центром соответствующего уезда.

Дом купца Игнатова на Курской улице:

-31

31. Духовное училище (1900) занимается ныне драматическим театром и стоит на Театральной площади. Как ни странно, театр был организован в 1996 году; кроме того, в здании работает филиал Ярославского театрального института.

32. У театра - смотровая площадка с потрясающим видом на слободу Гумны, Гуменское водохранилище и меловую скалу:

-33

33. Самое красивое здание Старого Оскола - модерновый дом братьев Лихушиных. Это были серьёзные мужики: они были купцами первой гильдии, занимавшимися оптовой торговлей, продажей нефтепродуктов, восточных товаров и прочего. В 1917 году они, естественно, уехали из этой страны.

До войны тут размещался совет депутатов, после - почта, а с 1996 года- краеведческий музей.

-34

34. Ещё один отличный особняк на Курской улице:

-35

35. Есть что-то неизмеримо родное сердцу во всех этих уездных домиках.

36. Чуть в стороне от красной линии улицы - сталинская торгово-кооперативная школа, ныне тут департамент имущественных отношений.

-37

37. На прилегающих улицах встречаются аккуратные послевоенные жилые дома типа "пленные немцы".

-38

38. Русская разруха живописна сама по себе, хотя и очень печальна.

-39

39. Бывший трактир:

-40

40. Ещё красивый особняк с башенкой на Пролетарской улице:

-41

41. На пересечении Пролетарской (параллельной Курской) и Комсомольской (Белгородской) находится небольшой городской сад с памятником Александру Невскому.

-42

42. Тут же на Белгородской - необходимые для каждого уездного города учреждения: Русско-Азиатский банк (на 1 фото) и дворянское собрание.

43. Оживлённый перекрёсток Белгородской и Курской оформляет Общественный банк:

-44

44. Чуть поодаль - реальное училище ниже уровня проезжей части.

-45

45. Из-за слегка холмистого рельефа Белгородчина невероятно фотогенична:

-46

46. В низине между юго-западным новым районом и центром стоит главный храм города - Александро-Невский собор (1903). Отмечу купола со звёздами и деревянную церквушку позади него.

47. К югу от Белгородской улицы Курская пересекает Фонтанную площадь с ТЦ. Напротив него - очередной отличный особняк с башенкой:

-48

48. Улица упирается в неожиданно пустынную площадь с памятником непосредственным основателям Старого Оскола - воеводе Ивану Солнцеву-Засекину, городскому голове Ивану Мясному и подьячему Михайлу Нечаеву.

Неподалёку от памятника формально сохранилась Старооскольская крепость с казначейством и городской думой внутри, однако весь комплекс зданий занят тюрьмой и, соответственно, не подлежит осмотру. Мне кажется, тюрьма в центре крупного города, особенно занимающая памятники истории и архитектуры - это архаизм и неудобство, её нужно обязательно переносить в другое место. Тем более, есть запоздалые, но воодушевляющие примеры петербургских "Крестов" и замка Тапиау.

-49

49. Выходим на Октябрьскую (Успенскую) улицу. Тут тоже есть топовый модерн - особняк купцов Дьяковых.

Кроме прочего эти господа владели заводом кондитерских изделий и жили по тогдашней традиции рядом с ним (а не в Ницце или Лондоне). В наши дни предприятие называется "Славянка" и вполне неплохо себя чувствует.

-50

50. Женская гимназия (1871):

-51

51. Формально городской железнодорожный вокзал находится не в центре, а среди слободок, но так как станция историческая, отношу его к Старому городу.

Итак, железная дорога прошла через Оскол в 1897 году в составе линии Елец-Валуйки. Во время Второй Мировой войны для нужд фронта местные жители (в основном женщины и подростки) построили 90 километров дороги Старый Оскол-Ржава за 32 дня (как это возможно?!). Это значительно улучшило снабжение войск на передовой.

Подвиг обычных советских людей, сражавшихся за свою родину, вызывает бесконечное уважение в отличие от поведения Джугашвили.

Здание вокзала было построено в 2003 году, хотя и снаружи, и внутри выглядит, скорее, позднесоветским. Оно оформляет склон холма и напоминает ряд горок в аквапарке. Грузовой трафик здесь очень активный, да и пассажирский не слабый: дальние поезда на Сочи, Москву, Новосибирск, Воронеж, Кисловодск, пригородные в сторону Ржавы, Валуек, Касторной.

52. Большие городские площади, как я говорил, заняты слободками. Зажиточная Слобожанщина во всей красе:

-53

В Старом Осколе сохранилось побольше дореволюционки, чем в столице области, но это не так важно - Белгородчина привлекает не великолепными достопримечательностями, а южной атмосферой и белорусской благоустроенностью. Прежде всего я посоветовал бы съездить сюда чиновникам любого ранга для обучения.

Далее - Новый Оскол!

#старый оскол #белгородская область #белгородчина #архитектура #история #города россии #черноземье #благоустройство

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!