Найти тему
zoom-spb

Трамваи бывшего СССР

Почему я так люблю трамвай?

Во-первых, эти машины нравятся мне чисто внешне (мой фаворит - Tatra T3 на фото ниже), но есть целый ряд объективных достоинств:

  • экологичность;
  • безопасность и надёжность;
  • долговечность;
  • постоянный габарит проезда;
  • дешёвое обслуживание.

Плюс наличие трамвая добавляет солидности городу: это значит, что когда-то он был настолько успешен и богат, что смог позволить себе дорогостоящую и высокотехнологичную по тем временам систему.

Первый городской электрический трамвай в привычном современном смысле появился в Берлине в 1881 году, всего лишь на 11 лет раньше Киева (1892). Его разработала, конечно же, фирма Siemens.

Во всём цивилизованном мире в конце XIX - начале XX века случился настоящий трамвайный бум: они появлялись повсеместно в крупных городах. В Российской империи за организацию этого вида транспорта отвечали преимущественно различные бельгийские фирмы.

В середине XX века Западная Европа и США стали массово закрывать трамвайное движение и демонтировать рельсы по причине его "архаичности" и "неудобства для движения". При этом трамвай массово сохранился в странах Восточной Европы (то есть в странах бывшего социалистического лагеря), в странах бывшего СССР, в Германии, а во многих городах системы появляются снова, то есть всё-таки он по-прежнему остаётся актуальным (Лондон, Париж, Мадрид etc). Но об этом как-нибудь в другой раз.

Ныне самой развитой системой в мире по длине путей является Мельбурнский трамвай (Австралия), наш Петербург позорно утратил первенство в начале XXI века ("спасибо" антинародным чиновникам города), удерживаясь на вершине по числу маршрутов.

Поговорим детально о трамвае в бывшем СССР.

Необходимые уточнения:

  • в таблицах учитывались данные только для электрического трамвая, конка и паровой/дизельный трамвай не учитывались в статистике;
  • статистические данные взяты с открытых источников.
Tatra T3 в Орле
Tatra T3 в Орле

Можно также почитать о других городах Центральной России:

КунгурСмоленскКоломнаТверьТоржокМоскваВДНХТретьяковская галереяТула. Часть 1Тула. Часть 2Орёл, Курск

Статья о музее городского электрического транспорта в Петербурге:

Музей ГЭТ

1. Сначала об общих трендах. СССР был, наверно, самой трамвайной страной в мире: всего когда-либо действовало 133 системы, при этом до революции появилось 44 из них (33%). В наши дни действуют 88 (66%). В абсолютном большинстве из них принята "Русская колея" 1524 мм, хотя до 1917 года для экономии места в условиях городской застройки применялась метровая колея, позднее производилась её замена.

Во время Второй Мировой войны почти все попавшие в оккупацию системы были разрушены, некоторые из них (Псков, Старая Русса, Севастополь) так и не были восстановлены.

Последний трамвай, открытый в Российской империи - в Архангельске (1916).

Первый трамвай за Уралом появился во Владивостоке (1912), более того, это единственная "историческая" система в этой части страны.

Последний трамвай, появившийся в СССР - в Черёмушках, Хакасия (1991) для обслуживания Саяно-Шушенской ГЭС. После его краха лишь одна система открылась с нуля - в Самарканде (2017), да и то с оговоркой, что в городе до этого момента уже существовал трамвай в 1947-1973 годах.

В некоторых городах он исчезал и при большевиках (Черновцы, Симферополь), но это, в целом, редкий случай - всего 12 штук (9%). Это, конечно, ни в какие сравнения не идёт с тем позорным безобразием, начавшимся по воле региональных чиновников в нулевых годах. Такое ощущение, что кто-то дал им всем команду начать войну с этим видом транспорта. Не могу назвать это иначе кроме как позорным вредительством.

В данный период было закрыто 27 систем (20%). Даже те из них, что остались на плаву, пережили сокращение разной степени катастрофичности, лишь считанные единицы сохранили хотя бы status quo, не говоря уже о качественном развитии.

К огромному сожалению, в некоторых местах трамвай исчез навсегда из-за войн (Грозный, Луганск, Кропивницкий). Также трамвая никогда не было в Кыргызстане, Туркменистане и Таджикистане.

71-619 Усть-Катавского завода в Ярославле
71-619 Усть-Катавского завода в Ярославле

2. До наших дней сохранилось лишь 7 систем с метровой колеёй (Львов, Винница, Житомир, Евпатория, Кёнигсберг, Пятигорск, Лиепая) и, что самое удивительное, по одной с размером 1067 мм (Таллин) и 1435 мм (Ростов-на-Дону). Это совершенно уникальные памятники техники. Насчёт того, почему в столице Эстонии применена "капская колея", я инфы не нашёл, а вот в случае с Ростовом рациональное объяснение есть: собственником и конки, и трамвая была бельгийская фирма, естественным образом организовавшая движение по европейской колее. Позднее её оставили из-за большого количества путей и дороговизны "перешивки".

Традиционно трамвай идёт бок о бок с троллейбусом, ведь оба вида транспорта работают на электричестве. Про троллейбус речь пойдёт в другой статье, но я наткнулся на забавный факт: лишь в одном городе - в Рязани - трамвай появился позже троллейбуса.

Большое количество небольших систем в "моногородах", появившихся при большевиках, связано с важной социальной функцией: людям было необходимо быстро добираться к градообразующему заводу (см. Череповец, Старый Оскол, Осинники, та же Рязань etc).

Tatra KT4 в Кёнигсберге
Tatra KT4 в Кёнигсберге

3. Далее поговорим более подробно по каждому региону.

Единственная в Молдове система электрического трамвая существовала, конечно же, в Кишинёве в 1913-1961 годах. Перед Первой Мировой войной количество маршрутов достигло 4.

В межвоенный период при Румынии он продолжил исправно функционировать, а вот при советах после Второй Мировой быстро загнулся и уступил место троллейбусу.

Фото с Википедии
Фото с Википедии

4. Украина может по праву считаться великой трамвайной державой: 17(18) действующих трамвайных систем, ещё 14 когда-либо существовали, именно в Киеве появился первый в Российской империи электрический трамвай. Удивительно, что в целых 9 городах этот вид транспорта появился раньше, чем в Петербурге, это объясняется как их богатством и прогрессивностью местных властей, так и монополией конки в столице. И всё же довольно занятно проводить сравнение по этому параметру.

Также для меня стало неожиданным второе место Кривого Рога по количеству маршрутов, причём это даже не областной центр.

При большевиках новые системы появлялись в промышленных городах Донбасса и востока страны - общесоюзный тренд в то время. К настоящему моменту абсолютно все сети так или иначе ужались в размерах.

Из закрытых особенно жалко Луганск, лишившийся трамвая из-за войны в Донбассе: он был бы на 8 месте по стране. По той же печальной причине перестали существовать системы Краматорска, Константиновки, Авдеевки, а также Кропивницкого (Вторая Мировая война) и Кременчуга (Гражданская война).

-5

5. Прекрасная Беларусь прекрасна во всём: все когда-либо существовавшие на её территории системы электрического трамвая работают, две из них пережили лишь относительно небольшое сокращение. Трамваи Мозыря и Новополоцка строились для подвоза работников к крупным нефтеперерабатывающим заводам.

-6

6. Думаю, справедливо считать Витебск трамвайной столицей страны как обладателя единственной исторической системы. АКСМ-62103 завода "Белкоммунмаш" на родине Марка Шагала:

-7

7. В Крыму закрылись 4 из 5 сетей: в Керчи и Севастополе из-за военных разрушений, в Симферополе замена на троллейбус, в Молочном без видимых причин.

Трамвай села (!!!) Молочное совершенно уникален в плане статуса населённого пункта, колеи (1000 мм) и подвижного состава (ходили старинные Gotha T57). Сейчас вся инфраструктура варварски уничтожена.

-8

8. В странах Балтии дела обстоят, в целом, нормально: сеть Клайпеды закрыта ещё советами, так что в Литве трамвая давно нет вообще, хотя одно время существовал проект скоростного трамвая в Вильнюсе. В остальных городах системы исправно функционируют.

Несколько локальных особенностей. В Таллине, как я уже говорил, используется "Капская колея" (1067 мм). Трамвай пользуется популярностью у горожан, отчасти благодаря прокладке линии в аэропорт (до чего до сих пор не додумались в Петербурге). Для местных жителей весь общественный транспорт столицы бесплатный, что очень здорово и справедливо (сравните опять же с Петербургом), для туристов 1,50€. Подвижной состав представлен чешскими Tatra KT4 и испанскими CAF Urbos AXL.

В Латвии три системы отличаются подвижным составом: в Риге ездят чешские Tatra T3A, Tatra T6B5, а также Skoda 15T; в Лиепае - чешские Tatra KT4 и хорватские TMK-2300; в Даугавпилсе - российские трамваи производства ПК Транспортные системы и Усть-Катавского завода.

Рига и Даугавпилс - единственные города, где работают трамваи с штанговым токоприёмником (грубо говоря, это "рог" как у троллейбуса).

Стоимость проезда в Риге 1,15€, в Лиепае - 0,70€, в Даугавпилсе - 0,50€.

-9

9. В Средней Азии, а именно в Казахстане и Узбекистане, ситуация печальная. Чиновники обеих стран, судя по всему, нацелились полностью уничтожить данный вид транспорта, понять бы по какой причине. Особенно позорной выглядит ликвидация исторической сети Ташкента, проработавшей более 100 лет и насчитывавшей 27 маршрутов в период максимального развития.

Неожиданно хорошее положение дел в Павлодаре, который в целом является благополучным городом по казахским меркам. Это трамвайная столица Средней Азии, хотя на его месте должен быть Ташкент.

В Самарканде трамвай выпилили в 1973 году, но снова запустили в 2016.

Все сети имеют/имели колею 1524 мм.

UPD: Трамвай в Оскемене (Усть-Каменогорске), судя по всему, работает.

-10

10. В Закавказье всё плохо. Самая развитая сеть была в Тбилиси.

-11

11. Когда я искал инфу по теме, наткнулся на фотографии трамваев Сумгаита, и они поразили меня до глубины души. Как можно довести машины до такого состояния? Жуть.

12. Трамвайные системы РФ разумно разделить по географическому принципу на Европу и Азию, к тому же до революции в последней появилась лишь одна сеть - во Владивостоке (1912). Всего на территории РФ трамваи когда-либо ходили в 80 городах, к настоящему моменту уничтожены 21 из них (26%).

Самая старая действующая система находится в Кёнигсберге (1895), но её, как вы понимаете, построили немцы. Первая сеть на территории нынешней РФ появилась в 1896 году в Нижнем Новгороде. В целых 15 городах лучший вид транспорта заработал раньше, чем в Петербурге.

В целом в России есть три явных лидера по основным трамвайным параметрам: Петербург, Москва и Магнитогорск. Город на Неве - безальтернативно трамвайная столица, но второе место по количеству маршрутов принадлежит как раз уральскому городу при практически одинаковой с Москвой длине путей. Также отмечу, что не все из 46 маршрутов Магнитогорска работают ежедневно.

Ряд сетей при общем тренде к упадку чувствуют себя хорошо и даже развиваются - это Краснодар, Коломна, Таганрог, Самара.

Самые позорные закрытия случились в Воронеже (крупная сеть из 22 маршрутов в миллионном городе) и Твери (историческая система, 18 маршрутов). Мне стыдно за власти этих городов.

Примечания:

  • Трамваи в Грозном исчезли из-за разрушений в 1-ю Чеченскую войну.
  • Фактически Тильзитский трамвай никогда не работал при СССР/РФ и сам по себе не имеет никакого отношения к этим государствам.
  • Линия электротрамвая в Кисловодске служила только для перевозки минеральной воды.
-13

13. В восточной части РФ (я имею в виду Урал, Сибирь и Дальний Восток) случилось целых два трамвайных бума при большевистской власти: в 1930-х в связи с индустриализацией и после Второй Мировой. Что мы имеем в итоге: в наши дни к востоку от Уральских гор действует даже больше систем, чем в Европе (31 против 28), а закрылось всего лишь 5 из когда-либо существовавших. И тем не менее, каждый такой случай - пример вопиющего постыдного антинародного вредительства.

Меня крайне удивил Бийск: 17 работающих маршрутов в городе, даже не являющимся центром региона - это шикарно.

Примечание:

  • Линия в Усть-Катаве использовалась как испытательный полигон для обкатки машин производства знаменитого завода.
-14

14. Вид трамвая вызывает у меня тёплую ностальгию по детству, тогда это всё ещё был главный вид транспорта в Петербурге. Приезжая в другие места, я обязательно его фоткаю, считаю это важной частью образа и культуры города.

Похоже волна массового уничтожения сетей остановлена, но сделанного уже не вернуть: инфраструктура разрушена, а её восстановление чрезвычайно дорого, особенно в новой реальности. В некоторых городах трамвай держится только на энтузиазме работников и активистов, в некоторых чиновники осознали его преимущества и поддерживают системы в хорошем состоянии. Ясно, что трамвай останется в нашей жизни, поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее.

71-608 Усть-Катавского завода в Коломне
71-608 Усть-Катавского завода в Коломне

#трамвай #трамвайные пути #трамваи #город #электрический транспорт #транспорт #инфраструктура #статистика #мир

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!