Русская провинция живёт плохо, и если в показанном ранее Ярославле это ещё не так заметно, то в соседней Костроме - в полный рост. Для меня было полным откровением, что настолько важный в истории и культуре нашей страны город оставляет настолько гнетущее впечатление. При этом здесь есть вот это самое обаяние глубинки (находясь относительно недалеко от Москвы, Кострома - безусловная глубинка), и именно обаянием город и привлекает - с интересными достопримечательностями тут не густо. Короче говоря, каждый может составить личное мнение. Рассказ будет в двух частях. В первой погуляем по центру, во второй отправимся в Ипатьевский монастырь.
"Ох, Самара, сестра моя;
Кострома, mon amour." - БГ
"Так вперед - за цыганской звездой кочевой!" - из к/ф "Жестокий романс"
Можно также почитать о других городах Центральной России:
Кунгур || Смоленск || Коломна || Тверь || Торжок || Москва || ВДНХ || Третьяковская галерея || Тула. Часть 1|| Тула. Часть 2 || Орёл || Курск || Белгород || Старый Оскол || Новый Оскол || Воронеж || Рамонь || Елец || Углич || Ярославль. Часть 1 || Ярославль. Часть 2 || Кострома. Часть 1 || Кострома. Часть 2 || Иваново-Вознесенск || Шуя || Владимир. Часть 1 || Владимир. Часть 2 || Владимир. Часть 3 || Боголюбово || Юрьев-Польский. Часть 1 || Юрьев-Польский. Часть 2 || Гороховец
1. Я ехал до Костромы с Ярославля на электричке, которая очень долго (более двух часов) тащилась через дачные пригороды областных центров и город Нерехта. Кострома исторически расположена на левом берегу Волги, тогда как Ярославль - на правом, и при подъезде к городу пересекаешь великую реку шириной в этом месте около километра:
2. При Российской империи железнодорожный мост построен не был, и станция, открытая в 1887 году, располагалась на правом берегу, что не очень удобно в отсутствие постоянной переправы. Сейчас старая станция используется только для грузоперевозок (да и то не факт), а роль пассажирского терминала выполняет Кострома-Новая с конструктивистским вокзалом (1932). На момент постройки это место было ещё за административной границей города.
3. От вокзала к центру ведёт длинная Русина улица (Советская), где-то на её середине начинается дореволюционка скорее уездного, чем губернского масштаба:
4. А что вообще понимается под центром Костромы? Планировка здесь, как мне кажется, одна из самых изящных в России: есть огромная Сусанинская площадь, от которой отходят улицы-лучи, пересекаясь с улицами-полуокружностями. Оцените, как это выглядит на карте:
5. История Костромы кроме двух ярких моментов не изобилует интересными событиями. Великий Василий Татищев (историк, географ, маркшейдер и основатель Екатеринбурга и Перми) предложил 1152 год как дату основания, однако в летописи город впервые упоминается в 1213 году. В 1246-1320 годах он был центром небольшого удельного княжества, а потом - в составе Московии. Временем расцвета Костромы, как и соседнего Ярославля, стал XVII век, несмотря на его тяжёлое начало (см. Смутное время). К началу XVIII века город был пятым по количеству жителей в стране, но следующие 200 лет постепенно терял значение. С 1796 года это центр соответствующей губернии.
Большая часть исторической застройки здесь вовсе деревянная и довольно простая в архитектурном смысле, так что, по-видимому, Кострома была довольно бедным городом. Дома по Русиной улице (Советской):
6. Бедность видна и сейчас в бегающих по улицам ржавых пазиках, понурых лицах людей и отсутствии благоустройства в принципе. До революции же императоры более-менее регулярно посещали город, ведь здесь по сути произошло воцарение их династии, и в Костроме нет-нет да и делали что-то к их приезду.
Понравился дом Тшарнера (1870-е, перестроен в начале 1900-х) с "готическими" окнами:
7. В экономике исторически преобладало текстильное и кожевенное производство, в советское время к ним добавились небольшие машиностроительные предприятия и ювелирные мастерские. Но по ощущениям работы тут кроме сферы услуг и государственных учреждений особо нет. Впрочем, такая ситуация почти везде - не зря же вся страна едет в Москву и Петербург.
Дом Махаева (XIX век):
8. В 1913 по всей стране широко отмечалось 300-летие дома Романовых, и официальные мероприятия не могли обойти и Кострому. Кроме традиционного "причёсывания" (например, к приезду царских особ ввели вторую очередь городского водопровода) тут начали возводить грандиозный супер-памятник с многочисленными скульптурами по типу "Тысячелетия России" в Новгороде. Увы, проект не был завершён, а большевики водрузили на построенный постамент своего идола Ульянова (Ленина).
9. По мере приближения к Площади застройки становится более капитальной. На фото слева направо Дом Мартынова (1917), дом Круглова (1790) и кусочек дома Ратьковой (1810-1817):
10. Довольно редкий для областных центров мой любимый конструктивизм внезапно встретился здесь, основные же его заповедники в России - Москва, Петербург и Екатеринбург. Дом связи (1934) прям очень интересный образец:
11. В эпоху большевистской диктатуры (1917-1991) выделю несколько важных для города событий. Здорово, что в 1930-е тут открыли целых два вуза (текстильный институт и государственный университет), соорудили железнодорожный (1932) и автомобильный (1970) мосты, запустили троллейбус (1974) и открыли скансен "Костромская слобода" (1955). И при этом они зачем-то разрушили ансамбль Костромского кремля.
В самом сердце Костромы сложен отличный ансамбль из двух одинаковых гостиных дворов (1775-1793) по типовому проекту, в них и поныне находится городской рынок. На первом фото - Красные ряды, южный из двух корпусов, на втором - Мучные ряды, расположенные севернее. Отличие между ними всё-таки есть: в Красных рядах есть церковь.
Известный библейский сюжет с изгнанием торговцев из храма здесь перевёрнут - а что если сам храм поместить внутрь рынка?
"Приближалась еврейская Пасха, и Иисус отправился в Иерусалим. Во дворе Храма Он обнаружил людей, которые продавали быков, овец и голубей, сидели там и те, кто менял деньги. Иисус, сделав из веревок бич, выгнал их всех из Храма вместе с овцами и быками и перевернул столы менял, рассыпав их деньги. А продавцам голубей Он сказал:
— Уберите это отсюда! Не превращайте Дом Отца Моего в дом торговли!" - Евангелие от Иоанна, 2:13-16.
12. Рядом с рядами образовалась небольшая симпатичная площадь. Красные ряды в кадре впереди, а слева - Масляные ряды более поздней постройки, не образующие замкнутого пространства:
13. Сходим внутрь гостиного двора. Правильно это или нет с точки зрения религии, судить не мне, но в целом комплекс выглядит интересно:
14. Чтобы не быть голословным в словах о бедности этой области (а также чтобы предупредить комментарии о "русофобии"), приведу официальную статистику с сайта росстата: валовый региональный продукт (ВРП) Костромщины в 2018 году составил всего лишь 180,29 миллиардов рублей. Это наихудший показатель в Центральном федеральном округе (ЦФО), даже на Ивановщине ВРП выше (197,84 млрд). Если сравнивать с остальной Россией, то меньшие показатели лишь в регионах типа Ингушетии (55,46 млрд), Марий Эл (177,73 млрд), Тывы (68,78 млрд) и Чукотки (78,14 млрд). В пересчёте на количество жителей ситуация такая же: 281,6 тысяч рублей на человека, ниже в ЦФО только на той же Ивановщине (рассказ о ней ещё впереди).
Внутренние корпуса даже покрасивее, чем основные ряды:
15. А вот и сама церковь Спаса в Рядах, появившаяся раньше самих рядов (1766), колокольня была пристроена в 1791-1792:
16. Другой корпус порадовал ажурными металлическими колоннами. Какой-то бойкой торговли я тут не заметил, Красные ряды заняты забегаловками и сувенирными магазинами.
17. У Костромской области, как и у предшествовавшей ей губернии, непростая география: она сильно вытянута с запада на восток (почти 400 километров), и областной центр находится в её юго-западном углу. Кострома стоит на Волге, это вполне такой среднерусский город, а на другом конце региона - настоящая таёжная глушь с дремучими лесами и сказочными топонимами типа Вохма, Пыщуг и Кологрив.
Задворки рядов:
18. Между двумя симметричными гостиными дворами к Волге спускается улица Молочная Гора. Необычное название обусловлено самыми прозаическими причинами: по этой улице, официально Екатеринославской, группировались многочисленные торговцы молочными продуктами с деревень противоположного берега реки, прибывавшие на пароме в город.
19. Взгляд назад на памятник Ивану Сусанину (1967), совершившему на Костромщине свой полулегендарный подвиг.
Красивая история гласит, что будто некий крестьянин знал, что будущий царь Михаил Романов находится в Костроме и готовится взойти на трон (откуда?). К нему (Сусанину) пришёл отряд литовцев и допытывался, где же находится Михаил Фёдорович. В этом месте развилка легенды: либо Иван Сусанин отказался называть локацию Романова, и его замучили, либо он взялся провести отряд до цели, но завёл их в глухую болотистую чащу (а они сами типа не знали дорогу до одного из крупнейших городов?).
Впоследствии историю с Сусаниным раздули до статуса "скрепы", а его самого - до "национального героя", впрочем, в русском языке естественным путём появилось нарицательное "сусанин", означающее нерадивого проводника, а великий композитор Михаил Глинка создал по мотивам оперу "Жизнь за царя".
Советы поставили данный памятник вместо уничтоженного монумента 1851 года, не устроившего их, видимо, своей композицией - большим бюстом царя Михаила и маленького Сусанина внизу.
20. Но в истории России была ситуация подлинного спасения царя человеком "из народа".
4 апреля 1866 года Осип Комиссаров, мастер по изготовлению шапок, проходил мимо Летнего Сада в Петербурге. Туда приехал императорский кортеж, и он с толпой зевак двинулся поглядеть на живого Александра II. Тут Осип заметил целящегося револьвером в царя Дмитрия Каракозова и толкнул его. Прозвучавший выстрел не попал в цель, и Комиссаров был осыпан всяческими почестями: потомственное дворянство, имение на Полтавщине, Владимирский крест IV степени, статус почётного гражданина etc. Около 10 лет он служил юнкером в гусарском полку, а потом просто спился. К сожалению, лучшего правителя России Александра II впоследствии всё-таки убили террористы.
По совпадению Осип Комиссаров был родом с Буйского уезда Костромской губернии, как и Сусанин.
Здание биржи (конец XIX века), ныне музей природы:
21. Улица Молочная Гора упирается в Волгу, и в её конце находится Московская застава (1912-1913) - именно отсюда начинался путь в столицу, точнее, перевоз через реку:
22. Важные преломления Костромы - литературное и кинематографическое, причём последнее является следствием первого. Известный всем ещё по школьной программе драматург Александр Островский ("Гроза", "Бесприданница", "Свои люди - сочтёмся" etc) владел на Костромщине имением Щелыково и много путешествовал в Поволжье. В его пьесах гениально передан дух таких городов через трагические и комедийные истории, именно Островский и создал репертуар русского театра второй половины XIX века, когда наш театр стал таким, как мы его знаем - одним из лучших в мире. Всего же Александр Николаевич создал более 50 пьес, и его имя здесь носит областной район и драматический театр (см. конец статьи).
По "Бесприданнице" снят великий фильм Эльдара Рязанова "Жестокий романс" (1984) с Никитой Михалковым, Ларисой Гузеевой, Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым, большинство его сцен снимались как раз в Костроме, в том числе на этом речном вокзале. Вообще Рязанов, создавший лучшие советские фильмы (мой любимый - "Вокзал для двоих") - без преувеличения важнейшая фигура для культуры нашей страны, а его общественная позиция по нынешним тёмным временам (кусок их он застал в 2014-2015 годах) потянула бы на "фейки" и дискредитацию" чего-то там. Короче, мировой мужик.
23. Лейтмотивом "Жестокого романса" является цыгане и лихая цыганская музыка, в частности романс "Мохнатый шмель", ставший всесоюзным шлягером и выпущенный на пластинке фирмы "Мелодия". Автор оригинального текста - внезапно, Редьярд Киплинг, стихотворение называется "The gipsy trail" ("Цыганская тропа"). Перевёл его на русский Григорий Кружков, а музыку написал Андрей Петров. Строчка из песни вынесена в эпиграф статьи.
Что касается самих цыган, то они заметны в этом городе, то есть их здесь больше, чем обычно. Однако, их реальное число не поддаётся оценке, как непонятна и причина, почему они поселились именно в Костроме. Если кто что знает, напишите в комментариях.
Чуть в стороне есть ещё один речной вокзал:
24. Гуляем по городу дальше. Пересечение улицы Островского и Пятницкой наилучшим образом передаёт сонную атмосферу Костромы. Слева направо - дом Пановых (1917), дом Поповой (1888) и дом с неизвестным хозяином (1917). А ещё в этом месте якобы была основана Кострома, о чём сообщает камень с табличкой, окружённый красным бордюром:
25. Дома в этом районе довольно обшарпанные, хотя в обязанности государства входит должный уход за памятниками архитектуры. Но если исторический центр Петербурга разваливается на глазах, то что уж говорить про Кострому…
26. Перспектива улицы Островского:
27. Одно из лучших зданий города - модерновая библиотека имени Островского (1896), а теперь театр кукол:
28. Сделав небольшой круг по самому центру Костромы, я вернулся на Сусанинскую площадь. Она стала ядром радиально-лучевой застройки города по новому градостроительному плану при Екатерине II, и поэтому называлась Екатеринославской (а не в честь нынешнего города Днепр). При реакционисте Николае I её нарекли Сусанинской, при большевиках она носила название в честь революции.
Сохранился её кайфовый ансамбль в стиле классицизм: слева направо пожарная каланча (о ней ниже), гауптвахта (1823-1826, Пётр Фурсов), бывший отель "Россия", дом Борщова (1824), дом причта исчезнувшей Благовещенской церкви (начало XIX века) и присутственные места.
29. Каланча - настоящий шедевр архитектуры, вполне похожий по внешнему виду на городскую ратушу. Она была построена в 1824-1827 годах по проекту губернского архитектора Петра Фурсова. Отличное здание вызвало неподдельный восторг у посетившего город в 1835 году Николая I - "такой и у меня в Петербурге нет!"
Флигели для размещения пожарных расчётов были пристроены к башне, служившей по назначению до аж 2005 года, позднее. Это символ Костромы и самое высокое её сооружение.
30. Гауптвахта крупным планом:
31. Между ратушей каланчой и гауптвахтой от площади отходит Богоявленская улица (официально Симановского), один из городских "радиусов", на ней собраны дуже неплохие дома:
32. Например, дом Волковых (начало XVIII века, перестроен в модерне в начале XX века). Фёдор Волков, основавший в соседнем более крупном Ярославле первый русский любительский театр (1750), впоследствии прославившийся и возглавивший настоящий Александринский театр в Петербурге, родился в Костроме и провёл в этой усадьбе детство. Сейчас здесь музей театрального костюма.
33. Деревянный модерновый особняк начала XX века с ажурной резьбой в духе петербургских пригородов:
34. Ещё один:
35. Одиноко смотрящийся в Костроме доходный дом Третьякова петербургского масштаба, в настоящее время музыкальный колледж:
36. На перекрёстке Богоявленской (Симановского) с Пятницкой - Богоявленско-Анастасиин монастырь, который занимает целый квартал. Он был основан в XV веке как Богоявленский, с XVI века отстраивался в камне с расчётом на оборону, то есть, в сущности, обитель была городской крепостью. Позднее к нему был присоединён Анастасиин женский монастырь - так и получилось двойное посвящение. Большевики уничтожили почти все постройки кроме, к счастью, главного и самого древнего собора, где располагался архив.
Надо отметить совершенно бесстрашную инициативу деятелей культуры и смежных с ней областей, пытавшимся наперекор разрушительным порывам советских деятелей размещать в памятниках архитектуры архивы, театры кукол и филармонии (например, см. кирха Луизы и кирха Святого Семейства в Кёнигсберге) и тем самым сохранять ценные здания.
37. Теперь осмотрим следующий радиус - проспект Мира, самый симпатичный и благоустроенный из них.
Фактически это приятный тенистый бульвар с бенчами и фонарями, и здесь располагаются самые презентабельные объекты старой Костромы:
38. Одно из них - Романовский музей (1909-1913) в популярном тогда «неорусском» стиле. Предполагалось, что в нём будет размещаться коллекция артефактов, связанных с русской историей в общем и царской династией в частности. В наши дни тут картинная галерея.
Поразительно сходство этого музея и Госбанка в Нижнем Новгороде.
39. Дворянское собрание (1780, перестройка 1837-1839) тоже отдано музею, в данном случае дворянского быта:
40. По соседству стоит Костромской драматический театр (1863).
В 1812 году, как известно, «…Москва, спаленная пожаром, французу отдана…», из столицы в Кострому эвакуировался театр, который полюбился гражданам - так тут появилась традиция сценического искусства. Дебют некоторых пьес великого Александра Островского состоялся именно здесь, так что театр вполне справедливо носит его имя.
41. Традиционное для русских городов духовное училище (1894), в настоящее время роддом и женская консультация:
Во второй части частично покажу периферию центра, но самое главное - Ипатьевский монастырь.
#кострома #город #городароссии #архитектура #цыгане #островский #волга #верхневолжье #история #романовы
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание