Найти тему
zoom-spb

Кострома. Часть 1

Русская провинция живёт плохо, и если в показанном ранее Ярославле это ещё не так заметно, то в соседней Костроме - в полный рост. Для меня было полным откровением, что настолько важный в истории и культуре нашей страны город оставляет настолько гнетущее впечатление. При этом здесь есть вот это самое обаяние глубинки (находясь относительно недалеко от Москвы, Кострома - безусловная глубинка), и именно обаянием город и привлекает - с интересными достопримечательностями тут не густо. Короче говоря, каждый может составить личное мнение. Рассказ будет в двух частях. В первой погуляем по центру, во второй отправимся в Ипатьевский монастырь.

"Ох, Самара, сестра моя;

Кострома, mon amour." - БГ

"Так вперед - за цыганской звездой кочевой!" - из к/ф "Жестокий романс"

Герб Костромы
Герб Костромы

Можно также почитать о других городах Центральной России:

Кунгур || Смоленск || Коломна || Тверь || Торжок || Москва || ВДНХ || Третьяковская галерея || Тула. Часть 1|| Тула. Часть 2 || Орёл || Курск || Белгород || Старый Оскол || Новый Оскол || Воронеж || Рамонь || Елец || Углич || Ярославль. Часть 1 || Ярославль. Часть 2 || Кострома. Часть 1 || Кострома. Часть 2 || Иваново-Вознесенск || Шуя || Владимир. Часть 1 || Владимир. Часть 2 || Владимир. Часть 3 || Боголюбово || Юрьев-Польский. Часть 1 || Юрьев-Польский. Часть 2 || Гороховец

1. Я ехал до Костромы с Ярославля на электричке, которая очень долго (более двух часов) тащилась через дачные пригороды областных центров и город Нерехта. Кострома исторически расположена на левом берегу Волги, тогда как Ярославль - на правом, и при подъезде к городу пересекаешь великую реку шириной в этом месте около километра:

-2

2. При Российской империи железнодорожный мост построен не был, и станция, открытая в 1887 году, располагалась на правом берегу, что не очень удобно в отсутствие постоянной переправы. Сейчас старая станция используется только для грузоперевозок (да и то не факт), а роль пассажирского терминала выполняет Кострома-Новая с конструктивистским вокзалом (1932). На момент постройки это место было ещё за административной границей города.

-3

3. От вокзала к центру ведёт длинная Русина улица (Советская), где-то на её середине начинается дореволюционка скорее уездного, чем губернского масштаба:

-4

4. А что вообще понимается под центром Костромы? Планировка здесь, как мне кажется, одна из самых изящных в России: есть огромная Сусанинская площадь, от которой отходят улицы-лучи, пересекаясь с улицами-полуокружностями. Оцените, как это выглядит на карте:

-5

5. История Костромы кроме двух ярких моментов не изобилует интересными событиями. Великий Василий Татищев (историк, географ, маркшейдер и основатель Екатеринбурга и Перми) предложил 1152 год как дату основания, однако в летописи город впервые упоминается в 1213 году. В 1246-1320 годах он был центром небольшого удельного княжества, а потом - в составе Московии. Временем расцвета Костромы, как и соседнего Ярославля, стал XVII век, несмотря на его тяжёлое начало (см. Смутное время). К началу XVIII века город был пятым по количеству жителей в стране, но следующие 200 лет постепенно терял значение. С 1796 года это центр соответствующей губернии.

Большая часть исторической застройки здесь вовсе деревянная и довольно простая в архитектурном смысле, так что, по-видимому, Кострома была довольно бедным городом. Дома по Русиной улице (Советской):

6. Бедность видна и сейчас в бегающих по улицам ржавых пазиках, понурых лицах людей и отсутствии благоустройства в принципе. До революции же императоры более-менее регулярно посещали город, ведь здесь по сути произошло воцарение их династии, и в Костроме нет-нет да и делали что-то к их приезду.

Понравился дом Тшарнера (1870-е, перестроен в начале 1900-х) с "готическими" окнами:

-7

7. В экономике исторически преобладало текстильное и кожевенное производство, в советское время к ним добавились небольшие машиностроительные предприятия и ювелирные мастерские. Но по ощущениям работы тут кроме сферы услуг и государственных учреждений особо нет. Впрочем, такая ситуация почти везде - не зря же вся страна едет в Москву и Петербург.

Дом Махаева (XIX век):

-8

8. В 1913 по всей стране широко отмечалось 300-летие дома Романовых, и официальные мероприятия не могли обойти и Кострому. Кроме традиционного "причёсывания" (например, к приезду царских особ ввели вторую очередь городского водопровода) тут начали возводить грандиозный супер-памятник с многочисленными скульптурами по типу "Тысячелетия России" в Новгороде. Увы, проект не был завершён, а большевики водрузили на построенный постамент своего идола Ульянова (Ленина).

С Википедии
С Википедии

9. По мере приближения к Площади застройки становится более капитальной. На фото слева направо Дом Мартынова (1917), дом Круглова (1790) и кусочек дома Ратьковой (1810-1817):

10. Довольно редкий для областных центров мой любимый конструктивизм внезапно встретился здесь, основные же его заповедники в России - Москва, Петербург и Екатеринбург. Дом связи (1934) прям очень интересный образец:

-11

11. В эпоху большевистской диктатуры (1917-1991) выделю несколько важных для города событий. Здорово, что в 1930-е тут открыли целых два вуза (текстильный институт и государственный университет), соорудили железнодорожный (1932) и автомобильный (1970) мосты, запустили троллейбус (1974) и открыли скансен "Костромская слобода" (1955). И при этом они зачем-то разрушили ансамбль Костромского кремля.

В самом сердце Костромы сложен отличный ансамбль из двух одинаковых гостиных дворов (1775-1793) по типовому проекту, в них и поныне находится городской рынок. На первом фото - Красные ряды, южный из двух корпусов, на втором - Мучные ряды, расположенные севернее. Отличие между ними всё-таки есть: в Красных рядах есть церковь.

Известный библейский сюжет с изгнанием торговцев из храма здесь перевёрнут - а что если сам храм поместить внутрь рынка?

"Приближалась еврейская Пасха, и Иисус отправился в Иерусалим. Во дворе Храма Он обнаружил людей, которые продавали быков, овец и голубей, сидели там и те, кто менял деньги. Иисус, сделав из веревок бич, выгнал их всех из Храма вместе с овцами и быками и перевернул столы менял, рассыпав их деньги. А продавцам голубей Он сказал:

— Уберите это отсюда! Не превращайте Дом Отца Моего в дом торговли!" - Евангелие от Иоанна, 2:13-16.

12. Рядом с рядами образовалась небольшая симпатичная площадь. Красные ряды в кадре впереди, а слева - Масляные ряды более поздней постройки, не образующие замкнутого пространства:

-13

13. Сходим внутрь гостиного двора. Правильно это или нет с точки зрения религии, судить не мне, но в целом комплекс выглядит интересно:

-14

14. Чтобы не быть голословным в словах о бедности этой области (а также чтобы предупредить комментарии о "русофобии"), приведу официальную статистику с сайта росстата: валовый региональный продукт (ВРП) Костромщины в 2018 году составил всего лишь 180,29 миллиардов рублей. Это наихудший показатель в Центральном федеральном округе (ЦФО), даже на Ивановщине ВРП выше (197,84 млрд). Если сравнивать с остальной Россией, то меньшие показатели лишь в регионах типа Ингушетии (55,46 млрд), Марий Эл (177,73 млрд), Тывы (68,78 млрд) и Чукотки (78,14 млрд). В пересчёте на количество жителей ситуация такая же: 281,6 тысяч рублей на человека, ниже в ЦФО только на той же Ивановщине (рассказ о ней ещё впереди).

Внутренние корпуса даже покрасивее, чем основные ряды:

-15

15. А вот и сама церковь Спаса в Рядах, появившаяся раньше самих рядов (1766), колокольня была пристроена в 1791-1792:

-16

16. Другой корпус порадовал ажурными металлическими колоннами. Какой-то бойкой торговли я тут не заметил, Красные ряды заняты забегаловками и сувенирными магазинами.

-17

17. У Костромской области, как и у предшествовавшей ей губернии, непростая география: она сильно вытянута с запада на восток (почти 400 километров), и областной центр находится в её юго-западном углу. Кострома стоит на Волге, это вполне такой среднерусский город, а на другом конце региона - настоящая таёжная глушь с дремучими лесами и сказочными топонимами типа Вохма, Пыщуг и Кологрив.

Задворки рядов:

-18

18. Между двумя симметричными гостиными дворами к Волге спускается улица Молочная Гора. Необычное название обусловлено самыми прозаическими причинами: по этой улице, официально Екатеринославской, группировались многочисленные торговцы молочными продуктами с деревень противоположного берега реки, прибывавшие на пароме в город.

-19

19. Взгляд назад на памятник Ивану Сусанину (1967), совершившему на Костромщине свой полулегендарный подвиг.

Красивая история гласит, что будто некий крестьянин знал, что будущий царь Михаил Романов находится в Костроме и готовится взойти на трон (откуда?). К нему (Сусанину) пришёл отряд литовцев и допытывался, где же находится Михаил Фёдорович. В этом месте развилка легенды: либо Иван Сусанин отказался называть локацию Романова, и его замучили, либо он взялся провести отряд до цели, но завёл их в глухую болотистую чащу (а они сами типа не знали дорогу до одного из крупнейших городов?).

Впоследствии историю с Сусаниным раздули до статуса "скрепы", а его самого - до "национального героя", впрочем, в русском языке естественным путём появилось нарицательное "сусанин", означающее нерадивого проводника, а великий композитор Михаил Глинка создал по мотивам оперу "Жизнь за царя".

Советы поставили данный памятник вместо уничтоженного монумента 1851 года, не устроившего их, видимо, своей композицией - большим бюстом царя Михаила и маленького Сусанина внизу.

20. Но в истории России была ситуация подлинного спасения царя человеком "из народа".

4 апреля 1866 года Осип Комиссаров, мастер по изготовлению шапок, проходил мимо Летнего Сада в Петербурге. Туда приехал императорский кортеж, и он с толпой зевак двинулся поглядеть на живого Александра II. Тут Осип заметил целящегося револьвером в царя Дмитрия Каракозова и толкнул его. Прозвучавший выстрел не попал в цель, и Комиссаров был осыпан всяческими почестями: потомственное дворянство, имение на Полтавщине, Владимирский крест IV степени, статус почётного гражданина etc. Около 10 лет он служил юнкером в гусарском полку, а потом просто спился. К сожалению, лучшего правителя России Александра II впоследствии всё-таки убили террористы.

По совпадению Осип Комиссаров был родом с Буйского уезда Костромской губернии, как и Сусанин.

Здание биржи (конец XIX века), ныне музей природы:

-21

21. Улица Молочная Гора упирается в Волгу, и в её конце находится Московская застава (1912-1913) - именно отсюда начинался путь в столицу, точнее, перевоз через реку:

-22

22. Важные преломления Костромы - литературное и кинематографическое, причём последнее является следствием первого. Известный всем ещё по школьной программе драматург Александр Островский ("Гроза", "Бесприданница", "Свои люди - сочтёмся" etc) владел на Костромщине имением Щелыково и много путешествовал в Поволжье. В его пьесах гениально передан дух таких городов через трагические и комедийные истории, именно Островский и создал репертуар русского театра второй половины XIX века, когда наш театр стал таким, как мы его знаем - одним из лучших в мире. Всего же Александр Николаевич создал более 50 пьес, и его имя здесь носит областной район и драматический театр (см. конец статьи).

По "Бесприданнице" снят великий фильм Эльдара Рязанова "Жестокий романс" (1984) с Никитой Михалковым, Ларисой Гузеевой, Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым, большинство его сцен снимались как раз в Костроме, в том числе на этом речном вокзале. Вообще Рязанов, создавший лучшие советские фильмы (мой любимый - "Вокзал для двоих") - без преувеличения важнейшая фигура для культуры нашей страны, а его общественная позиция по нынешним тёмным временам (кусок их он застал в 2014-2015 годах) потянула бы на "фейки" и дискредитацию" чего-то там. Короче, мировой мужик.

-23

23. Лейтмотивом "Жестокого романса" является цыгане и лихая цыганская музыка, в частности романс "Мохнатый шмель", ставший всесоюзным шлягером и выпущенный на пластинке фирмы "Мелодия". Автор оригинального текста - внезапно, Редьярд Киплинг, стихотворение называется "The gipsy trail" ("Цыганская тропа"). Перевёл его на русский Григорий Кружков, а музыку написал Андрей Петров. Строчка из песни вынесена в эпиграф статьи.

Что касается самих цыган, то они заметны в этом городе, то есть их здесь больше, чем обычно. Однако, их реальное число не поддаётся оценке, как непонятна и причина, почему они поселились именно в Костроме. Если кто что знает, напишите в комментариях.

Чуть в стороне есть ещё один речной вокзал:

-24

24. Гуляем по городу дальше. Пересечение улицы Островского и Пятницкой наилучшим образом передаёт сонную атмосферу Костромы. Слева направо - дом Пановых (1917), дом Поповой (1888) и дом с неизвестным хозяином (1917). А ещё в этом месте якобы была основана Кострома, о чём сообщает камень с табличкой, окружённый красным бордюром:

-25

25. Дома в этом районе довольно обшарпанные, хотя в обязанности государства входит должный уход за памятниками архитектуры. Но если исторический центр Петербурга разваливается на глазах, то что уж говорить про Кострому…

26. Перспектива улицы Островского:

-27

27. Одно из лучших зданий города - модерновая библиотека имени Островского (1896), а теперь театр кукол:

-28

28. Сделав небольшой круг по самому центру Костромы, я вернулся на Сусанинскую площадь. Она стала ядром радиально-лучевой застройки города по новому градостроительному плану при Екатерине II, и поэтому называлась Екатеринославской (а не в честь нынешнего города Днепр). При реакционисте Николае I её нарекли Сусанинской, при большевиках она носила название в честь революции.

Сохранился её кайфовый ансамбль в стиле классицизм: слева направо пожарная каланча (о ней ниже), гауптвахта (1823-1826, Пётр Фурсов), бывший отель "Россия", дом Борщова (1824), дом причта исчезнувшей Благовещенской церкви (начало XIX века) и присутственные места.

-29

29. Каланча - настоящий шедевр архитектуры, вполне похожий по внешнему виду на городскую ратушу. Она была построена в 1824-1827 годах по проекту губернского архитектора Петра Фурсова. Отличное здание вызвало неподдельный восторг у посетившего город в 1835 году Николая I - "такой и у меня в Петербурге нет!"

Флигели для размещения пожарных расчётов были пристроены к башне, служившей по назначению до аж 2005 года, позднее. Это символ Костромы и самое высокое её сооружение.

-30

30. Гауптвахта крупным планом:

-31

31. Между ратушей каланчой и гауптвахтой от площади отходит Богоявленская улица (официально Симановского), один из городских "радиусов", на ней собраны дуже неплохие дома:

-32

32. Например, дом Волковых (начало XVIII века, перестроен в модерне в начале XX века). Фёдор Волков, основавший в соседнем более крупном Ярославле первый русский любительский театр (1750), впоследствии прославившийся и возглавивший настоящий Александринский театр в Петербурге, родился в Костроме и провёл в этой усадьбе детство. Сейчас здесь музей театрального костюма.

-33

33. Деревянный модерновый особняк начала XX века с ажурной резьбой в духе петербургских пригородов:

-34

34. Ещё один:

-35

35. Одиноко смотрящийся в Костроме доходный дом Третьякова петербургского масштаба, в настоящее время музыкальный колледж:

-36

36. На перекрёстке Богоявленской (Симановского) с Пятницкой - Богоявленско-Анастасиин монастырь, который занимает целый квартал. Он был основан в XV веке как Богоявленский, с XVI века отстраивался в камне с расчётом на оборону, то есть, в сущности, обитель была городской крепостью. Позднее к нему был присоединён Анастасиин женский монастырь - так и получилось двойное посвящение. Большевики уничтожили почти все постройки кроме, к счастью, главного и самого древнего собора, где располагался архив.

Надо отметить совершенно бесстрашную инициативу деятелей культуры и смежных с ней областей, пытавшимся наперекор разрушительным порывам советских деятелей размещать в памятниках архитектуры архивы, театры кукол и филармонии (например, см. кирха Луизы и кирха Святого Семейства в Кёнигсберге) и тем самым сохранять ценные здания.

-37

37. Теперь осмотрим следующий радиус - проспект Мира, самый симпатичный и благоустроенный из них.

Фактически это приятный тенистый бульвар с бенчами и фонарями, и здесь располагаются самые презентабельные объекты старой Костромы:

38. Одно из них - Романовский музей (1909-1913) в популярном тогда «неорусском» стиле. Предполагалось, что в нём будет размещаться коллекция артефактов, связанных с русской историей в общем и царской династией в частности. В наши дни тут картинная галерея.

Поразительно сходство этого музея и Госбанка в Нижнем Новгороде.

-39

39. Дворянское собрание (1780, перестройка 1837-1839) тоже отдано музею, в данном случае дворянского быта:

-40

40. По соседству стоит Костромской драматический театр (1863).

В 1812 году, как известно, «…Москва, спаленная пожаром, французу отдана…», из столицы в Кострому эвакуировался театр, который полюбился гражданам - так тут появилась традиция сценического искусства. Дебют некоторых пьес великого Александра Островского состоялся именно здесь, так что театр вполне справедливо носит его имя.

-41

41. Традиционное для русских городов духовное училище (1894), в настоящее время роддом и женская консультация:

-42

Во второй части частично покажу периферию центра, но самое главное - Ипатьевский монастырь.

#кострома #город #городароссии #архитектура #цыгане #островский #волга #верхневолжье #история #романовы

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание