Найти тему
zoom-spb

ВДНХ

По замыслам большевиков, Москва как витрина социализма и "так и не построенного коммунизма" должна была обладать выставкой, где непосредственно демонстрировались бы достижения советских людей с комиссарским пистолетом у виска. Сейчас ВДНХ представляет собой общественное пространство, а павильоны по возможности занимаются всякой всячиной. Тем не менее, Выставка - большое явление в культуре и архитектуре.

Можно также почитать о других городах Центральной России:

Кунгур || Смоленск || Коломна || Тверь || Торжок || Москва || ВДНХ || Третьяковская галерея || Тула. Часть 1|| Тула. Часть 2 || Орёл || Курск || Белгород || Старый Оскол || Новый Оскол || Воронеж || Рамонь || Елец || Углич || Ярославль. Часть 1 || Ярославль. Часть 2 || Кострома. Часть 1 || Кострома. Часть 2 || Иваново-Вознесенск || Шуя || Владимир. Часть 1 || Владимир. Часть 2 || Владимир. Часть 3 || Боголюбово || Юрьев-Польский. Часть 1 || Юрьев-Польский. Часть 2 || Гороховец

1. Близ вестибюля одноимённой станции метро, открытой в 1958 году на оранжевой (шестой по счёту) ветке, находится Музей космонавтики. Он появился в 1981 году в честь двадцатилетия полёта Юрия Гагарина. Стела с устремлённой вверх ракетой - сильный образ, мне нравится.

2. Близ Выставочного центра проходит исключительный для России транспорт - монорельс. Московский монорельс состоит из всего лишь одной линии длиной 4,7 километров с шестью станциями, поезда ходят от метро Тимирязевская до улицы Сергея Эйзенштейна. Условно монорельс включён в схему метрополитена как 13-я линия.

Систему открыли в 2004 году, но выполняет она во многом выставочную (типа "и мы так можем!") и туристическую функцию.

-2

3. На маршруте работают поезда швейцарского производства Intamin AG. Высота опор - от 4 до 6 метров над землёй.

-3

4. К 20-летию советской власти (1937) большевики решили похвастаться своими "успехами" в области коллективизации. Задача была поручена народному комиссару (министру) сельского хозяйства Михаилу Чернову (расстрелян на "коммунарке" в 1938 году), а за её выполнение отвечал главный архитектор будущей выставки Вячеслав Олтаржевский.

ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) была готова в срок, однако почти сразу же комплекс было решено перестроить с отстранением и арестом Олтаржевского. Эту задачу выполнил новый главный архитектор Сергей Чернышёв, было добавлено несколько новых павильонов, и выставка в этом виде просуществовала до Второй Мировой войны.

Вид от главного входа на феерический отель "Космос", показанный в прошлой статье:

-4

5. После войны советские бюрократы снова взялись переделывать комплекс. В 1950-1954 годах состоялась масштабная перестройка ВСХВ в духе "высокого сталианса", примерно так она и выглядит в настоящее время.

В 1965-1967 годах была произведена ещё одна перестройка в рамках "борьбы с излишествами" в архитектуре, при этом случилась "переориентация" выставки на промышленность и науку при сохранении сельскохозяйственной части. С того момента комплекс гордо называется ВДНХ.

Арка главного входа построена как раз во время первой послевоенной реконструкции по проекту Иннокентия Мельчакова в духе триумфальных арок древности. Венчает её скульптура "Тракторист и колхозница", барельефы тоже связаны с сельским хозяйством.

-5

6. В 1990-е и 2000-е Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) существовал ни шатко ни валко и за ним никто особо не следил, здесь сформировался рынок. В 2014-2015 годах после приватизации ВДНХ правительством Москвы тут провели очередную реконструкцию (строго говоря, она понемногу продолжается и поныне) и восстановили более-менее исторический (то есть послевоенный сталинский) вид комплекса.

Главный павильон выставки, находящийся на одной оси с Главным входом, максимально монументален: его высота со шпилем 90 метров. 16 позолоченных медальонов изображают гербы 16 союзных республик. Автор проекта - Георгий Щуко.

Единственное, что я убрал бы отсюда Ульянова/Ленина :)

-6

7. Пройдёмся по красивым павильонам выставки - всё-таки здорово, что ВДНХ восстановили. Это отличный музей совка под открытым небом.

Павильон №2 "Робостанция" (годы постройки 1951-1954, архитектор С. Полупанов), ранее "Северный Кавказ" и "Народное образование":

-7

8. Невероятно красивый павильон №4 "Кыргызстан" (1952-1954, Аугуст Вольберг, Петер Тарвас), как ни парадоксально, успел побывать "Эстонией" и "Биологией". Интересно, что здание находится на балансе министерства экономики Кыргызстана.

-8

9. Павильон №5 "ЖКХ" (1952-1954, А. Айварс, В. Закис, К. Плуксне), ранее "Латвия" и "Физика". Надо сказать, что большинство павильонов когда-то были намного роскошнее - например, у "Латвии" были резные деревянные двери, инкрустированные янтарём, и витражи с пейзажами тамошних городов.

-9

10. Павильон №11 "Казахстан" (1949-1954, Толеу Басенов) в период переформатирования выставочного центра на промышленность был "Металлургией". Буквально недавно фасаду придали первоначальный облик. И, надо сказать, не зря.

-10

11. Павильон №13 «Музей Востока» (1939, Каро Алабян, Самвел Сафарян) - один из немногих, что сохранились с довоенного времени. Раньше там размещались экспозиции «Здравоохранение» и «Армения».

В наше время это одна из самых интересных локаций в комплексе - здесь выставляются произведения семьи Рёрихов (почитайте про их усадьбу в Изваре под Петербургом).

-11

12. В павильоне №14 "Азербайджан" (1939, Садых Дадашев, Микаэль Усейнов) устроен айван, традиционный арочный элемент в ближневосточной архитектуре. Он применялся и в мечетях, и в дворцах, и в медресе (учебных заведениях).

При хрущёвской реставрации эту красоту закрыли футуристическим стеклянно-металлическим коробом и разместили экспозицию "Вычислительная техника".

-12

13. В центре Главной аллеи стоит шикарный павильон №58 "Украина" (1950-1954, Алексей Таций), ныне "Земледелие", это была безусловно вторая по важности "республика" бывшего союза.

Уму непостижимо, как можно было рассорить Россию с Украиной и украинцами, посеять ненависть между братскими народами на долгие годы. Вечный позор тому, кто устроил всю эту дичь с февраля 2014 года.

-13

14. Фасад из керамогранита украшен колосьями, символизирующими Украину как житницу СССР, а над входом устроен витраж с изображением Переяславской рады.

15. Не менее прекрасный павильон №67 "Карелия" (1952-1954, Фарид Рехмуков), обыгрывающий то, чем славится эта земля: гранитные скалы и деревянная промышленность. Отмечу, что в 1940-1956 Карело-Финская ССР была отдельной союзной республикой, то есть в административном смысле находилась на одном уровне с Украиной или Узбекистаном.

Её ликвидация и вхождение в состав России вызвана как естественными причинами (80% населения - русские), так и геополитическими (чтобы предупредить возможные "претензии" Финляндии на возврат аннексированных в 1939-1940 годах территорий).

-15

16. Павильон №68 "Армения" (1952-1954, Рудольф Кликс), первоначально "Сибирь":

-16

17. Павильон моей любимой Беларуси (№18, 1954, Григорий Захаров).

Можно почитать про города Беларуси, которые я посетил:

Несвиж, Мир

Витебск. Часть 1, Витебск. Часть 2, Витебск. Часть 3, Полоцк. Часть 1, Полоцк. Часть 2, Вилейка, Могилёв. Часть 1, Могилёв. Часть 2, Кобрин, Пинск. Часть 1, Пинск. Часть 2, Брест. Часть 1, Брест. Часть 2 (Брестская крепость), Новогрудок, Лида, Слоним, Гродно. Часть 1, Гродно. Часть 2

Минск. Часть 1, Минск. Часть 2, Минск. Часть 3, Минск. Часть 4, Минск. Часть 5

-17

18. Павильон №71 "Дворец Госуслуг" (1952-1954, Р. Бегунц, С. Никулин). Да, тут находится МФЦ "Мои документы".

Изначально это был павильон РСФСР, что отражено на фронтоне, а потом - "Атомная энергия".

-18

19. Я обошёл круг и снова вышел к центральному павильону:

-19

20. Воздушно-космическая композиция: ракета-носитель Восток, на которой 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Гагарин, павильон "Космонавтика" и истребитель Су-27.

-20

21. Фонтан "Дружба народов".

Не мудрено, что «дружба народов» существовала только в головах большевистских бюрократов. На деле же либо были скрыты старые конфликты, либо созданы новые. В итоге по всему бывшему СССР в настоящее время существуют неприязненное отношение между странами, военные конфликты и тоталитарные режимы.

-21

22. Фонтан «Каменный цветок» с украшениями и разноцветной смальты (цветного непрозрачного стекла) более красив и более абстрактен.

-22

23. Общий вид главной аллеи:

-23

24. К сожалению, я не успел осмотреть всё, что хотелось бы. На ВДНХ много по-настоящему гениальных павильонов, например, №35 «Табак» (1954, Вячеслав Кондратьев).

В нём намешано множество архитектурных деталей из разных стилей, так что я бы охарактеризовал это как исчезающе редкий «советский модерн».

С официального сайта ВДНХ
С официального сайта ВДНХ

25. Ещё из не увиденного понравился павильон №30 «Микробиология» (1939, Евгений Левинсон). Здесь особо выделяется фронтон с деревянной резьбой:

С сайта mos.ru
С сайта mos.ru

26. Один из немногих современных павильонов выставки - «Шахматный клуб» (2015). Как ни странно, проект очень здоровский:

 С официального сайта ВДНХ
С официального сайта ВДНХ

27. Советский Союз на витрине ВДНХ выглядит здорово, вот только это всего лишь витрина. Подобные «выставки достижений» в меньшем масштабе устраивались в столицах союзных «республик» и крупных городах.

Мир всем местным!

-27

#вднх #ввц #выставка #ссср #архитектура #москва #столица #монорельс

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!