Найти в Дзене
zoom-spb

Иваново(-Вознесенск)

Для меня является загадкой, за какие заслуги Иваново-Вознесенск включается в «Золотое Кольцо», ведь этот областной центр обделён тем, чем славится самый известный туристический маршрут страны - древними церквями и монастырями. Более того, до революции он был не тихим уездным (губернским) городком, а крупным промышленным посадом, что вообще никак не сходится в один ряд с, например, Суздалем. По-настоящему выдающейся дореволюционной архитектуры здесь мало, но есть своя фишка - конструктивизм, да и вообще каждый областной центр по определению бывает хоть чем-то интересен. В общем, судите об этом городе сами.

Герб Иваново-Вознесенска несмотря ни на что как бы намекает на "город невест"
Герб Иваново-Вознесенска несмотря ни на что как бы намекает на "город невест"

Можно также почитать о других городах Центральной России:

Кунгур || Смоленск || Коломна || Тверь || Торжок || Москва || ВДНХ || Третьяковская галерея || Тула. Часть 1|| Тула. Часть 2 || Орёл || Курск || Белгород || Старый Оскол || Новый Оскол || Воронеж || Рамонь || Елец || Углич || Ярославль. Часть 1 || Ярославль. Часть 2 || Кострома. Часть 1 || Кострома. Часть 2 || Иваново-Вознесенск || Шуя || Владимир. Часть 1 || Владимир. Часть 2 || Владимир. Часть 3 || Боголюбово || Юрьев-Польский. Часть 1 || Юрьев-Польский. Часть 2 || Гороховец

1. Верхневолжье хорошо связано с Петербургом: с северной столицы ходит три ночных поезда в этот регион - фирменный "Текстильный край" до Иваново-Вознесенска, двухэтажный до Костромы и до Уфы/Самары. Я ехал на первом, он прибывает в пункт назначения около 11 часов, так что с утра было время полюбоваться живописными видами Средней России:

-2

2. Сразу скажу, что главная достопримечательность города по моему мнению - конструктивистский железнодорожный вокзал, хронологически третий по счёту. Первый был построен в 1868 году и не сохранился. Второй по времени постройки терминал (1894), напротив, сохранился, но не используется пассажирами:

-3

3. Вид главного здания со стороны путей:

4. Чудо конструктивизма построили в 1930-1934 годах по проекту Владимира Каверинского. У здания присутствуют все необходимые признаки этого стиля: круглые окна, витражи на лестничных клетках, полукруглые эркеры. В 2018-2020 годах была проведена полная реконструкция, и всё бы хорошо, но серый цвет... Ну зачем РЖД пошли на этот отстойный ребрендинг? Неужели и правда из-за дешевизны серой краски? Я за более яркие цвета фасадов зданий.

5. Интерьеры у вокзала, впрочем, отнюдь не конструктивистские, скорее, сталинские с местным колоритом, но это нисколько не умаляет просто чудесной красоты отделки!

6. На таком вокзале хочется просто посидеть и отдохнуть, попить кофе и почитать, а не сбежать как можно быстрее. Такое ощущение возникает у меня крайне редко на русских станциях. Как правило, они либо слишком людные, либо слишком грязные, либо слишком неуютные, а тут всё по кайфу.

Детали:

7. Иваново-Вознесенск - необычный областной центр Средней Полосы, так как он не был ни центром губернии, ни центром уезда, однако, находясь в таком низком статусе, город имел 146 тысяч жителей в 1914 году - огромная по тому времени цифра.

Начиналось же всё с небольшого села Иваново, известного как минимум с начала Смутного времени. С того же периода известна и местная ремесленная специализация - текстильное производство. После петровских преобразований кустарные производства начинают постепенно оформляться в мануфактуры, причём предпринимательская инициатива исходила, как говорится, "снизу": организаторами производств были разбогатевшие мастера из крестьян, нанимавшие своих соседей на работу. Так в 1742 году появилась мануфактура Бутримова, в 1748 - Грачёва etc.

...

Выйдя с здания вокзала, попадаешь на одноимённую площадь. Удобно, что прямо отсюда можно уехать, по крайней мере, в Шую и Плёс, тогда как автостанция находится на другом конце города.

8. Весь XVIII век производство тканей росло, количество фабрик увеличивалось - этому способствовал указ Екатерины II "О свободе предпринимательства" от 17 марта 1775 года. Текстильная отрасль стала главной и в соседних городах Владимирской губернии: в Шуе, Кохме, Кинешме, Тейково. Интересно, что владельцы мануфактур были преимущественно старообрядцами, в целом известными своей хозяйственностью и предприимчивостью.

Доминанта площади - не приземистый железнодорожный вокзал, а довольно безвкусная Вознесенская церковь (2008):

-9

9. В XIX веке многие разбогатевшие крестьяне смогли выкупить себя у помещиков, началась постепенная механизация труда (первый ткацкий станок появился в 1853 году на заводе Гарелина), завершившаяся к концу столетия, и переход средств производства от помещиков к непосредственным создателям фабрик.

В 1871 году село Иваново, которое селом уже было странно называть, и соседний Вознесенский посад объединились в безуездный город Иваново-Вознесенск Шуйского уезда Владимирской губернии. В следующие 30 с небольшим лет случился взрывной рост экономики и количества жителей - на 600%! Город превратился в настоящий промышленный гигант, за что его окрестили "Русским Манчестером". И если тогда, возможно, это и было близко к правде, то сейчас - не особо.

Вот что писал о тогдашнем Иваново-Вознесенске публицист Владимир Безобразов:

"Едва ли не самой характеристической чертою ивановского мира должно признать это удивительное сочетание и переплетение нитей давно отжившей для образованных классов русской старины с явлениями самого крайнего мануфактурного индустриализма Европы. И этот самый крайний фабричный и меркантильный дух, и эта промышленная отвага, и эти европейские туалеты, лоск и комфорт, наконец, и эти прогрессивные фразы, выхваченные из передовых журналов, и эти попытки женской эмансипации, <…> — всё это <…> уживается со строгими постами, формализмом древних обрядов, причитаниями, женским затворничеством и наследственною суровостью нравов."

Памятник "подвигу молодых революционерок" с забавной причёской. Какой смысл в памятниках и названиях советской эпохи, о которых люди ничего не знают?

-10

10. Если говорить о транспорте, крупная развязка которого находится как раз у вокзала, то Иваново-Вознесенск - увы, типичный транспортный "Чернобыль". Но есть и светлое пятно - троллейбус (1962) с новыми машинами и 11 маршрутами, связывающий кроме прочего соседний город Кохма и аэропорт.

Трамвай (1934-2008, максимум 6 маршрутов) был варварски уничтожен в нулевые, а муниципального автобуса нет вообще, его роль выполняют древние ПАЗики частных перевозчиков. Позор городским властям за это!

-11

11. Самый центр города - площадь со сквером, образованная пересечением проспекта Ленина (Георгиевской улицы) и улицы 10 августа (Покровской); она располагается в ощутимой низине. Тут очень шумно и загазованно, так что не сказал бы, что это хорошее место для отдыха:

-12

12. Продолжу рассказ об истории Иваново-Вознесенска.

Итак, к началу Первой Мировой это был настоящий промышленный гигант со всеми свойственными таким городам "болезнями" взрывного роста. Естественным образом здесь активно развивалось рабочее движение, стачки, профсоюзы, был популярен социализм. Улица 10 августа как раз названа так по одному из эпизодов борьбы рабочих за свои права. Незадолго до власти неблагоразумно решили арестовать активистов, и рабочие вышли на демонстрацию в этот день 1915 года. Толпа двигалась к тюрьме, встретивший их отряд внутренних войск открыл огонь по людям. Было убито и ранено около 100 протестующих.

После «революции» захватившие власть большевики заметно облагодетельствовали город: во-первых, ему был дан губернский статус, во-вторых, началось массовое строительство и благоустройство, в-третьих, был открыт трамвай. Но, кажется, Иваново-Вознесенск так и остался тем сумбурным городом из короткого века русского капитализма.

...

Памятник "Борцам революции" 1975 года (имеется в виду забастовка рабочих в 1905 году, тоже закончившаяся жертвами), а позади него - Фёдоровская часовня (2012). Ох уж эти русские парадоксы.

-13

13. Печально, что люди верили и погибали за действительно неплохие, но утопические идеалы, а большевики, придя к власти, их обманули: обещалось "землю - крестьянам, заводы - рабочим, власть - советам", а вышло, что крестьяне насильно загнаны в колхозы без паспортов и вынуждены бесплатно работать и голодать (по сути новое крепостное право), заводы и средства производства принадлежат государству, а власть сосредоточена в руках генерального секретаря партии и его друзей из политбюро. У нашей страны крайне тяжёлая история в XX веке. Светлая память погибшим.

-14

14. Ещё одна важнейшая веха истории города - первое в истории России применение электрической сварки для соединения металлических деталей. Обладатель патента на эту ныне обычную технологию - великий русский украинский изобретатель Николай Бенардос, сын офицера.

Этот выдающийся инженер сначала поступил на медицинский факультет Киевского университета, потом перевёлся в Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве, позже на некоторое время ездил с учебными целями в Европу. Первые его изобретения были связаны как раз с сельским хозяйством, однако со временем он увлёкся модным тогда электричеством.

Мать Бенардоса была с Шуйского уезда, так что Николай часто бывал в этой местности. Женившись, он приобрёл там усадьбу, однако, на Владимирщине пытливый ум Николая Николаевича не находил достаточных возможностей, и изобретатель переехал Петербург. В столице он познакомился и сблизился с Павлом Яблочковым, создателем знаменитой электрической свечи, и поступил работать в его фирму, где были достаточные условия для творчества. Именно в "Яблочков-изобретатель и Ко" Николай Бенардос создал своё главное изобретение - аппарат для электродуговой сварки, так называемый Электрогефест". В 1887 году сварочный аппарат был запатентован во всём мире, в чём инженеру помог польский бизнесмен Станислав Ольшевский, в том же году он был опробован на Куваевской мануфактуре в Иваново-Вознесенске.

Николай Бенардос изобрёл более 200 запатентованных технических устройств. Гений.

С Википедии
С Википедии

15. На одном из зданий на площади до сих пор красуется цитата Ульянова (Ленина). Стоит признать, что при советах Иваново-Вознесенск действительно поднялся до областного центра, так ещё и обзавёлся тяжёлой промышленностью, например, завод автокранов "Ивановец".

-16

16. Дореволюционка разбросана по городу хаотична, и преимущественно домики принадлежали многочисленным фабрикантам:

17. На домах много девственно-советских панно, смотрящихся понуро среди бесконечного рынка - ещё одна черта Иваново-Вознесенска, да и иных бедных городов:

-18

18. Свернём на улицу Красной Армии (Рождественскую). В её начале - отличный модерновый магазин Кошелева (1915, архитектор Александр Снурилов):

-19

19. А вообще перспектива улицы максимально эклектичная:

-20

20. Тут находится один из лучших местных образцов конструктивизма - здание Ивсельбанка (1927-1928, Виктор Веснин):

-21

21. Во многом, именно за конструктивизмом я сюда и ехал. Филармония, судя по всему, новодельная, но вполне сочетается со зданием с предыдущего кадра:

-22

22. Неподалёку я пообедал в отличном грузинском ресторане с петербургскими ценами:

-23

23. Теперь пройдёмся в обратную сторону - по Шереметьевскому проспекту (по кадру направо). Как ни странно, сохранено дореволюционное название, и оно связано с первоначальными владельцами села Иваново - знатной семьёй Шереметевых.

Большое серое здание с красными балконами - конструктивистская администрация, в прошлом отель "Центральный" (1930):

-24

24. Далее по проспекту - сталинский Медицинский институт:

-25

25. Шереметьевский проходит под малым углом к реке Уводи, и между ними раскинулся типа "тихий центр", только не с дореволюционными купеческими домиками, а с конструктивистскими домами-коммунами:

26.

-27

27. Фабрика-кухня №1 (1925) на Крутицкой улице имеет даже элементы модерна:

-28

28. Уводь, на которой стоит Иваново-Вознесенск - совсем небольшая речка, но (была) критически важна для промышленности:

-29

29. Набережная реки здорово благоустроена, но меня поразил гигантский торговый центр длиной в три сотни метров:

-30

30. Это, как я понял, бумажная фабрика:

-31

31. Рядом с ней - симпатичный ресторан жизнеутверждающего цвета:

-32

32. И вот я оказался на проспекте Ленина. Пройдём его от площади до вокзала.

На площади, в самом начале магистрали, разбит небольшой сквер с памятником Якову Гарелину. Это очередной пример исчезнувшего ныне типа богатого человека, живущего рядом со своим предприятием и благоустраивающего родной город. Яков Петрович 9 лет был городским головой Иваново-Вознесенска, при нём он стал понемногу превращаться в нормальный город. Кроме того, он на свои деньги открыл библиотеку, реальное и женское училища, общественный сад, ночлежку etc. Памятник ему здесь совершенно заслужен.

-33

33. Магазин Куражёвых (1912) тоже спроектировал Александр Снурилов, которого смело можно назвать главным местным архитектором. Интересно, что он не эмигрировал, а остался работать при большевиках, устроившись в конструкторском бюро "ИвПроект".

-34

34. Прямо напротив через дорогу - красивая городская усадьба:

-35

35. Чуть далее к северу (в сторону Уводи и вокзала) - почтамт (1292-1931, Георгий Гуревич-Гурьев), возведённый сначала в конструктивизме, а спустя 25 лет перестроенный в сталиансе, когда и Джугашвили самого уже и не было. В любом случае, здание красивое.

-36

36. Много домиков, характерных, скорее, для райцентра, а не для столицы области:

-37

37.

38. Резкий излом проспекта у пересечения с Почтовой улицей обозначает Троицкая церковь (2000-2007):

-39

39. На Уводи раскинулась Большая ивановская мануфактура, до революции - фабрика Ямановского, основанная аж в 1751 году. Правда, изначально она находилась на другом берегу реки, переехав на эту сторону в конце XIX - начале XX века, тогда и были построены показанные корпуса. С 2008 года завод не работает, находясь наполовину в запустении. Часть площадей сдаётся под офисы.

-40

40. Очередной конструктивистский шедевр - дом горсовета:

41. Модерновые особняки промышленников попадаются и в «заречной» (по отношению к Центральной площади) части проспекта. Например, дом Бурылина авторства того же архитектора Снурилова.

Сейчас тут «живёт» музей ивановского ситца, но гораздо интереснее жизнь самого владельца. Дмитрий Бурылин тоже был местным фабрикантом из старообрядцев, но он, по-видимому, считал себя «человеком мира», часто посещая другие страны. Например, он привёз с Египта настоящую мумию; и вообще собрал коллекцию древностей, построив для неё отдельное здание, ныне Музей промышленности и искусства. А ещё он собирался отправится в тот самый круиз «Титаника», купил на него тикет, и лишь случайно не попал туда. (Не уверен, что правда, но история красивая)

-42

42. Почти идентичный предыдущему особняк Полушина:

-43

43. Бывший отель «Националь» (1910-1912, Валентин Дубовской):

-44

44. Широко известен мем, что Иваново - «город невест». Откуда он взялся?

Как я уже говорил, тут развита прежде всего текстильная промышленность, а в ней исторически работали преимущественно женщины.

Вспоминается песня «Станочек» Петра Лещенко:

«Я работаю над пряжей

Чуть дрожащею рукой -

Разлюбил, не вспомнил даже,

От меня ушёл к другой.»

Другая причина возникновения штампа (отчасти следствие первой) - высокая доля женщин по отношению к мужчинам. В городе на 1000 мужчин приходится 1210 женщин, это один из самых высоких в стране показателей.

Удивительно, но подобный арт-объект я видел в синагоге в Евпатории:

-45

45. «Дом-корабль» жилищно-строительного кооперативного товарищества Второго рабочего посёлка (1929-1930) был построен по проекту Даниила Фридмана, одного из величайших архитекторов страны 1920-х:

-46

46. «Дом-птица» (1928), на самом деле школа, обещал своим названием что-то невероятное, но, если честно, не впечатлил. Думаю, впечатлил бы при съёмке с коптера, когда можно было бы оценить его форму в плане.

47. Трактир Коткова (1910) на улице Маркса (Большой Троицкой), к несчастью, разрушается:

-48

48. Вокруг уже показанного вокзала много позднесоветских зданий с великолепными мозаичными панно:

-49

49. Ну что сказать за Иваново-Вознесенск? Мне опять напишут, что я вру, но город действительно удручает несмотря на фото - конечно, я ж фоткаю то, что кажется мне красивым. Этот тезис подтверждает и статистика: Ивановщина - беднейший регион Европейской России. Те, кто бывал тут, подтвердят.

С другой стороны, это необычный, довольно лоскутный областной центр с конструктивизмом в качестве изюминки. Я не пожалел, что съездил сюда, но назвать обязательным к посещению не могу. Железнодорожный вокзал прекрасен.

Следующая остановка - Шуя, некогда управлявшая промышленным заштатным городом.

-50

#иваново #ивановскаяобласть #городневест #город #городскаясреда #архитектура #конструктивизм #городароссии #текстиль

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание