Найти тему
zoom-spb

Троллейбусы бывшего СССР

После статьи о трамваях бывшего СССР логично поговорить и о троллейбусах - тем более ситуации в этих видах транспорта разнятся.

Можно также почитать о других городах Центральной России:

КунгурСмоленскКоломнаТверьТоржокМоскваВДНХТретьяковская галереяТула. Часть 1Тула. Часть 2ОрёлКурск

Больше об электрическом транспорте:

Музей ГЭТ

Трамваи бывшего СССР

1. Всего на территории Союза когда-либо существовало 203 троллейбусных системы - на целых 70 штук больше, чем трамвайных, более того, троллейбус ходил в каждой из 15 союзных "республик". Конечно, это связано с меньшими затратами на устройство контактной сети: всего-то нужно протянуть провода над улицей.

Изобретение «рогатого» вида транспорта, как и трамвая, тоже связано с Германией, Берлином и фирмой Siemens - экспериментальная линия в районе Халензее длиной чуть более 500 метров появилась в 1882 году.

В России троллейбус испытывался до революции, но реально заработал лишь в 1933 году в Москве (на 41 год позже первого в стране трамвая).

Пики развития троллейбуса в мире и в СССР сильно разошлись во времени: если там гибрид трамвая и автобуса был наиболее популярен в межвоенный период (мода дошла даже до захолустного по немецким меркам Инстербурга), то у нас огромное количество систем открылось в период застоя 1960-х - 1980-х. В итоге почти все крупные города страны обзавелись электрическим транспортом.

Троллейбусная «пробка» на Литейном проспекте в Петербурге (2011)
Троллейбусная «пробка» на Литейном проспекте в Петербурге (2011)

2. Ситуация с позорным антинародным уничтожением линий по воле чиновников в целом лучше, чем в случае трамвая, но различается от страны к стране. В России, как ни странно, всё более-менее в порядке (хотя и присутствуют "чернобыли" электрического транспорта в Твери, Астрахани и Архангельске), традиционно печаль и мрак в Закавказье и Средней Азии.

Всего закрылись 58 из 203 троллейбусных сетей (29%), то есть печальная статистика не сильно отличается от трамвая.

Стоит отметить и открытия в 1990-е и 2000-е, чего с трамваем не бывало. В этот период появилось 13 систем.

В отличие от трамвая, понемногу возвращающегося в европейские города, массовый троллейбус сохранился практически только на территории бывшего СССР. Это отличительная особенность нашего региона и признак ушедшей эпохи.

БКМ-420 «Витовт» в Кёнигсберге
БКМ-420 «Витовт» в Кёнигсберге

3. В Украине несмотря на беды последних лет отличная ситуация с троллейбусами: к очевидным лидерам Киеву и Харькову прибавляются прекрасно чувствующие себя солидные системы Хмельницкого, Черкасс, Кривого Рога, Днепра и остальных. Четыре сети открылись до начала Второй Мировой войны - в столицах Киеве и Харькове, а также в Донецке и Черновцах (при Румынии).

Все 5 закрытых троллейбусных систем относятся к малым городам Донбасса.

Подвижной состав украинских троллейбусных сетей по большей части представлен местными «Богданами», ЛАЗами (Львовский автобусный завод) и машинами с днепровского ЮжМаша.

Зелёным во всех таблицах заштрихованы работающие системы, красным - закрытые.

Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай
Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай

4. Крым - настоящая троллейбусная страна. Кроме исправно работающих городских сетей тут находится самая длинная в мире междугородняя линия.

Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай
Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай

5. Уникальность линии состоит не только в самом факте её существования, но и в чудесных пейзажах, наблюдаемых за окном.

-5

6. Самой массовой машиной на улицах советских городов был великий ЗиУ-682. Каждый, кому больше 25 лет, наверняка помнит его запоминающийся внешний облик и холодный салон с непритязательным интерьером, впрочем, они в небольшом количестве и поныне продолжают работать.

Его выпускали на Энгельсском заводе электрического транспорта (известном также как «Тролза» и завод имени Урицкого) с 1972 по 2016 год в различных модификациях. Всего было произведено 42 000 экземпляров!

ЗиУ колесил во всех уголках СССР от Мурманска до Душанбе и от Кёнигсберга до Владивостока.

Отмечу, что на «Тролзе» сейчас выпускаются более современные модели.

-6

7. В странах Балтии, как в настоящей Европе, нет проблем с электрическим транспортом. Подвижной состав всех четырёх сетей представлен современными чешскими «Škoda» и польскими «Solaris Trollino».

-7

8. Ад, мрак и дичь творится с троллейбусом в Средней Азии в той же степени, что и с трамваем. Счастливым исключением является Кыргызстан, где худо-бедно работают все три системы. Отмечу также уникальную междугороднюю линию Угренч-Хива в Узбекистане.

Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай
Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай

9. В Молдове трамваев нет, а вот троллейбусов очень много. Сеть Кишинёва выделяется своей масштабностью (больше маршрутов действует только в Киеве, Минске и Петербурге) и ещё одной междугородней линией Тирасполь-Бендеры.

Солончены - совершенно поразительная история. В начале 90-х это село, никогда не обладавшее городским статусом, обзавелось троллейбусом для подвоза жителей к совхозу. Проект не смог себя содержать и быстро схлопнулся, но случай уникальный.

Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай
Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай

10. Традиционно в Беларуси всё по кайфу с любым транспортом: работают все 7 сетей. Кроме всех 6 областных центров троллейбус ходит в Бобруйске, при этом в Минске, Гомеле и Гродне системы более чем серьёзные. Основу парков составляют машины местного производства. Всем стоило бы поучиться.

-10

11. АКСМ-20101 в Гродне:

-11

12. В Закавказье обстановка с троллейбусным движением плачевная, этот вид транспорта выпилили даже в столицах. Все позорные закрытия пришлись на 2000-е годы.

Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай
Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай

13. В РФ действует 78 систем, но они преимущественно небольшие. В общем-то, по-настоящему великий троллейбусный город остался один - это Петербург. Солидными сетями обладают также Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, внезапно Чебоксары, Самара и Рязань. Некогда троллейбусная столица мира Москва осталась с единственным экскурсионным маршрутом, и это полный позор, непотребство и вредительство городских «властей» во главе с Собяниным. Длина сети столичного троллейбуса доходила до 900 километров!

**Троллейбус в Кёнигсберге появился в 1943 году, но был по понятным причинам закрыт. Повторное открытие состоялось в 1975 году.

Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай
Звёздочкой отмечены города, в которых когда-то существовал трамвай

14. Уничтоженных систем не так много, но всё равно за каждую из них грустно. Астрахань, Архангельск и Тверь больше остальных городов прославились в позорном устранении электрического транспорта. Грозненский троллейбус перестал работать из-за войны.

В Сызрани движение запустили на средства «ЮКОСа», но компанию отжало государство, вместе с ней в скором времени сгинул и троллейбус.

**Инстербургский троллейбус относится к РФ лишь по географическому признаку, так как никогда не функционировал в этой стране.

-14

15. На Урале и в Сибири троллейбус почему-то менее популярен трамвая, и по количеству систем азиатская часть территории РФ заметно отстаёт от европейской.

-15

16. Ввиду относительной дешевизны устройства инфраструктуры у троллейбуса есть осязаемые перспективы развития. Прежде всего это касается появления участков автономного хода, то есть без «рогов». Постепенно этот вид транспорта сливается с электробусом.

Я в любом случае поддерживаю троллейбус/электробус, так как он не производит выхлопных газов. Надеюсь, эти машины когда-нибудь вытеснят вездесущие ныне басы.

Воронежский троллейбус
Воронежский троллейбус

#троллейбус #городской транспорт #город #электрический транспорт #siemens #мир

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!