По касательной я чекнул и Липецкую область, точнее, её самый интересный город - Елец. Это один из «неисторических» регионов страны - такой губернии до революции не было. По аналогии с Белгородчиной и Брянщиной его территория была составлена из районов соседних областей (Тамбовщины, Орловщины, Рязанщины), а центр поднялся при советах на тяжёлой промышленности. Елец же исторически был центром соответствующего уезда на Орловщине. Посмотрим, что тут интересного.
Можно также почитать о других городах Центральной России:
Кунгур || Смоленск || Коломна || Тверь || Торжок || Москва || ВДНХ || Третьяковская галерея || Тула. Часть 1|| Тула. Часть 2 || Орёл || Курск || Белгород || Старый Оскол || Новый Оскол || Воронеж || Рамонь || Елец || Углич || Ярославль. Часть 1 || Ярославль. Часть 2 || Кострома. Часть 1 || Кострома. Часть 2 || Иваново-Вознесенск || Шуя || Владимир. Часть 1 || Владимир. Часть 2 || Владимир. Часть 3 || Боголюбово || Юрьев-Польский. Часть 1 || Юрьев-Польский. Часть 2 || Гороховец
Больше об электрическом транспорте:
1. Я добирался в Елец самолётом через Липецк; позабавил 40-минутный перелёт с Москвы: ты только взлетел и сразу садишься. Лётное поле в свою очередь порадовало глухоманностью:
2. Здание терминала при этом довольно приличное:
3. Елец - крепкий районный центр со 100-тысячным населением, а значит и «панелек» тут достаточно. До 1917 года он был таким же солидным в этом смысле: тогда здесь жило более 50 тысяч человек.
4. Согласно официально утверждённой дате основания (1146 год) это довольно старый город, даже на год старше Москвы (что всегда вызывает особую гордость), но строго говоря, между нынешним и появившимся тогда населённым пунктом преемственности нет: в XV-XVI веках он не упоминается в документах и, по всей видимости, был покинут. В Средние века Елец входил поочерёдно в Черниговское, Карачевское и Рязанское княжества. В 1395 году Тимур (Тамерлан), один из великих завоевателей древности, в рамках своей борьбы с Золотой Ордой заодно захватил и разрушил Елец, находившийся тогда на самой окраине расселения русских. Счастье, что по каким-то причинам он не пошёл дальше, а повернул назад, но именно по этому событию я и узнал про этот город в школе.
Панорама улицы Льва Толстого:
5. Кстати, именно войны с Тимуром так ослабили Орду, что уже в следующем столетии Руси удалось избавиться от её владычества. Елец же был возобновлён в 1591 году по указу царя Фёдора Ивановича: была построена деревянная фортеция для охраны южных рубежей Московии.
Бывшая водонапорная башня на Советской (Успенской) улице служит городской доминантой с часами; до этого очень удачного применения додумались в 1975 году.
6. Пришедший к успеху Лжедмитрий I сделал только что вновь появившийся городок базой для будущей войны с Крымским ханством, сюда начали стекаться военные ресурсы, но он не успел завершить начатое. Во время последовавшего затем восстания Болотникова (одно из самых крупных восстаний в истории России 1606-1607 годов) под Ельцом были разбиты войска тогдашнего царя Василия Шуйского. Смутное время продолжалось, и в 1618 году город разрушили казаки гетмана Петра Сагайдачного, действовавшие заодно с польскими интервентами с целью простой наживы. Одним словом, Елец всякого натерпелся в начале XVII века.
7. В XVIII веке Елец становится уездным городом N Орловской губернии и развивается как крупный центр хлебной торговли и сельского хозяйства, застраивается по екатерининскому генеральному плану. В соответствии со специализацией главная площадь получила название Хлебной. Самое примечательное здание на ней - красное здание биржи (1913, по кадру справа):
8. Улица Мира (Торговая) сделана пешеходной:
9. Дореволюционной купеческой застройки в городе много, но явных шедевров нет. Впрочем, каждый такой старый дом - огромная ценность.
10. Главный среди многочисленных местных храмов - Вознесенский собор. В 1745-1845 годах на этом же месте стоял его предшественник, а сам собор строили целых 44 года, вплоть до 1889 - классический русский долгострой. Для проекта пригласили одного из топовых столичных зодчих - Константина Тона (Храм Христа Спасителя и Кремлёвский дворец в Москве), создавшего целое направление в церковной архитектуре. Это так называемый "русско-византийский стиль", распространённый и среди новоделов под стать настоящему времени.
По-моему, этому храму лучше было бы остаться зелёным (фото с Википедии). Кроме того, заметна недостроенная колокольня над входом.
11. При большевиках в 1934-1947 годах здесь было зернохранилище, потом приход восстановили. Оригинальное убранство было ими уничтожено.
12. Открыточный вид города: Вознесенский собор в створе улицы Коммунаров (Орловской).
13. Печальное название для заведения. Пока труп Ульянова не уберут с Красной площади, не будет всем нам счастья, да это просто даже не по-православному.
14. Симпатичная городская купеческая усадьба на той же улице:
15. Здоровская пожарная каланча (1865) всё на той же Орловской улице:
16. Красивый дом с наличниками на улице Ленина (Манежной) с типовым конструктивным решением первый этаж - в камне, второй этаж - в дереве.
17. Русановская богадельня на перекрёстке Карла Маркса (Воронежской) и Октябрьской (Соборной):
18. Продолжаю выборочно показывать городскую застройку. Новодельный банк на перекрёстке Льва Толстого и Ленина (Манежной) вполне сливается с общим ансамблем:
19. Преображенская церковь (1761-1771):
20. Церковь Михаила Архангела (1845-1860) кажется самой обыкновенной, но почему-то именно она произвела впечатление на великого Ивана Бунина (а в эстетическом чувстве нобелевскому лауреату не стоит отказывать):
"…Я помню тебя, Михаил.
И храм этот темный и старый,
Где ты мое сердце пленил"
Школьное образование Иван Алексеевич получал в Елецкой мужской гимназии. В настоящее время тут даже есть университет.
21. Тоже довольно обычная Успенская церковь (1815-1829):
22. Из-за того, что прошлое столетие в истории России отметилось только горем, разрушениями и трагедиями, каждое дошедшее до наших дней сооружение ценно само по себе. До революции в Ельце, стоящем на берегах реки Сосна, был лишь один постоянный мост - железнодорожный. Уже при большевиках в 1933 году был построен постоянный автомобильный мост с деревянным пролётным строением в виде фермы. Трохи позднее его назвали Каракумским в честь проходившего через город Каракумского автопробега. Во время Второй Мировой его, конечно, разрушили, а после неё восстановили уже с металлическими конструкциями. С 1979 года (с перерывом) мост только пешеходный.
К сожалению, я не смог почиллить в Ельце подольше, хотя город явно этого заслуживает. В Липецкой области это точно самое интересное место для любителей архитектуры. Думаю, я ещё сюда вернусь.
...
#елец #черноземье #город #архитектура #липецкая область #церковь
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание