Найти в Дзене
История транспорта

Эксплуатация Ил-18 в Караганде

Работа Лайнера в 154-м летном отряде Карагандинского ОАО Казахского территориального управления гражданской авиации СССР обделена вниманием историков. Она началась в апреле 1972 года, когда Ил-18 был уже снят с производства. 154-й отряд был предпоследним в СССР, освоившим этот тип. Вот как описывает это событие многотиражная газета Казахского УГА «Советский Пилот» от 10 апреля 1972 года:

Этот самолет на 27 стоянке Алма-Атинского аэропорта с бортовым номером 75659 готовился в несколько необычный рейс. Пилоты, инженеры, техники местного и Карагандинского авиапредприятий – одни с некоторой грустью, другие с радостью – относились к происходящему событию: пассажирский лайнер Ил-18 уходил из Алма-Аты навсегда, отныне он получил прописку в аэропорту индустриальной Караганды.

К себе домой на базу уводили воздушный корабль Ил-18 сами хозяева. Они давно готовились к этому событию и с нетерпением ждали момента, чтобы сесть за штурвал своей машины. Экипаж самолета, отправляющегося рейсом 719 по перегону Алма-Ата – Караганда, возглавил командир летного подразделения Олег Михайлович Смирнов. С ним летели: второй пилот Борис Иосифович Рудич, штурман Вячеслав Иванович Гузенко, бортрадист Александр Иванович Лапкин, бортмеханик Владимир Васильевич Прилепский.

В порту с нетерпением ждали самолет. И едва Ил-18 приземлился и подрулил по рулевой дорожке к месту стоянки, как к двери переднего салона был подан трап. Командир корабля . О.М. Смирнов доложил командиру авиапредприятия т. Е.Н. Семину о выполнении полетного задания. Карагандинцы встретили экипаж цветами.

Экипаж О.М. Смирнова после выполнения первого рейса возле самолета СССР-75659. Фото А.Волгина, газета «Советский Пилот» от 10 апреля 1972 года.
Экипаж О.М. Смирнова после выполнения первого рейса возле самолета СССР-75659. Фото А.Волгина, газета «Советский Пилот» от 10 апреля 1972 года.

После совершения нескольких тренировочных полетов, авиаторы Караганды вышли на своих Ил-18 на трассу Караганда – Москва. До 1973 года московский аэропорт Домодедово был единственным пунктом назначения карагандинских Ил-18: в сезон на этом направлении работало три ежедневных рейса.

В дальнейшем флот Ил-18 КОАО стал пополняться новыми самолетами. В 1974 году их было 3 , в 1976 – 4, в 1978 году – 6 в 1979 - 1980 – 9. Что позволило открыть рейсы из Караганды в Минеральные Воды, Сочи, Симферополь, а также в Ленинград и в Киев.

Ил-18В СССР-75567 на стоянке в базовом аэропорту Караганда. Фото Андрея Барова.
Ил-18В СССР-75567 на стоянке в базовом аэропорту Караганда. Фото Андрея Барова.

22 мая 1979 года Алма-Атинское авиапредприятие закончило эксплуатацию своих Ил-18, сосредоточившись на более современных типах – Ил-62, Ту-134 и Ту-154. При этом часть Ил-18, не выработавших свой ресурс, перешли карагандинцам. А так как аэропорты двух крупных развивающихся городов Казахстана – Гурьев и Шевченко (ныне, соответственно, Атырау и Актау) к тому моменту не могли принимать Ту-134 и Ту-154, то обслуживание этих узлов силами Ил-18 взяли на себя авиаторы 154-го отряда.

Базовый Ил-18 порулил на старт. Караганда. Фото Андрея Барова.
Базовый Ил-18 порулил на старт. Караганда. Фото Андрея Барова.
Ил-18 ,взлёт и уборка шасси. Караганда. Фото Андрея Барова.
Ил-18 ,взлёт и уборка шасси. Караганда. Фото Андрея Барова.

18 января 1982 года – знаковый день в истории авиации Караганды. В этот день в новом городском аэропорту приземлился первый базовый Ту-154. С этого момента и ещё на пару лет отряд работал на два аэропорта: на Ту-154 в новом аэропорту, а Ил-18 и Ан-24 – в старом городском аэропорту. Магистральные рейсы потихоньку передавались Ту-154. И наконец, последний рейс на Ил-18 Карагандинского авиапредприятия №4393/4394 Караганда – Свердловск – Казань отменен 10 мая 1984 года. Оставшиеся к тому времени две из трех машин – 75562 и 75572 передали в другие авиапредприятия страны, а 75595 списали по выработке ресурса.

Справочные данные

Таблица 1.

Список Ил-18 Карагандинского ОАО, когда-либо работавших с 1972 по 1984 гг.

75659, 75787, 75812, 75813, 75841, 75879, 75535, 75541, 75561, 75562, 75567, 75572, 75581, 75595, 75417, 75418, 75428, 74251, 74263, 75430.

Таблица 2

Рейсы 154-го Карагандинского авиаотряда на Ил-18 из аэропорта Караганда:

Алма-Ата 1979 –

Казань через Свердловск 1982, 1984

Казань через Челябинск 1983

Киев через Кустанай 1979 - 1981

Ленинград через Актюбинск 1977 - 1981

Ленинград через Магнитогорск 1980 - 1981

Минеральные Воды 1974 - 1981

Москва (Домодедово) 1972 – 1980

Новосибирск 1980 - 1984

Свердловск 1983

Симферополь через Краснодар 1975 - 1984

Симферополь через Ростов 1975 -1981

Симферополь через Волгоград 1978 - 1983

Сочи через Минеральные Воды 1973 - 1974

Сочи 1974 - 1981

Сочи через Волгоград 1982, 1984

Ташкент 1980 - 1982

Фрунзе 1983

Рейсы 154-го Карагандинского авиаотряда на Ил-18 из аэропорта Алма-Ата:

Шевченко 1980 – 1983

Рейсы 154-го Карагандинского авиаотряда на Ил-18 из аэропорта Шевченко:

Москва (Домодедово) через Гурьев 1983

Минеральные Воды 1980 - 1983

Спасибо за внимание.

#ил-18 #караганда #старый аэропорт #аэрофлот ссср