Построенный еще в шестидесятые годы тюменский аэропорт «Рощино» изначально имел взлетно-посадочную полосу длиной всего 2000 метров. Что позволяло принимать самолеты типа Ил-18, Ту-124 и с некоторыми ограничениями Ту-134. К середине семидесятых годов бурное развитие промышленности и нефтегазодобычи в Тюменской области потребовало коренным образом реконструировать аэродромную инфраструктуру для приема более современных самолетов типа Ту-154 и Ил-76. Действующую ВПП в аэропорту «Рощино» к маю 1976 года удлинили с 2000 до 2700 метров. После чего в июне 1976 года начались пассажирские рейсы №243/244 на Ту-154 по маршруту Москва (Внуково) — Тюмень. Рейсы выполняли москвичи.
Переучивание летного персонала на новый вид лайнера началось в 1979 году. А 1 июля 1980 года Второй Тюменский ОАО получил в свое распоряжение первый базовый Ту-154Б-2 СССР-85427, на котором спустя некоторое время начались регулярные пассажирские рейсы из Тюмени в московский аэропорт Домодедово.
15 августа того же года в Тюмень с завода в Куйбышеве поступает второй базовый Ту-154Б-2 СССР-85434. А всего до конца 1980 года отряд получил четыре Ту-154Б-2: СССР-85450 в ноябре и СССР-85451 в декабре. К концу 1980 года из Тюмени в Москву на Ту-154 выполнялось три ежедневных рейса, №№239/240, 241/242 и 243/244.
С 1 января 1981 года регулярные рейсы на самолетах типа Ту-154 стал принимать второй аэропорт региона — Нижневартовск. Рейс 257/258 соединил столицу Самотлора с московским аэропортом Домодедово. Преимущество Ту-154 на этой трассе по сравнению с Ту-134 было не только в большем количестве пассажирских кресел, но и в том, что Ту-154 в отличие от своего «родственника» преодолевал это расстояние без промежуточной посадки.
С 1 января 1981 года рейс 257 Домодедово — Нижневартовск выполнялся самолетом, прибывшим в Домодедово из Тюмени рейсом 240 по схеме: 240=>257=>258=>239.
С 15 мая 1981 года на направлении Тюмень — Москва введен четвертый рейс на Ту-154 взамен Ту-134: №245/246. Таким образом, к началу летней навигации 1981 года Московское направление полностью перешло на обслуживание лайнерами типа Ту-154.
С 1 мая 1981 года Ту-154 вышел на курортные направления: Тюмень — Сочи и Тюмень — Симферополь. Рейс 3193/3194 в Сочи и 3205/3206 в Симферополь теперь стали беспосадочным и по 15 мая выполняись по четыре раза в неделю, по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям, а с 15 мая сочинский рейс перешел на ежедневное обслуживание.
В течение 1981 года Второй Тюменский ОАО получил с завода два новых Ту-154Б-2 СССР-85481 и СССР-85502.
1982 год ознаменовался расширением маршрутной сети Ту-154 не только из аэропорта Рощино. В 1982 году Ту-154 стал принимать и обслуживать аэропорт Сургут. Первые рейсы из этого города, как водится, были в Москву. Самолет под рейс 253/254 Сургут — Москва подавался из Тюмени в Сургут по схеме: 3181=>254=>253=>3182.
В 1982 году «Полтинник» заменил Ту-134 на рейсе Нижневартовск — Сочи. Ранее рейс выполнялся с двумя промежуточными посадками и занимал более восьми часов в одном направлении. Продолжительность беспосадочного рейса Ту-154 из Нижневартовска в Сочи сократилась почти вдвое и составила всего 4 часа 35 минут.
В 1982 году отрядом получено три Ту-154Б-2: СССР-85498, СССР-85522 и СССР-85550. После этого поступление новых самолетов с завода прекратилось. Все поставки последующих годов в Тюмень осуществлялись из других территориальных управлений страны.
15 мая 1983 года самолеты типа Ту-154 стали принимать аэропорты Надыма и Нового Уренгоя. Рейсы, соответственно, 427/428 и 421/422 выполнялись из этих аэропортов в Московский аэропорт Домодедово. Позже, к концу 1983 года направление Москва — Надым и Москва — Новый Уренгой передали от тюменцев внуковцам. Позже, на рейсы из Внуково в Надым и Новый Уренгой в 1986 году москвичи поставили свои первые Ту-154М.
В 1985 -1987 годах изменений в маршрутной сети не произошло.
В 1988 году Ту-154 стал принимать аэропорт города Ноябрьска. Самолет под рейс 417/418 Ноябрьск — Москва (Домодедово) подавался из Тюмени рейсом 3211.
В 1989 году к списку аэропортов региона, обслуживающих рейсы на «сто пятьдесят четвертых» добавился аэропорт Нефтеюганска. Как и в предыдущем случае, московский рейс 431/432 Нефтеюганск — Москва (Домодедово) обслуживался Ту-154 Второго Тюменского ОАО, подававшегося в Нефтеюганск рейсом 3215.
По состоянию на 31 декабря 1991 года флот Ту-154 состоял из шестнадцати машин модификаций «Б-1» и «Б-2». Насколько мне известно, все тюменские Ту-154 были в компоновке на 164 пассажирских кресла. Однако коллега по увлечению Mermoz, который в те годы часто пользовался услугами Тюменского управления, как-то говорил, что как минимум самолет 85550 был в компоновке на 180 мест. Но документов, подтверждающих или опровергающих это пока не обнаружено.
Справочные данные:
Список Ту-154, когда-либо работавших в Тюмени с 1980 по 1991 гг:
85255, 85312, 85314, 85335, 85361, 85366, 85378, 85427, 85434, 85450, 85451, 85466, 85481, 85498, 85502, 85522, 85550.
Хронология открытия рейсов Тюменского УГА из аэропорта Тюмень:
Направление/годы работы
Анапа 1990 -
Краснодар 1984 -
Москва (Домодедово) 1980 -
Надым 1983, 1989 -
Нефтеюганск 1989 -
Нижневартовск 1982 -
Новый Уренгой 1983, 1989 -
Ноябрьск 1988 -
Симферополь 1981 -
Сочи 1981 -
Сургут 1982 -
Ташкент 1984 -1985, 1987 -
Хронология открытия рейсов Тюменского УГА из аэропорта Нижневартовск:
Направление/годы работы
Москва (Домодедово) 1981 -
Сочи 1982 -
Хронология открытия рейсов Тюменского УГА из аэропорта Сургут:
Направление/годы работы
Москва (Домодедово) 1982 -
Сочи 1983 -
Хронология открытия рейсов Тюменского УГА из аэропорта Надым:
Направление/годы работы
Москва (Домодедово) 1983
Симферополь через Тюмень 1990 -
Хронология открытия рейсов Тюменского УГА из аэропорта Новый Уренгой:
Направление/годы работы
Москва (Домодедово) 1983
Симферополь через Тюмень 1991 -
Хронология открытия рейсов Тюменского УГА из аэропорта Ноябрьск:
Направление/годы работы
Москва (Домодедово) 1988 -
Хронология открытия рейсов Тюменского УГА из аэропорта Нефтеюганск:
Направление/годы работы
Москва (Домодедово) 1989 -
Спасибо за внимание!
#ту-154 #аэрофлот ссср #тюмень #история авиации