Строительство автомобильных дорог отличается от других случаев применения асфальта масштабами подготовки и требованиями к качеству работ.
Дорожное полотно принимает на себя большие нагрузки, и от него требуется высокая степень надежности и долговечности. Ведь любые деформации и повреждения покрытия создают опасную для вождения обстановку. Они могут приводить к авариям и человеческим жертвам.
Строительство новой дороги состоит из таких этапов:
- Разработка проектно-сметной документации
- Разработка территории, земляные работы
- Подготовка основания
- Укладка покрытия из асфальта
- Обустройство поверхностной обработки
Давайте остановимся на каждом из них немного подробнее.
Шаг 1 – разработка проекта
Любое капитальное строительство – будь то дача за городом или федеральная трасса – начинается с создания проекта и планирования будущих работ. Этот этап имеет огромное значение. Ошибки в расчетах могут привести к быстрому разрушению всей дорожной одежды и нанести вред окружающей среде.
При проектировании новой дороги учитывается целый ряд факторов:
- Рельеф местности
- Геологические условия (тип и несущая способность грунта, уровень грунтовых вод)
- Климатические условия
- Планируемые тип и интенсивность движения на дороге
- Наличие природоохранных зон
- Экологическая нагрузка строительства
В соответствии с этим размечается участок под строительство дороги, подбирается оптимальная конструкция дорожного пирога. Все это жестко нормируется широким перечнем документов.
Вот основные из них:
- СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги» – для дорог вне населенных пунктов
- СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» – для дорог в черте населенного пункта
- СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы» – для дорог, прокладываемых по мостам и путепроводам
Но помимо них инженеры-проектировщики опираются также на различные законы, приказы, постановления, ГОСТы, локальные нормативные акты и методические рекомендации.
Шаг 2 – земляные работы
Когда план работ готов, рабочие подрядной организации отправляются на место проведения работ. Они переносят проектную разметку на местность, после чего начинают разработку территории.
Она включает следующие мероприятия:
- Снос строений и перенос инженерных коммуникаций
- Вырубку деревьев и кустарников, корчевание пней
- Снятие плодородного слоя почвы
- Выемку грунта
- Уплотнение (при необходимости – усиление) грунтового основания
Все эти работы осуществляются с применением строительной техники: экскаваторов, бульдозеров, грейдеров. Снятый грунт, если он достаточно хорошего качества, потом засыпают обратно в котлован и основательно трамбуют. В противном случае землю просто вывозят на продажу или утилизацию.
Шаг 3 – подготовка основания
Долговечность будущей трассы зависит не только от свойств верхнего покрытия, но и от надежности всей дорожной конструкции в целом.
Подстилающие слои выполняют целый ряд функций:
- Перераспределяют и гасят давление от транспорта, движущегося по покрытию
- Снижают нагрузку на земляное полотно
- Обеспечивают дренаж дорожного полотна
- Снижают нагрузку от морозного пучения грунта на покрытие
Конкретный состав дорожного «пирога» подбирается с учетом особенностей эксплуатации дороги.
Например, он может быть таким:
- Земляное полотно (уплотненный грунт)
- Песчаная подушка
- Щебеночная подушка
- Основание из тяжелого бетона или крупнозернистого асфальта
- Дорожное покрытие
Такой вариант считается наиболее прочным и надежным. Его применяют на автомагистралях, скоростных дорогах и в больших городах. А вот при строительстве небольших сельских дорог, проездов и частных парковок асфальт часто кладут прямо на песчано-щебеночную подушку.
Шаг 4 – укладка покрытия из асфальта
Дорожное покрытие принимает на себя всю механическую нагрузку от движущегося транспорта.
Кроме того, оно постоянно подвергается воздействию:
- Влаги
- Солнечной радиации
- Перепадов температуры
- Шипованных шин
- Противогололедных реагентов и других химических веществ
Поэтому для его укладки должны использоваться самые прочные, водо-, морозо- и износостойкие материалы.
Процесс укладки состоит из таких шагов:
- Розлив битумной эмульсии по основанию с использованием гудронатора
- Распределение и первичное уплотнение АБС асфальтоукладчиком
- Уплотнение покрытия при помощи дорожных катков
На дорогах с высокими нагрузками покрытие часто укладывается в несколько слоев, по 6-8 см каждый. Общая толщина асфальтобетонного покрытия на автодорогах составляет от 12 до 30 см.
Шаг 5 – поверхностная обработка
Этот этап уже не относится к обязательным. Его включают в перечень работ, если стоит задача сделать максимально долговечную дорогу, рассчитанную на высокие и экстремальные нагрузки. Или если качество итогового покрытия не совсем отвечает требованиям и его нужно дополнительно улучшить.
Поверхностная обработка заключается в обустройстве на покрытии очень тонких дополнительных слоев – толщиной не более 4 см.
Они бывают трех видов:
- Гидроизоляционный слой
На покрытие наносится битумная эмульсия или жидкая битумоминеральная смесь, в состав которой входит вяжущее и мелкий заполнитель (песок или минеральный порошок). Они закупоривают мелкие поры и трещины на поверхности асфальта, защищая его от проникновения влаги. - Шероховатый слой
Он обустраивается из АБС или битумоминеральных смесей с включением мелкого щебня. За счет него увеличиваются сцепление шин с дорогой и, как следствие, безопасность вождения. - Слой износа
Для его укладки берут мелкозернистые асфальтобетонные смеси с самыми высокими показателями прочности и истираемости – например, ЩМА. По мере необходимости этот тонкий (обычно не более 2 см толщиной) слой снимается и заменяется без демонтажа нижележащего асфальта.
Применение поверхностных обработок позволяет не только усилить покрытие при капитальном строительстве, но и продлить срок службы старых дорог.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #асфальт для дорог #асфальт для дорожного строительства #дороги из асфальта #асфальтовые дороги #полезные советы