Найти в Дзене
Грунтовозов

Технология асфальтирования дорог

Оглавление

Строительство автомобильных дорог отличается от других случаев применения асфальта масштабами подготовки и требованиями к качеству работ.

Дорожное полотно принимает на себя большие нагрузки, и от него требуется высокая степень надежности и долговечности. Ведь любые деформации и повреждения покрытия создают опасную для вождения обстановку. Они могут приводить к авариям и человеческим жертвам.

Строительство новой дороги состоит из таких этапов:

  1. Разработка проектно-сметной документации
  2. Разработка территории, земляные работы
  3. Подготовка основания
  4. Укладка покрытия из асфальта
  5. Обустройство поверхностной обработки

Давайте остановимся на каждом из них немного подробнее.

Строительство дороги – это сложный и поэтапный процесс
Строительство дороги – это сложный и поэтапный процесс

Шаг 1 – разработка проекта

Любое капитальное строительство – будь то дача за городом или федеральная трасса – начинается с создания проекта и планирования будущих работ. Этот этап имеет огромное значение. Ошибки в расчетах могут привести к быстрому разрушению всей дорожной одежды и нанести вред окружающей среде.

При проектировании новой дороги учитывается целый ряд факторов:

  • Рельеф местности
  • Геологические условия (тип и несущая способность грунта, уровень грунтовых вод)
  • Климатические условия
  • Планируемые тип и интенсивность движения на дороге
  • Наличие природоохранных зон
  • Экологическая нагрузка строительства

В соответствии с этим размечается участок под строительство дороги, подбирается оптимальная конструкция дорожного пирога. Все это жестко нормируется широким перечнем документов.

Вот основные из них:

Но помимо них инженеры-проектировщики опираются также на различные законы, приказы, постановления, ГОСТы, локальные нормативные акты и методические рекомендации.

Шаг 2 – земляные работы

Когда план работ готов, рабочие подрядной организации отправляются на место проведения работ. Они переносят проектную разметку на местность, после чего начинают разработку территории.

Она включает следующие мероприятия:

  1. Снос строений и перенос инженерных коммуникаций
  2. Вырубку деревьев и кустарников, корчевание пней
  3. Снятие плодородного слоя почвы
  4. Выемку грунта
  5. Уплотнение (при необходимости – усиление) грунтового основания

Все эти работы осуществляются с применением строительной техники: экскаваторов, бульдозеров, грейдеров. Снятый грунт, если он достаточно хорошего качества, потом засыпают обратно в котлован и основательно трамбуют. В противном случае землю просто вывозят на продажу или утилизацию.

Шаг 3 – подготовка основания

Долговечность будущей трассы зависит не только от свойств верхнего покрытия, но и от надежности всей дорожной конструкции в целом.

Подстилающие слои выполняют целый ряд функций:

  • Перераспределяют и гасят давление от транспорта, движущегося по покрытию
  • Снижают нагрузку на земляное полотно
  • Обеспечивают дренаж дорожного полотна
  • Снижают нагрузку от морозного пучения грунта на покрытие

Конкретный состав дорожного «пирога» подбирается с учетом особенностей эксплуатации дороги.

Например, он может быть таким:

  1. Земляное полотно (уплотненный грунт)
  2. Песчаная подушка
  3. Щебеночная подушка
  4. Основание из тяжелого бетона или крупнозернистого асфальта
  5. Дорожное покрытие

Такой вариант считается наиболее прочным и надежным. Его применяют на автомагистралях, скоростных дорогах и в больших городах. А вот при строительстве небольших сельских дорог, проездов и частных парковок асфальт часто кладут прямо на песчано-щебеночную подушку.

Шаг 4 – укладка покрытия из асфальта

Дорожное покрытие принимает на себя всю механическую нагрузку от движущегося транспорта.

Кроме того, оно постоянно подвергается воздействию:

  • Влаги
  • Солнечной радиации
  • Перепадов температуры
  • Шипованных шин
  • Противогололедных реагентов и других химических веществ

Поэтому для его укладки должны использоваться самые прочные, водо-, морозо- и износостойкие материалы.

Процесс укладки состоит из таких шагов:

  1. Розлив битумной эмульсии по основанию с использованием гудронатора
  2. Распределение и первичное уплотнение АБС асфальтоукладчиком
  3. Уплотнение покрытия при помощи дорожных катков

На дорогах с высокими нагрузками покрытие часто укладывается в несколько слоев, по 6-8 см каждый. Общая толщина асфальтобетонного покрытия на автодорогах составляет от 12 до 30 см.

Шаг 5 – поверхностная обработка

Этот этап уже не относится к обязательным. Его включают в перечень работ, если стоит задача сделать максимально долговечную дорогу, рассчитанную на высокие и экстремальные нагрузки. Или если качество итогового покрытия не совсем отвечает требованиям и его нужно дополнительно улучшить.

Поверхностная обработка заключается в обустройстве на покрытии очень тонких дополнительных слоев – толщиной не более 4 см.

Они бывают трех видов:

  • Гидроизоляционный слой
    На покрытие наносится битумная эмульсия или жидкая битумоминеральная смесь, в состав которой входит вяжущее и мелкий заполнитель (песок или минеральный порошок). Они закупоривают мелкие поры и трещины на поверхности асфальта, защищая его от проникновения влаги.
  • Шероховатый слой
    Он обустраивается из АБС или битумоминеральных смесей с включением мелкого щебня. За счет него увеличиваются сцепление шин с дорогой и, как следствие, безопасность вождения.
  • Слой износа
    Для его укладки берут мелкозернистые асфальтобетонные смеси с самыми высокими показателями прочности и истираемости – например, ЩМА. По мере необходимости этот тонкий (обычно не более 2 см толщиной) слой снимается и заменяется без демонтажа нижележащего асфальта.

Применение поверхностных обработок позволяет не только усилить покрытие при капитальном строительстве, но и продлить срок службы старых дорог.

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #асфальт для дорог #асфальт для дорожного строительства #дороги из асфальта #асфальтовые дороги #полезные советы