Найти в Дзене
История транспорта

Как авиаторы Латвии Ту-154 осваивали

Первые Ту-154 стали летать в рижский аэропорт зимой 1979 года рейсом 4893 Душанбе — Куйбышев — Рига. А в 1980 году началась переподготовка рижских экипажей с Ту-134 на Ту-154.

Первый собственный Ту-154Б-2, СССР-85515 20 ноября 1981 года привел в рижский аэропорт Скулте экипаж под управлением командира корабля П. Лейниекса. После нескольких дней тренировочных полетов 7 декабря на этом самолете был выполнен первый в истории Латвийского РПО ГА пассажирский рейс по маршруту Рига — Москва (Шереметьево). 30 ноября в Ригу прибыл второй Ту-154Б-2 СССР-85516, пассажирская эксплуатация которого по словам ветеранов началась 22 декабря 1981 года.

Ту-154Б-2 СССР-85516, 1990 год. Автор фото: Пол Сеймур.
Ту-154Б-2 СССР-85516, 1990 год. Автор фото: Пол Сеймур.

Больше всего новых Ту-154Б-2 Рига получила в течение 1982 года. Это были самолеты №№ 85524, 85539, 85546, 85556 и 85558. В 1982 году рижские Ту-154 заменили Ту-134 на линиях Рига — Днепропетровск — Баку, Рига — Ереван, Рига — Минеральные Воды, Рига — Симферополь, Рига — Сочи, Рига — Тбилиси.

Ту-154Б-2 СССР-85539 на перроне аэропорта Рига во время празднования Дня Воздушного флота СССР. Авиареклама.
Ту-154Б-2 СССР-85539 на перроне аэропорта Рига во время празднования Дня Воздушного флота СССР. Авиареклама.
Ту-154Б-2 СССР-85558 в экспериментальной окраске Аэрофлота СССР с синими полосами на киле заходит на посадку в московском аэропорту Шереметьево. Автор фото Сергей Цветков, источник указан на фото.
Ту-154Б-2 СССР-85558 в экспериментальной окраске Аэрофлота СССР с синими полосами на киле заходит на посадку в московском аэропорту Шереметьево. Автор фото Сергей Цветков, источник указан на фото.

Все поступавшие с завода в рижский, 280-й летный отряд Ту-154Б-2 имели компоновку на 164 пассажирских креслах с буфетом-кухней.

В 1983 году в Ригу из 235-го отряда поступили два самолета: Ту-154Б СССР-85133 и Ту-154Б-2 СССР-85456. В правительственном авиаотряде 456-й был в двухклассной компоновке, а 133-й был с VIP-салоном. Даже после переделки салона в стандартную пассажирскую компоновку, 85133 продолжал нести на себе артефакты правительственного салона — иное расположение гардеробов, туалетных комнат и др. Через несколько месяцев 85456 был передан Приволжскому управлению гражданской авиации, после чего количество Ту-154 в 280-м отряде зафиксировалось на цифре 8.

Ту-154Б СССР-85133, аэропорт Рига, конец восьмидесятых годов. Источник фотографии aviaforum.ru.
Ту-154Б СССР-85133, аэропорт Рига, конец восьмидесятых годов. Источник фотографии aviaforum.ru.

Летом 1988 года рижанам поручают помочь в освоении Ту-154 коллег из Архангельского управления. Для этой цели 10 июня 1988 года в Ригу из Внуково передают Ту-154Б-2 СССР-85304, а 18 октября 1988 года — из Шереметьево передают Ту-154Б-2 СССР-85365. 85304 имел салон на 180 пассажиров без буфета-кухни, я на нем летал в 1984 году, когда он базировался во Внуково. 85365 был со стандартным салоном на 164 кресла. На этих двух самолетах рижане совместно с архангелогородцами с 1988 года совершали пассажирские рейсы из Архангельска в Москву (Шереметьево) и Ленинград, а чуть позже — в Киев и Симферополь.

Ту-154Б-2 СССР-85365, аэропорт Шереметьево, 1988 год. Скриншот из документального фильма.
Ту-154Б-2 СССР-85365, аэропорт Шереметьево, 1988 год. Скриншот из документального фильма.

В дальнейшем в 1989 году 85304 вернули обратно во Внуково, а 85365 отдали Архангельскому УГА.

В 1991 году рижские Ту-154 вышли на международные линии, связав столицу Латвийской ССР с Хельсинки и Франкфуртом на Майне.

Справочные данные:

Список Ту-154, когда-либо работавших в Риге с 1981 по 1991 гг:

85133, 85304, 85365, 85456, 85515, 85516, 85524, 85539, 85546, 85556, 85558.

Хронология открытия рейсов Латвийского УГА из аэропорта Рига:

Направление/годы работы

Алма-Ата через Уфу, Караганду 1983 -

Алма-Ата через Уфу 1984 -

Баку 1982, 1984, 1986

Баку через Днепропетровск 1982 -

Донецк 1990 -

Ереван 1982, 1984, 1986 -

Ереван черз Анапу 1983 - 1985

Кишинев 1988 -

Краснодар 1989 -

Красноярск через Горький, Омск 1984 - 1990

Красноярск через Горький, Тюмень 1984 -1990

Красноярск через Горький 1990 -

Красноярск через Омск 1990 -

Красноярск через Тюмень 1990 -

Минеральные воды 1982 -

Москва (Шереметьево) 1981 -

Новосибирск через Ижевск 1983 -

Новосибирск через Казань 1983 -

Одесса 1983 -

Самарканд через Тбилиси 1991 -

Свердловск 1988 -

Симферополь 1982 -

Сочи 1982 -

Тбилиси 1982, 1985 -

Тбилиси через Донецк 1983 - 1984

Франкфурт на Майне 1991 -

Хельсинки 1991 -

Спасибо за внимание!

#ту-154 #рига #аэрофлот ссср #Rīga #aviācijas vēsture