Первые Ту-154 стали летать в рижский аэропорт зимой 1979 года рейсом 4893 Душанбе — Куйбышев — Рига. А в 1980 году началась переподготовка рижских экипажей с Ту-134 на Ту-154.
Первый собственный Ту-154Б-2, СССР-85515 20 ноября 1981 года привел в рижский аэропорт Скулте экипаж под управлением командира корабля П. Лейниекса. После нескольких дней тренировочных полетов 7 декабря на этом самолете был выполнен первый в истории Латвийского РПО ГА пассажирский рейс по маршруту Рига — Москва (Шереметьево). 30 ноября в Ригу прибыл второй Ту-154Б-2 СССР-85516, пассажирская эксплуатация которого по словам ветеранов началась 22 декабря 1981 года.
Больше всего новых Ту-154Б-2 Рига получила в течение 1982 года. Это были самолеты №№ 85524, 85539, 85546, 85556 и 85558. В 1982 году рижские Ту-154 заменили Ту-134 на линиях Рига — Днепропетровск — Баку, Рига — Ереван, Рига — Минеральные Воды, Рига — Симферополь, Рига — Сочи, Рига — Тбилиси.
Все поступавшие с завода в рижский, 280-й летный отряд Ту-154Б-2 имели компоновку на 164 пассажирских креслах с буфетом-кухней.
В 1983 году в Ригу из 235-го отряда поступили два самолета: Ту-154Б СССР-85133 и Ту-154Б-2 СССР-85456. В правительственном авиаотряде 456-й был в двухклассной компоновке, а 133-й был с VIP-салоном. Даже после переделки салона в стандартную пассажирскую компоновку, 85133 продолжал нести на себе артефакты правительственного салона — иное расположение гардеробов, туалетных комнат и др. Через несколько месяцев 85456 был передан Приволжскому управлению гражданской авиации, после чего количество Ту-154 в 280-м отряде зафиксировалось на цифре 8.
Летом 1988 года рижанам поручают помочь в освоении Ту-154 коллег из Архангельского управления. Для этой цели 10 июня 1988 года в Ригу из Внуково передают Ту-154Б-2 СССР-85304, а 18 октября 1988 года — из Шереметьево передают Ту-154Б-2 СССР-85365. 85304 имел салон на 180 пассажиров без буфета-кухни, я на нем летал в 1984 году, когда он базировался во Внуково. 85365 был со стандартным салоном на 164 кресла. На этих двух самолетах рижане совместно с архангелогородцами с 1988 года совершали пассажирские рейсы из Архангельска в Москву (Шереметьево) и Ленинград, а чуть позже — в Киев и Симферополь.
В дальнейшем в 1989 году 85304 вернули обратно во Внуково, а 85365 отдали Архангельскому УГА.
В 1991 году рижские Ту-154 вышли на международные линии, связав столицу Латвийской ССР с Хельсинки и Франкфуртом на Майне.
Справочные данные:
Список Ту-154, когда-либо работавших в Риге с 1981 по 1991 гг:
85133, 85304, 85365, 85456, 85515, 85516, 85524, 85539, 85546, 85556, 85558.
Хронология открытия рейсов Латвийского УГА из аэропорта Рига:
Направление/годы работы
Алма-Ата через Уфу, Караганду 1983 -
Алма-Ата через Уфу 1984 -
Баку 1982, 1984, 1986
Баку через Днепропетровск 1982 -
Донецк 1990 -
Ереван 1982, 1984, 1986 -
Ереван черз Анапу 1983 - 1985
Кишинев 1988 -
Краснодар 1989 -
Красноярск через Горький, Омск 1984 - 1990
Красноярск через Горький, Тюмень 1984 -1990
Красноярск через Горький 1990 -
Красноярск через Омск 1990 -
Красноярск через Тюмень 1990 -
Минеральные воды 1982 -
Москва (Шереметьево) 1981 -
Новосибирск через Ижевск 1983 -
Новосибирск через Казань 1983 -
Одесса 1983 -
Самарканд через Тбилиси 1991 -
Свердловск 1988 -
Симферополь 1982 -
Сочи 1982 -
Тбилиси 1982, 1985 -
Тбилиси через Донецк 1983 - 1984
Франкфурт на Майне 1991 -
Хельсинки 1991 -
Спасибо за внимание!
#ту-154 #рига #аэрофлот ссср #Rīga #aviācijas vēsture