Найти в Дзене
diletant.media

Луномобиль — выдумка американцев?

«Маленький шаг для человека — один гигантский прыжок для человечества». Так выразился американский астронавт Нил Армстронг после того, как первый раз ступил на Луну в июле 1969 года. Есть история и о первом лунном километре, который был преодолен на автомобиле.

Справедливости ради нужно сказать, что первым транспортом, хоть и беспилотным, управляемым дистанционно с Земли, был советский «Луноход-1». Он был доставлен на поверхность спутника 17 ноября 1970 года автоматической станцией «Луна-17». Этот аппарат был сконструирован и построен НПО им. Лавочкина. В принципе, были и «водители» лунохода — операторы, которые контролировали и задавали направление движения с Земли. А вот 31 июля 1971 года по поверхности Луны проехал уже первый пассажирский автомобиль — американский Lunar Roving Vehicle.

Мысль о том, что экспедицию на Луну стоит снабдить неким транспортом, появилась, наверное, одновременно с идеей отправки туда человека. Однако с реализацией этой затеи было не все так просто. Один из первых проектов был грандиозным и назывался MOLAB.

MOLAB — экспериментальный луномобиль. Источник: pinterest.com
MOLAB — экспериментальный луномобиль. Источник: pinterest.com

Это должен был быть транспорт для двух человек с закрытой кабиной. Его можно было оставить на 6 месяцев на Луне, а потом активировать. Он был герметичен и рассчитан на 14-дневную миссию. Однако для отправки MOLAB потребовался бы запуск отдельной ракеты Сатурн-5, так что идея была похоронена как слишком дорогая.

Наконец в 1969 году за разработку луномобиля взялись в Центре космических полетов Маршалла. Всего за три месяца до старта миссии «Apollo-11» была создана команда по разработке лунного ровера — Lunar Roving Task Team.

Первый лунный ровер отправился в полет уже через 17 месяцев. Максимальная дальность пробега — 65 км, скорость — до 16 км/ч, радиус поворота — 3,1 м. Максимальную скорость удалось развить лишь однажды во время миссии «Apollo-17», когда астронавты ехали со склона.

Первый лунный ровер для миссии «Apollo-15». Источник: pinterest.com
Первый лунный ровер для миссии «Apollo-15». Источник: pinterest.com

Всего построили четыре Lunar Roving Vehicle, однако, когда стало ясно, что полет «Apollo-18» не состоится, четвертый образец разобрали на запчасти.

Безусловно, для астронавтов ровер был хорошим помощником: во время «пеших» экспедиций они могли удаляться от лунного модуля только на 1,5 км, а с луномобилем — почти на 8 км. Однако не все так просто. Луномобиль нельзя было транспортировать в собранном виде, поэтому астронавтам еще приходилось монтировать некоторые детали. Как и любая техника, лунный ровер несколько раз ломался, но его всегда удавалось отремонтировать силами астронавтов. Однажды его случайно повредили сами исследователи. Один из астронавтов задел крыло ровера, в результате чего оно почти отвалилось.

Крыло. Источник: pinterest.com
Крыло. Источник: pinterest.com

Между тем до сих пор не утихают споры о том, действительно ли американцы построили эти лунные автомобили. Точнее, что американские астронавты на них действительно ездили по Луне.

Внимательные читатели и зрители нашли множество «нестыковок» в описании самого ровера. Некоторые, рассматривая снимки NASA, указывают на то, что не на всех фотографиях есть следы от колес луномобиля, да и пыль поднимается вверх, как на Земле. А учитывая силу притяжения на Луне, пыль должна «стоять столбом».

Впрочем, как минимум на часть этих вопросов уже были даны разъясняющие ответы специалистами NASА.

Подробнее