В пантеоне тибетского буддизма среди дхармапал, или защитников Учения существует пара персонажей, мимо которых не могут пройти ни романтики, ни йогины, ни готы. Это Шмашана Адхипати (IAST shmashana - крематорий; adhipati - верховный правитель) - общее имя божеств, которые изображаются в паре и трактуются как хозяева мест кремации и кладбищ. Так этих неразлучников называют в Индии.
Культ почитания покровителей мест сожжения усопших относится к направлению шиваизма. Шмашана Адхипати также интерпретируется как одна из гневных форм Шивы, чьей шакти является Кали - наиболее разрушительный аспект супруги Шивы.
Дальше следим за руками.
Идея о том, что место, в котором бренная плоть находит последний приют, заселено профильными божествами, нашла своё отражение у тибетских буддистов. Они назвали кладбищенских Отца и Мать - Читипати (IAST chita - погребальный костер; pati - правитель, хозяин). Тибетские буддисты используют оба названия: Шмашана Адхипати и Читипати.
В разных традициях тибетского буддизма Читипати связывают с разными проявлениями просветлённых существ.
В одном из вариантов Читипати считаются эманацией Махакалы. Это дхармапала, чей образ прослеживается от Бхайравы - гневной формы Шивы.
Также Читипати почитается как особая ипостась Чакрасамвары. Это идам, одна из форм просветлённого существа, персонификация одноимённой тантры, который, в свою очередь, является проявлением Будды Акшобхьи. Чакрасамвару редко можно увидеть в одиночестве, чаще всего он изображается в союзе яб-юм со своей праджней Ваджраварахи.
В живописных произведениях кладбищенские Отец и Мать изображаются в сопровождении разных дхармапал. Это могут быть Чакрасамвара и Ваджрапани.
Встречаются более насыщенные варианты, в которых Читипати изображают в окружении Махакалы, Палден Лхамо и тематически близкого Ямы, который, впервые появившись в "Ригведе", в буддизме становится владыкой смерти, повелителем ада и верховным судьёй загробного мира.
В общем, Читипати имеет отношение к смерти, которая существует столько, сколько существует человек. И поэтому кладбищенские Отец и Мать связаны с большим количеством персонажей.
О Читипати существует замечательная легенда. Эти двое были йогином и йогиней. Вдвоём они медитировали на кладбище.
Практика медитации в местах захоронений существует в некоторых традициях тибетского буддизма, например, в Чоде. Это позволяет развить искусство отрешённости от восприятия мира сансары.
Муж и жена - одна сатана, они так глубоко погрузились в медитативное состояние, что не заметили, как их физические тела умерли, плоть растащили собаки и крысы, остальное истлело до состояния скелетов. Но это их не остановило, ведь смерть у индуистов и буддистов, это не конец и это не начало, это просто переход в другое состояние.
Так в буддийской иконографии появился образ пары танцующих скелетов, мужчины и женщины. Мужской атрибут - ямаданда, или капаладанда (IAST danda - булава, дубинка; kapala - череп).
Женский атрибут - колосья и сосуд калаша, которые символизируют изобилие.
Читипати могут изображаться с карана-мудрой, которая выглядит как "коза" и символизирует защиту от негативных воздействий.
Самый редкий вариант - это Читипати в виде двух сидящих скелетов с переплетёнными руками. Такой миниатюрный раритет высотой 6,6 см фигурировал на аукционе Christie's в 2011 г. Был продан за 47 500 долларов, или 5 157 077,31 рублей. У одного из скелетов - тубус со свёрнутой бумагой.
Вся буддийская символика, в которой задействованы атрибуты, связанные со смертью, - это напоминание о бренности бытия и бесполезности страстей. Зловещие атрибуты в руках буддийских защитников Учения символизируют устранение препятствий на пути к освобождению из сансары.
Читипати также иллюстрирует идею о неделимости супругов, ведь йог и йогиня, будучи живыми и пока ещё непросветлёнными, были настолько созвучны в своих стремлениях, что прижмурились одновременно, не выходя из состояния глубокой медитации.
Это ли не идеальная история любви: просто найди себе того, с кем можно рокенроллить и после смерти.
Литература
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 27, 187-188, 266.
- Елихина Ю.И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2015. С. 406.
- Лабдон М. Отсекая надежду и страх (Устная линия передачи полного разъяснения священного учения Чод). Пер. Очирова Б. Улан-Удэ, 1996.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен