Найти тему
Кабинет Востоковеда

Читипати: любовь на этом свете и бодхи на том.

В пантеоне тибетского буддизма среди дхармапал, или защитников Учения существует пара персонажей, мимо которых не могут пройти ни романтики, ни йогины, ни готы. Это Шмашана Адхипати (IAST shmashana - крематорий; adhipati - верховный правитель) - общее имя божеств, которые изображаются в паре и трактуются как хозяева мест кремации и кладбищ. Так этих неразлучников называют в Индии.

Читипати, Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/99123
Читипати, Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/99123

Культ почитания покровителей мест сожжения усопших относится к направлению шиваизма. Шмашана Адхипати также интерпретируется как одна из гневных форм Шивы, чьей шакти является Кали - наиболее разрушительный аспект супруги Шивы.

Кали в ипостаси Шмашана Адхипати, или покровительницы крематория. Северная Индия, Химачал-Прадеш, ок. 1740 г. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art, LACMA) учётный номер: M.80.101. Эл. ресурс URL: https://collections.lacma.org/node/244366
Кали в ипостаси Шмашана Адхипати, или покровительницы крематория. Северная Индия, Химачал-Прадеш, ок. 1740 г. Музей искусств округа Лос-Анджелес (англ. Los Angeles County Museum of Art, LACMA) учётный номер: M.80.101. Эл. ресурс URL: https://collections.lacma.org/node/244366

Дальше следим за руками.

Идея о том, что место, в котором бренная плоть находит последний приют, заселено профильными божествами, нашла своё отражение у тибетских буддистов. Они назвали кладбищенских Отца и Мать - Читипати (IAST chita - погребальный костер; pati - правитель, хозяин). Тибетские буддисты используют оба названия: Шмашана Адхипати и Читипати.

В разных традициях тибетского буддизма Читипати связывают с разными проявлениями просветлённых существ.

В одном из вариантов Читипати считаются эманацией Махакалы. Это дхармапала, чей образ прослеживается от Бхайравы - гневной формы Шивы.

Махакала. Китай, XV-XVI вв. Эрмитаж. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465631
Махакала. Китай, XV-XVI вв. Эрмитаж. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465631

Также Читипати почитается как особая ипостась Чакрасамвары. Это идам, одна из форм просветлённого существа, персонификация одноимённой тантры, который, в свою очередь, является проявлением Будды Акшобхьи. Чакрасамвару редко можно увидеть в одиночестве, чаще всего он изображается в союзе яб-юм со своей праджней Ваджраварахи.

Чакрасамвара с праджней. Тибет, XVII в. Эрмитаж. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465612
Чакрасамвара с праджней. Тибет, XVII в. Эрмитаж. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/465612

В живописных произведениях кладбищенские Отец и Мать изображаются в сопровождении разных дхармапал. Это могут быть Чакрасамвара и Ваджрапани.

Читипати. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/590
Читипати. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/590

Встречаются более насыщенные варианты, в которых Читипати изображают в окружении Махакалы, Палден Лхамо и тематически близкого Ямы, который, впервые появившись в "Ригведе", в буддизме становится владыкой смерти, повелителем ада и верховным судьёй загробного мира.

Читипати. Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31901
Читипати. Тибет. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31901

В общем, Читипати имеет отношение к смерти, которая существует столько, сколько существует человек. И поэтому кладбищенские Отец и Мать связаны с большим количеством персонажей.

Читипати. Китай, XVIII в. Частная коллекция. HAR № 16823, эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/16823
Читипати. Китай, XVIII в. Частная коллекция. HAR № 16823, эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/16823

О Читипати существует замечательная легенда. Эти двое были йогином и йогиней. Вдвоём они медитировали на кладбище.

Практика медитации в местах захоронений существует в некоторых традициях тибетского буддизма, например, в Чоде. Это позволяет развить искусство отрешённости от восприятия мира сансары.

Читипати. Тибет, XV в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/462
Читипати. Тибет, XV в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/462

Муж и жена - одна сатана, они так глубоко погрузились в медитативное состояние, что не заметили, как их физические тела умерли, плоть растащили собаки и крысы, остальное истлело до состояния скелетов. Но это их не остановило, ведь смерть у индуистов и буддистов, это не конец и это не начало, это просто переход в другое состояние.

Так в буддийской иконографии появился образ пары танцующих скелетов, мужчины и женщины. Мужской атрибут - ямаданда, или капаладанда (IAST danda - булава, дубинка; kapala - череп).

Женский атрибут - колосья и сосуд калаша, которые символизируют изобилие.

Читипати могут изображаться с карана-мудрой, которая выглядит как "коза" и символизирует защиту от негативных воздействий.

Читипати. Монголия, XIX в. Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара, Улан-Батор. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/50293
Читипати. Монголия, XIX в. Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара, Улан-Батор. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/50293

Самый редкий вариант - это Читипати в виде двух сидящих скелетов с переплетёнными руками. Такой миниатюрный раритет высотой 6,6 см фигурировал на аукционе Christie's в 2011 г. Был продан за 47 500 долларов, или 5 157 077,31 рублей. У одного из скелетов - тубус со свёрнутой бумагой.

Читипати. Тибет, XIX в. Серебро. Выс. - 6,6 см. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5417170
Читипати. Тибет, XIX в. Серебро. Выс. - 6,6 см. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5417170

Вся буддийская символика, в которой задействованы атрибуты, связанные со смертью, - это напоминание о бренности бытия и бесполезности страстей. Зловещие атрибуты в руках буддийских защитников Учения символизируют устранение препятствий на пути к освобождению из сансары.

Читипати. Китай, XVIII в. Частная коллекция. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/16823
Читипати. Китай, XVIII в. Частная коллекция. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/16823

Читипати также иллюстрирует идею о неделимости супругов, ведь йог и йогиня, будучи живыми и пока ещё непросветлёнными, были настолько созвучны в своих стремлениях, что прижмурились одновременно, не выходя из состояния глубокой медитации.

Читипати. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31933
Читипати. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31933

Это ли не идеальная история любви: просто найди себе того, с кем можно рокенроллить и после смерти.

Читипати. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31933
Читипати. Тибет, XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/31933

Литература

Кабинет Востоковеда

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен