В "Ригведе" начинается история Ямы, повелителя царства мёртвых. В индуизме Яма является первым человеком, который сделал то, что раньше не смогли другие люди и не сумели боги. Он умер.
Первый человек, который принял смерть, стал царём загробного мира, находящегося на небесах. Причём, это наиболее высокая часть неба, расположенная над всеми остальными богами (Ригведа, X, с. 411).
В индийской каменной скульптуре X в. у Ямы присутствует дубинка с черепом. В "Ригведе" об этом атрибуте не говорится. Либо упоминание содержится в более поздних текстах, либо это заслуга мастеров, создававших образы божеств настолько наглядно, чтобы любой человек мог сразу понять, кого он видит.
Впоследствии пантеону тибетского буддизма тоже потребовался свой "бог смерти". Взяв за основу индуистского Яму, буддисты создали своего царя загробного мира.
И в буддизме с Ямой связана трагическая история о том, как благочестивый человек наломал дров, поддавшись гневу, и бодхисаттве мудрости Манджушри пришлось принять гневную форму Ямантаки для того, чтобы усмирить его.
Что интересно, булава с ухмыляющимся черепом или булава-скелет встречаются в буддийских изображениях Ямы. В обоих вариантах череп может быть увенчан драгоценностью или половиной ваджры (Бир, 2013, с. 187-188). Предназначение этой булавы в руках Ямы Дхармараджи - усмирение вредоносных духов.
В представлениях буддистов Яма является верховным судьёй загробного мира. Поэтому к буддийскому Яме применяется эпитет Дхармараджа (IAST dharma - дхарма; raja - повелитель), то есть владыка дхармы.
Как оказалось, булава с черепом, которую держит в правой руке Яма Дхармараджа, воспроизводится в декоративно-прикладном искусстве как ритуальный атрибут.
На санскрите этот предмет называют ямадандой (IAST yama - Яма; danda - дубинка, булава), или булавой Ямы, а также капаладандой (IAST kapala - череп).
Этот ритуальный атрибут используется в обрядовых практиках высшего буддийского духовенства. Поэтому в изготовление ямаданды вкладывались наиболее ценные ресурсы. Эти предметы представляют собой большую редкость.
Один из образцов длиной 52 см хранится в парижском Музее Гиме. И череп здесь выполнен из слоновой кости. И ещё один 40 см длиной фигурировал на аукционе Bonhams в 2020 г.
Потрясающее произведение, выполненное из золота, серебра и железа с чернением. На тулове булавы золото и серебро образуют шахматный узор.
Верхняя часть этой ямаданды из частной коллекции украшена ухмыляющимся, или, как трактуют этот элемент в тибетском искусстве, надменным черепом.
Ещё на аукционе Bonhams в 2018 г. фигурировали парные ямаданды.
Парные ямаданды встречаются у Читипати - главных неразлучников тибетского буддизма.
На примере подобных предметов культа и произведений искусства очевидно то, что в буддизме отношение к смерти носит оптимистичный характер. Смерть - это не начало и это не конец.
Улыбчивый череп ямаданды призван напоминать о том, что к жизненным перипетиям всегда нужно относиться проще: наслаждаться хорошим, а плохое - тоже к лучшему. А в широком смысле каждое живое существо рано или поздно освободится из сансары.
Литература
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 187-188.
- Ригведа. Мандалы IX-X. Пер. Елизаренковой Т. Я. М.: Наука, 1999.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен