Вот что говорилось в Наставлении по производству полётов в разделе «Партийно-политическая работа» про содержание работы замполитов:
«… 12. Основным содержанием партийно-политической работы в ходе организации летной подготовки являются мобилизация личного состава авиации Вооруженных Сил СССР на обеспечение постоянной боевой готовности полков и частей (подразделений) обеспечения, формирование у воинов-авиаторов глубокой идейной убежденности, высоких морально-политических, боевых и психологических качеств, совершенствование воздушной выучки и боевого мастерства летных экипажей, полное и эффективное освоение боевых возможностей авиационных комплексов, обеспечение безопасности полетов, повышение организованности и укрепление воинской дисциплины, забота о здоровье, отдыхе и питании личного состава, о соблюдении летным составом предполетного режима.»
Что тут неясного или лишнего? Всё по делу и конкретно. Не возразишь.
Со всеми этими направлениями работы мне предстояло столкнуться в своей деятельности. Боевая готовность, воздушная выучка, дисциплина, соблюдение предполётного режима: это ежедневные мелкие и крупные вводные в эскадрилье. Про какой-то особый отдых никто не заикался в полку, было у личного состава куцее личное время. С питанием проблем в ГСВГ не было. В столовых кормили прекрасно и в магазинах можно было разнообразно отовариться. Со здоровьем тоже проблем не помню: народ молодой, а сеть медучреждений была внушительная. Служи и радуйся двойному денежному содержанию.
Ближайшая проблема, которая вставала во весь рост перед командованием и партийно-политическим аппаратом, это — переучивание на новый самолёт. Лётный состав продолжал небольшими группами теоретическое переучивание в Липецке. На оставшихся возрастала нагрузка по несению боевого дежурства. Я стал дежурить реже. В лётные смены нужно было присутствовать на полётах. А вот выходные и праздники регулярно сидел в домике дежурного звена или дома в усилении.
В марте налетал 7 часов на шести лётных сменах. Половина налёта пришлась на инструкторскую кабину. Замкомэска с очередной группой лётчиков нашей эскадрильи убыл в Липецк и его нагрузка досталась мне. Наши лётчики проходили ночную подготовку, готовились к сдаче на первый класс. Сам я летал ночью на перехваты в облаках и на пилотаж на малой высоте.
В апреле мой налёт составил 6 часов. Замкомэска вернулся с теоретического переучивания и инструкторский налёт у меня сразу снизился. Основной упор в моей лётной подготовке был сделан на полёты на малой высоте. Днём: сложный пилотаж и самолётовождение, а потом отметился на перехватах на фоне земли. Ночью тоже, наконец, дошёл до перехватов на фоне земли. Приближалось освоение МиГ-29 и надо было отметиться на самых сложных видах подготовки, чтобы продлить сроки на время переучивания на новый аппарат.
Крайний вылет на МиГ-23М у меня состоялся 21 апреля. Немного странная запись в Лётной книжке: полёт по маршруту за облаками с тремя подвесными баками. Почти два часа проболтался в воздухе на прощание с «махолётом». Зачем был нужен этот полёт? Может выработка топлива проверялась на самолёте перед передачей самолётов из полка? Не знаю. Мы с тремя баками на боевых не летали никогда.
Совершенно не помню куда делись с нашего аэродрома МиГ-23М и кто их забирал. Мне не довелось в этом участвовать. Не помню кто к нам пригнал новые МиГ-29. Но когда первая партия сделала демонстративный проход над полосой, народ возбудился. Красавец самолёт никого не мог оставить равнодушным. Большая удача для лётчика освоить новый самолёт четвёртого поколения. Мы в этом самолёте давно нуждались на западных рубежах. Смущало немного то, что спарок не было. Придётся вылетать без них. Но в этом была своя прелесть — новый опыт. Правда, режимы предпосадочного планирования МиГ-29 почти совпадали со старым самолётом. Это облегчало освоение. Но оставались неизвестными расходы ручки на планировании и приземлении, управляемость самолёта на глиссаде, управление тягой двигателей. Кабина располагалась повыше и обзор был другой. Побыстрее бы начать летать.
Сначала вылетели самостоятельно командир полка и его заместители. Отзывы первопроходцев полка о поведении самолёта, тяге, скороподъёмности и маневренности были восторженные. Это воодушевляло лётчиков и распаляло их нетерпение побыстрее самим приобщиться к полёту на современном истребителе.
Моя очередь сделать первый полёт на МиГ-29 пришла 7 мая. На предварительной подготовке к полётам в Лётную книжку занесли результаты теоретического переучивания в Липецке по дисциплинам: аэродинамика, двигатель, самолёт, авиационное оборудование, радиоэлектронное оборудование, авиационное вооружение и самолётовождение. А потом и допуск к полётам на основании приказа командира полка по результатам наземной подготовки в полку и сдачи зачётов перед полётами.
Провозил меня перед вылетом на боевом командир полка на спарке МиГ-23УБ. Была какая-то нелепость в этой провозке. Мою натренированность можно и по налёту определить, да и опыт имеется приличный. Что я должен показать такого на старой спарке, чтобы меня не допустили к самостоятельному на новом типе боевого самолёта? Не знаю. Такой порядок установили для всех лётчиков, независимо от опыта и текущей натренированности.
Слетали на спарке на сложный пилотаж. Комполка после посадки дал несколько подсказок уже из своего опыта по поведению боевого самолёта на взлёте и на глиссаде, ободряюще хлопнул меня по плечу, мол, вперёд, лети. И я поторопился к своему борту. Конечно, был в лёгком, бодрящем мандраже, который улетучился после запуска двигателей. Остались любопытство и сосредоточенность. Я впитывал новые звуки, вибрации, новые тактильные ощущения руками. Сразу на выруливании со стоянки почувствовал, что самолёт бодрее срывается с места после отпускания гашетки тормозов. А на рулении возникло ощущение, будто сижу на балконе — так разительно отличался обзор из кабины МиГ-29 от МиГ-23М. Пока рулил, пристрелялся глазами к месту взгляда во время выравнивания и посадки. Всё-таки положение кабины немного выше, чем на старом самолёте.
Взлёт производили на максимальном режиме работы двигателей. Этого было достаточно, чтобы оторваться от полосы в пределах взлётной дистанции МиГ-23М. Хорошо бы на полном форсаже взлететь! Но когда меня на разбеге вдавило в спинку кресла от ускорения и разбег оказался более скоротечный, то пришла мысль, что с полным форсажем на взлёте надо повременить. И после отрыва аппарат так бодро набирал скорость, что мне казалось будто я опаздываю с действиями по уборке шасси и закрылков. Быстрее, чем обычно, набираю высоту полёта в зону, устанавливаю номинальный режим работы двигателей. Регулирую лёгкость хода ручек управления двигателями (РУД). Самолёт режет воздух, как утюг, но легко отзывается на движения ручки. Гораздо легче, чем «махолёт».
Пока шёл до зоны, сделал небольшие змейки в горизонтальной и вертикальной плоскости, чтобы привыкнуть к новому расходу рулей на крен и тангаж. Погода была в этот майский день солнечной и безоблачной. Просто праздник в честь моего вылета! Я наслаждался прекрасным обзором из кабины, рассматривая под собой цветущую Германию.
Задание на первый полёт — простой пилотаж в зоне. Виражи, горки и пикирования, спирали.
Самолёт ловко входил в разворот, держать режим по крену и тангажу было легко. Только к расходу РУД надо было приноровиться: двигатели откликались на малейшее движение РУД ощутимым ускорением. Мощность самолёта и приёмистость впечатляла. Хорошо, что я тщательно подготовился к полёту и чётко знал режимы работы двигателем на пилотаже. Пока что я тупо устанавливал обороты в нужных местах на расчётные по тахометрам. И фиксировал отклонение режима полёта от заданного, чтобы понять как скорректировать свою работу РУС и РУД для устранения отклонений в режиме полёта.
Самолёт был послушен и лёгок в управлении. Этим он мне напомнил самолёт МиГ-17, на котором мы летали на 3 курсе училища. Эх, вот бы МиГ-17 тягу МиГ-29, а Миг-29 пушечную мощь МиГ-17! Цены самолётам не было бы. Ничего не поделаешь: пришло время умных ракет. Теперь они — главное вооружение истребителя.
На обратном пути из зоны попробовал пошуровать педалями в горизонтальном полёте: шарик заметался из стороны в сторону. Два руля направления работали эффективно.
Теперь самое трудное — заход на посадку и посадка. Самолёт легко управлялся и на планировании, вот только скорость гуляла. Никак не приспособлюсь к мощной тяге двигателей. Решил двигать РУДами поочерёдно. Скольжение не проявлялось, а расчётную скорость стало выдерживать легче.
Посадка удалась. Умостился в полосе точного приземления, вполне мягко и без подсказок РП. Для первого раза на новом самолёте, да без спарки, хорошо. Я был собой доволен. А ещё больше доволен самолётом. Мечта истребителя, а не самолёт. В превосходной маневренности и управляемости можно было не сомневаться.
Осталось оценить работу прицельного оборудования. Надеюсь и оно меня не разочарует. Истребитель четвёртого поколения, всё-таки.