Найти в Дзене
Загадки Сибири

Как “воскрес” самолет-памятник Ил-86

Привет, друзья! Неожиданный поворот случился в судьбе Ил-86 — одном из самых грандиозных советских авиационных проектов.

До недавнего времени один из последних лайнеров этого типа стоял в качестве памятника на привокзальной площади аэропорта Толмачево (Новосибирск).

Самолет Ил-86 на привокзальной площади в аэропорту Толмачево, 2018 г. (Фото автора публикации)
Самолет Ил-86 на привокзальной площади в аэропорту Толмачево, 2018 г. (Фото автора публикации)

Фотографии самолета-легенды были сделаны мной 2018 году.

Ил-86 был первым советским широкофюзеляжным пассажирским самолетом и составлял конкуренцию таким лайнерам как Boeing-777 и Airbus-380.

Кроме гражданской версии был также построен Ил-86 в варианте воздушного командного пункта для управления вооруженными силами на случай ядерной войны.

Свой первый регулярный самолет совершил в 1980 году, успев приступить к работе до начала пиковых нагрузок на советские авиалинии в связи с проведением в Москве XXII Летних Олимпийских игр.

Самолет Ил-86 на привокзальной площади в аэропорту Толмачево, 2018 г. (Фото автора публикации)
Самолет Ил-86 на привокзальной площади в аэропорту Толмачево, 2018 г. (Фото автора публикации)

Всего в период с 1976 по 1997 годы в СССР/России было изготовлено 106 самолетов Ил-86.

Лайнер с бортовым номером RA-86097 вышел из заводского цеха 17 ноября 1988 года. Изначально он служил во Внуковском авиаотряде, который потом превратился во “Внуковские авиалинии”. Затем летал в авиакомпании “Сибирь”.

Информационная табличка рядом с самолетом-памятником Ил-86. (Фото автора публикации)
Информационная табличка рядом с самолетом-памятником Ил-86. (Фото автора публикации)

В 2008 году лайнер вышел на “пенсию” вместе с другими Ил-86, которые одновременно были выведены S7 из эксплуатации.

Причем, этот самолет был единственным “сибирским” Ил-86, оставшимся в живых. Прочие подверглись утилизации.

Ил-86 с б/н RA-86097 во время взлета. (Фото из открытых источников)
Ил-86 с б/н RA-86097 во время взлета. (Фото из открытых источников)

Причиной такого решения, как в то время объясняли руководители авиакомпании, был недостаточный уровень комфорта воздушного судна для пассажиров, а также его низкая топливная эффективность и несоответствие международным стандартам.

В течение еще трех лет были выведены из эксплуатации все Ил-86 и в других авиакомпаниях.

В 2015 году единственный не уничтоженный новосибирский Ил-86 получил почетный статус самолета-памятника и было установлен для всеобщего обозрения на привокзальной площади аэропорта Толмачево. Со временем в нем планировали сделать музей.

Самолет Ил-86 на привокзальной площади в аэропорту Толмачево, 2018 г. (Фото автора публикации)
Самолет Ил-86 на привокзальной площади в аэропорту Толмачево, 2018 г. (Фото автора публикации)

Казалось, что с установкой лайнера на вечную стоянку заканчивается эпоха советских широкофюзеляжных самолетов.

…Но, похоже, летная история Ил-86 продолжится. В 2022 году в связи с введением санкций западными странами против российской авиации министр транспорта РФ Виталий Савельев предложил вернуть в строй оставшиеся лайнеры этого типа.

Это решение поддержал владелец S7 Владислав Филев.По его инициативе специалисты авиакомпании проверили новосибирский самолет-памятник и пришли к заключению, что этот лайнер пригоден для повторного ввода в эксплуатацию.

Буксировка самолета-памятника Ил-86 для восстановительных работ, март 2022 г. (Фото из открытых источников)
Буксировка самолета-памятника Ил-86 для восстановительных работ, март 2022 г. (Фото из открытых источников)

Журналистам Филев пояснил: “Ил-86 это довольно новая машина, она построена в 1988 году. Притом последние 9 лет не эксплуатировалась, а стояла как памятник советской авиации в аэропорту.

Так что ресурс у него ещё приличный, сможем быстро подготовить к работе, полетает ещё шесть-восемь лет, потом чем-то заменим”.

Планируется, что с конца марта 2022 года восстановленный Ил-86 начнет полеты из Новосибирска в Москву и Санкт-Петербург.

В связи с этим вспоминается недавняя иркутская история. Напомним, что в октябре 2020 года в столице Восточной Сибири ввели в строй паровоз-локомотив П36-0107, который четверть века простоял в качестве памятника на площади у железнодорожного депо Иркутск-Сортировочный.

Паровоз-памятник П36-0107 на КБЖД, октябрь 2020 г.
Паровоз-памятник П36-0107 на КБЖД, октябрь 2020 г.

Сейчас паровоз в качестве туристического курсирует по Кругобайкальской железной дороге.

Надо заметить, что в России почти в каждом крупном городе представлены и самолеты, и поезда, и прочая техника, установленная в качестве монументов.

Только представьте, какой мощный антисанкционный резерв они из себя представляют.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.