Найти в Дзене
Хьюстон, у нас отмена

Почему у Боинга Б-52 «Стратосферная крепость» восемь двигателей, а не четыре

Этот американский стратегический межконтинентальный бoмбapдиpoвщик Б-52 уже довольно старый, потому как разрабатывать его начали в конце 40-х годов. Но не смотря на это он до сих пор состоит на службе, и до 2030 года его не планируют не то что менять, а даже просто модернизировать. Всего было построено 744 единицы, а последний был сделан в 1962 году.

Характерная особенность этого самолёта - восемь двигателей. И отсюда резонно возникает вопрос: куда ему столько? Почему не поставить четыре, как у нормальных самолётов?

-2

Причём мало того, что их восемь, их ещё и объединили в сдвоенные гондолы и закрепили эти сдвойки на общий пилон. Довольно странная конструкция с сомнительной надёжностью. Но в то же время, не будут же американцы производить более семисот машин, не будучи уверенными в их надёжности.

Так были вопросы по поводу безопасности: если один из двигателей загорится, то второй, который в соседней гондоле, тоже может вспыхнуть и отгореть вслед за первым. Однако если бы эти восемь двигателей разместили каждый в своей гондоле и закрепили бы на отдельном пилоне, то возникли бы проблемы с креплением внешней подвески с вооружением. Восемь двигателей заняли бы весь размах крыла, и промежутков между ними было бы просто недостаточно для внешней подвески. И поэтому было решено объединить двигатели по парам.
-3

Что же касается максимальной взлётной массы Б-52, то она не такая уж и большая, всего лишь 229 тонн, а максимальная полётная масса составляет 256,7 тонны. Так для сравнения у пассажирского Боинга 747 максимальная взлётная масса 333 тонны, и ничего, летает же как-то на четырёх двигателях. Почему-то не стали ставить на него восемь. Причём у 747-го крейсерская скорость больше чем у Б-52 на 200 с лишнем км/ч.

И как удалось выяснить, причина в использовании именно восьми двигателей кроется в том, что в конце 40-х - начале 50-х годов не было достаточно мощных, экономичных и тяговитых двигателей. Но зато были от производителя Pratt & Whitney модель JT3D. Они турбовентиляторные, и тяга каждого 7710 кгс. В результате их общая тяга составляет 61680 кгс. Поставь на Б-52 четыре таких двигателя, то тяги бы просто не хватило. Из положения вышли просто - взяли и удвоили их число.
-4

И отсюда возникает ещё один вопрос: а почему не заменили двигатели, когда появились новые и более тяговитые, с восьми штук на четыре?

Вон, у пассажирских Боингов, начиная с 60-х годов двигатели от того же производителя по 20 тыс. - 25 тыс. кгс тяги развивают. Можно же было просто удалить эти спаренные гондолы и устаревшими двигателями и установить на их место более новые и тяговитые в количестве четырёх штук.

Однако командование ВВС США на это не пошло. И связано это с тем, что чем больше двигателей, тем меньше вероятность возникновения аварийной или критической ситуации во время полёта. Так например если один двигатель откажет, то у Б-52 продолжат работать семь. А если их количество уменьшить до четырёх, то в случае отказа одно из двигателей машина будет лететь на трёх. Так что сокращать число двигателей просто нет смысла.
-5

К тому же как показала практика, в случае возгорание одного из двигателей, он спокойно прогорал. Но при этом второй двигатель в общей гондоле продолжал работать. Так что вся эта архитектура даже несмотря на дефицит двигателей в то время работает надёжно по сей день уже более 50 лет.

-6