Авиационные ангары должны обеспечить сохранность дорогостоящей техники, поэтому требования к зданиям особые. Самолеты существенно отличаются друг от друга массогабаритными характеристиками, поэтому ангар должен соответствовать по размеру.
В этой статье расскажем о разновидностях авиационных ангаров по конструкции и применению.
Виды авиационных ангаров по назначению
Ангар — один из основных элементов структуры авиационно-технических баз. Это универсальное строение, которое применяют для решения различных задач:
- хранение и обслуживание летательных аппаратов;
- мойка воздушных судов;
- складское хранение средств для обслуживания и ремонта техники.
Также ангары могут быть использованы для решения других производственных, технических и логистических задач.
Виды авиационных ангаров по конструкции
Одной из основных характеристик ангаров является форма. Она влияет на возможность применения тех или иных технологий строительства и материалов.
Арочные ангары. Отличаются четкой полукруглой формой. Разделения между стенами и кровлей нет. Их основные достоинства — минимальная снеговая и ветровая нагрузка на конструкцию.
Главный недостаток — ограниченная ширина.
Арочные ангары, как правило, используют для хранения небольших частных самолетов или в качестве временных укрытий. Они мало подходят для обслуживания, так как их внутренний объем ограничен.
Прямостенные ангары. Строения классической формы с вертикальными стенами и крышей, которая может быть одно- или двускатной. Основные достоинства — отсутствие ограничений по размерам, доступность увеличения длины и ширины, возможность эффективно использовать внутренний объем.
В гражданской авиации прямостенные ангары преобладают. Их используют для хранения и обслуживания как самолетов местных воздушных линий, так и дальнемагистральных авиалайнеров.
Шатровые ангары. Главная отличительная черта — стены, «заваленные» внутрь с наклоном порядка 20°. Они сочетают в себе положительные качества арочных и прямостенных конструкций. Но их преимущества не так ярко выражены, а строительство более трудоемко, поэтому встречаются здания шатрового типа достаточно редко.
Полигональные ангары аналогичны арочным строениям с той разницей, что закругление происходит не плавно, а сегментарно. Основное преимущество в том, что детали конструкции не требуют гибки и высокой точности позиционирования в проектном положении. Снеговая и ветровая нагрузка также невелика, но и трудности с рациональным использованием внутреннего объема те же, поэтому полигональные ангары встречаются нечасто.
Бескаркасные
Бескаркасные ангары возводят из ограждающих конструкций, которые выполняют самонесущую функцию. Это постройки арочного типа. Их собирают из гнутого полукругом профилированного листового металла толщиной до 4 мм. Могут быть разборными.
Достоинства бескаркасных ангаров заключаются в относительно небольшой стоимости и высокой скорости монтажа. Вместе с тем недостатки подобных решений существенны:
- малый срок эксплуатации (5–15 лет);
- ограниченная ширина (порядка 24 м) без возможности расширения;
- слабая устойчивость к ветровым нагрузкам (несмотря на обтекаемость формы) из-за отсутствия жесткого и прочного каркаса.
Бескаркасные ангары имеет смысл возводить и использовать исключительно в качестве временных объектов инфраструктуры.
Каркасные быстровозводимые
Для возведения каркаса быстровозводимых ангаров применяют металлоконструкции из двутавров, швеллеров, труб, уголков. Сокращение сроков строительства и существенная экономия достигаются благодаря использованию листовых материалов для создания ограждающих конструкций (профлиста, сэндвич-панелей и пр.).
Металлоконструкции могут быть облегченными (из сплава на основе алюминия). В этом случае для обустройства стен используют тент. Также к легкому классу относят конструкции из гнутого оцинкованного проката толщиной до 4 мм.
Существуют различные способы соединения деталей металлоконструкций. В проектном положении их фиксируют:
- сваркой;
- болтами;
- заклепками;
Каркасные ангары могут быть разборными и стационарными в зависимости от вида соединений.
Основное преимущество, которым обладают каркасные быстровозводимые ангары на базе металлоконструкций, заключается в оптимальном соотношении стоимости, скорости строительства, надежности и долговечности (срок службы от 30 до 70 лет).
Капитальные
К капитальным ангарам причисляют строения, ограждающие конструкции которых выполнены из традиционных стеновых материалов (шлакоблок, железобетонные блоки, монолит и пр.). Они характеризуются наивысшей степенью надежности и долговечности, но требуют существенных затрат на строительство. Как правило, их используют в процессе создания стационарных военных авиабаз и называют не ангарами, а железобетонными укрытиями. В гражданском строительстве капитальные ангары не применяют.
Заключение
В конструкционном плане ангары достаточно разнообразны, что вполне естественно с учетом большого количества различных типов летательных аппаратов, их масс-габаритных и технических характеристик. Металлоконструкции обеспечивают широкий выбор архитектурных и объемно-планировочных решений для организации хранения и обслуживания авиационной техники. И такие ангары и другие металлоконструкции можно сделать под заказ.
Что еще производят из металлоконструкций и металла и где они используются, можно узнать из следующих статей.
Металлические фермы и как их используют: от железнодорожных мостов до навесов
Конструкционные стали – какими бывают и где используются
Это сделано из металла: возможности лазерной резки
Подписывайтесь на канал, если хотите знать о металлургии и металлических изделиях еще больше.
«Новаметалл Трейд» − один из ведущих производителей металлопроката и металлических изделий в России. На рынке с 2010 года.
Изображения взяты с Яндекс.Картинок и novametcom.ru.